Ходок

Валерий Максимов 2
   Привокзальный ресторан был практически пуст.Я встречал мурманский поезд,он запаздывал,и я коротал время за рюмкой коньяка и чашкой кофе.До закрытия оставалось два часа,посетителей не ожидалось,и официанты постепенно убирали приборы и скатерти.В это время в дверях появился мужчина лет сорока,оглядел зал и направился к моему столику.
 - Свободно?
   Я неопределённо пожал плечами.Говорить,что занято - глупо,отсылать за другой столик - тем более.Мужчина по-хозяйски глянул меню,поморщился.
 - Везде одно и тоже - салат,антрекот и водка.
   И тут же повторил это подошедшему официанту.Миша-официант хорошо знал как меня,так и мужчину.Ну,меня понятно - таксист,а в СССР,при отсутствии транспорта и водки,таксисты и халдеи - одна шайка-лейка.Словно прочитав мои мысли,мужчина представился:
 - Сергей.Журналист,на радио тружусь.Постоянно в разъездах,так что сюда частенько забегаю.
   Выпили.Разговорились,нашлись общие знакомые и в Союзе журналистов,и в Союзе писателей.Я посмотрел в окно на падающий мокрый снег.
 - Апрель называется,а снег,как в феврале.Угораздило Ильича в такую погоду родиться.
   Сергей закурил,коротко хохотнул и спросил:
 - Хочешь историю про день рожденья вождя?
 - Валяй,- кивнул я.
   Он налил ещё,выпил не закусывая.
   ...Было это ровно двенадцать лет назад.Страна готовилась к столетию рождения Ленина.В редакции все сбились с ног - нужен был не просто материал,а МАТЕРИАЛ! И вот,когда все варианты были исчерпаны и забракованы,народ набился в курилку,где можно было не курить - достаточно вдохнуть и заполучить полную порцию никотина от "Беломора" до болгарского "Опала" и редкого "Винстона",открылась дверь,и появилась всклокоченная голова редактора с красными от недосыпа глазами.
 - Нашёл!- выдохнул он.
   В глухом посёлке выискался мужик,который в далёком двадцатом году был снаряжён в Питер ходоком к Ленину.По возвращении односельчане поставили ему новый дом и вообще окружили лаской и заботой - как же,человек с Ильичём говорил!
   Вот у него-то и надо было взять интервью.Согласись,для журналиста удача несомненная.Это не с передовиком-трактористом беседовать.Выбор пал на меня.Задача осложнялась тем,что добраться туда весной можно было только по воздуху,самолёты садятся на лёд.Короче,последним рейсом я отправился в путь.
   На берегу меня никто не встречал.Стояла одинокая лошадь,запряжённая в сани,с которых двое мужиков тащили носилки с больным.Он держался руками за живот и только стонал,уставив седую бороду в серое небо.Двое других носили из самолёта ящики и грузили на сани.
   Лётчик матерно поминал погоду,диспетчера и с тоской поглядывал на тёмный водянистый лёд.
 - Ну что,может назад?- спросил он меня.- Рейс-то последний.
 - Ничего,выберусь,не впервой,- заверил я и направился к ездовому.
 - Привет!Не подскажешь,как вашего председателя сыскать?
   Тот деловито подтягивал подпругу.
 - Так нет его.Где-то в леспромхозе.
 - Да мне,собственно,не он и нужен,а такой Архипов.
 - Молодой или старый?
   Я мысленно прикинул - лет 70-80 выходило.
 - Да старый,видимо.
 - Это Ходок,что ли,- рассмеялся мужик.- Так улетел он.
 - Когда?!Куда?
 - Да только что,на самолёте.Приболел,вот и отправили в больницу.
   Я заметался по берегу,ощущая себя женихом,у которого из ЗАГСа сбежала невеста. Кружным путём на лесовозах и тракторах я добирался до цивилизации.
   Обида хлестала через край,когда я появился перед редактором.И он,и я прекрасно понимали,что никто не виноват - обстоятельства.Но самое главное,что время ещё было.
 - Лишь бы не помер!- с журналистским цинизмом напутствовал редактор.
   Я быстро выяснил в каком отделении находится Ходок,его состояние и с включённым микрофоном торжественно вошёл в палату.
   Архипов лежал у окна и взирал на мир в виде больничных стен.Живот давно прошёл,и ему хотелось домой.
 - Дорогие радиослушатели,- радостным голосом начал я.- Сегодня у нас есть уникальная возможность услышать рассказ о встрече нашего земляка Архипова Ивана Григорьевича с вождём мирового пролетариата от самого Ивана Григорьевича. Расскажите,как вы прибыли в Петроград,как встретились с Лениным.
   Архипов недоумённо смотрел на меня из-под одеяла,чесал бороду и молчал.Я выключил микрофон и присел на край постели.
 - Ну?
 - Чё,ну?Не запряг... - обозлился старик.
 - Дед,послушай,-ласково начал я.- Это ведь тебя ходоком к Ленину посылали?
 - Меня,- он вздохнул и попытался спрятаться под одеяло.- Господи,как вы мне все надоели:то партейцы в клуб волокут,то пионеры в школу...
 - Я на радио работаю,твой рассказ на всю республику прозвучит,а может и страну.
 - Правды,значит,хочешь?- сверкнул глазами Ходок.- Ну,включай свою хреновину.Ты знаешь,что такое шалман?
 - При чём здесь шалман?- не понял я.- Знаю,конечно.
 - Иду,значит,я по Питеру.Смотрю - шалман!Денег мне,значит,подсобрали,я и зашёл.
 - Ну-ну!Дальше!- поторопил я,прикидывая,что это легко вырежем.
 - Вышел,иду.Снова шалман,зашёл.
 - Да вы про Ленина расскажите!- не выдержал я.
   Архипов снова почесал бороду.
 - Да не видел я никакого Ленина.Проснулся в какой-то канаве.Домой на перекладных добирался.Чуть с голоду не сдох...

 - Редактор долго смеялся и отправил запись в "золотой фонд".Есть у нас такой.- закончил Сергей.
 - Выходит,напрасно мотался?- спросил я.
 - Не-а,редактор звякнул в театр.Интервью вышло в срок,как положено.У нас ведь любой чих утверждают.Кто ж решится интервью срывать.
   Я рассмеялся - прав был Ильич,захватывая радио и телеграф.Вначале было слово...