Люблю дождь! И жизнь твоя кончается на этом!..

Вахтанг Буачидзе
       Наш возраст, как известно, имеет грустное обыкновение быстро прирастать годами. Один год, второй, третий…  Вроде бы как недавно у младого юноши усы пробились, или там, к примеру, только-только вкусил он  прелесть первого женского поцелуя, а там, глядишь, и ему уже - о-го-го! Усы поседели, а из поцелуев самый ходовой – воздушный. И всё-таки неумолимо бегущее время приносит нам не только возрастные болячки. Мы обогащаемся бесценным опытом совершённых ошибок. Правда, опыт этот бесценен для людей, реально осознающих заплаченную за ошибки цену. Но чтобы реально осознать это, вовсе не обязательно быть седоусым эмпириком. Просто нужно просчитывать все последствия возможного повторения ошибок и не верить расхожему утверждению, что дважды в одну и ту же воронку снаряд не попадает.
       Снаряд попадает в одну воронку и дважды, и четырежды. В особенности, если это тепловая ракета класса «воздух-земля», пущенная в цель российским истребителем последнего поколения. Для него вся наша Грузия - одна сплошная воронка и углубить её ещё одним прямым попаданием значит поддержать боевые традиции российских летательных аппаратов предыдущей генерации. Это они двадцать с лишним лет назад бомбили Сухуми, а в горькопамятном 2008 году подобрались к окраинам Тбилиси, выстелив к нему в небе широкую дорогу ковровыми бомбардировками доброй половины всей территории Грузии. Я своими глазами видел в Боржомском ущелье выгоревшие после бомбёжки хвойные леса. Печальное зрелище! Лётчики российских ВВС искали там затаившиеся средства грузинских ПВО. Но так и не нашли. Как говорится, была бы причина, а повод всегда найдётся. Беспричинных войн не бывает.
       По причине острого желания наложить мохнатую лапу на мощнодебетные нефтескважины Ирака американцы с воздуха перелопатили эту страну якобы в поисках подземных мега-предприятий по производству оружия массового поражения. В ходе безрезультатных поисков за восемь лет войны они сами уничтожили полторы сотни тысяч иракцев, стойко сопротивлявшихся заокеанским агрессорам под водительством Буша-младшего. Не для того Буш-старший поднял «Бурю в пустыне», чтобы хоть и покинувший Кувейт брутальный президент Ирака продолжал во всеуслышание разглашать неудобную правду об американских поставках ему летального оружия во время ирако-иранской войны. Неписанное правило большой мировой политики гласит: тому, кто не хочет вовремя замолчать, со временем закрывают рот навсегда. Бывший союзник Саддам Хусейн стал непримиримым врагом Штатов сразу после того, как национализировал нефтепромышленность и закрыл в неё доступ американским инвестициям. Тут же ему вменили в вину диктаторский стиль правления страной плюс усмирение курдов-мятежников силой химического оружия, разработанного, кстати, ранее с милостивого позволения Вашингтона.
       Дальше – больше. Штатам вновь подсобила химия в лице перебежчика, специалиста означенной науки, некоего Рафида Ахмеда Алвана аль-Джанаби. Он уверил натовские спецслужбы в наличии у Хусейна оружия массового уничтожения быстрее, чем те научились правильно полностью выговаривать его фамильные данные. Так и не заучив их накрепко, цереушники нарекли беглого иракца короткой агентурной кличкой Финт. Именно непроверенные, по сути насквозь ложные показания Финта составили такую же ложную доказательную базу выступления госсекретаря США Колина Пауэра на заседании Совета безопасности ООН в феврале 2003 года. А уже в марте войска антисаддамовской коалиции ввергли население Ирака в кошмарный «Шок и трепет». Так она называлась, эта операция штатовских американцев по убеждению всех остальных жителей планеты Земля в том, что правила жизни на ней отныне диктуются только ими и только согласно их стратегическим интересам.
      В широкое поле американской переднеазиатской геостратегии Грузия вошла узким перешейком между водными пространствами Чёрного и Каспийского морей. Хотя порой первое из них и величают пренебрежительно «большой лужей» посреди Европы, замочить в ней ноги, а тем паче, постоянно держать на боевом дежурстве отнюдь не бумажные авианосцы уже давно не прочь адмиралы дислоцирующегося пока что в Средиземноморье Шестого флота США. Бравых натовских мореманов от решительного шага удерживает агрессивное недовольство России, возмущённой усилиями США окончательно прибрать к рукам углеводородные богатства Каспия и в обход российской территории транспортировать их в Европу. Богатств очень много, транзитных земель, кроме российских, объективно говоря, - маловато. Армения, вечный союзник России, со счетов сразу сбрасывается; Азербайджан прошлой осенью на саммите «Каспийской пятёрки» подписал договор о недопущении присутствия в регионе вооружённых сил нерегиональных держав, то есть США и стран НАТО. Договор существенно осложнил радужную перспективу отношений Барака Обамы с Ильхамом Алиевым и отдалил сроки наиполной реализации столь важных для Запада проектов транскаспийского нефтегазового коридора.
       По оценке Минэнерго США углеводородные ресурсы Каспийского бассейна составляют 230 миллиардов баррелей нефти и 350 триллионов кубофутов газа. Цифры умопомрачительные! Как же было Америке не положить глаз на такие несметные энергосокровища и не взять их под свою опеку, в том числе военно-полицейскую! Одна закавыка – Россия рядом… И когда конгрессмены  США ещё в 1997 году объявили Кавказ и Прикаспий зоной своих жизненных интересов, несколько позднее Совет безопасности России устами президента Путина с точностью до наоборот подтвердил то же самое. А за национальные интересы Россия издавна привыкла воевать без оглядки на понесённые человеческие потери, гибельные экономические последствия и тем более, прочие мелочи, подобные заботе о сохранении положительного международно-правового имиджа в стане цивилизованных государств. Они-то, кстати, всегда смотрели на Россию сверху вниз, но за последние двести лет наиболее мудрые из них научились свой жалостливо-презрительный взгляд вовремя отводить в сторону: а ну как русские оскорбятся и возьмутся за дубину?!. Что тогда? Тогда всем – кранты!
       «Железный канцлер» Бисмарк ещё полтора века назад предупреждал: «Никогда не воюйте с русскими. На каждую вашу военную хитрость они ответят непредсказуемой глупостью». В двадцатом столетии Адольф Гитлер не внял совету осмотрительного земляка. Моему земляку, Иосифу Сталину ценой тридцати миллионов жизней удалось выдать самолично допущенные оплошности в начальном периоде Второй мировой войны за тактико-стратегические издержки её победоносного для СССР завершения. В двадцать первом столетии другой мой соотечественник, Михаил Саакашвили, словно поменявшись местами с российским генералитетом в предостережении прозорливого Бисмарка, потерял часть страны не столько ввиду необычайной военной хитрости противника, сколько вследствие собственной политической глупости. Именно она, разгорячённая к тому же беспардонным подстрекательством вашингтонских кураторов Грузии, полностью нивелировала в Мише Саакашвили основное прирождённое качество не мелкотравчатого политика, а мудрого руководителя страны – способность предвидения. Он был обязан предвидеть роковой ход событий после ночного обстрела Цхинвали, не допустить втягивания Грузии в российско-американские разборки на Южном Кавказе и не являть миру карикатурный образ квазигосударственного мужа с чрезвычайно развитым инстинктом самосохранения.
       Моё самое горькое впечатление о военной кампании 2008 года – это телекартинка, на которой празднующий труса Михаил Николозович в коленно-локтевой позе спасается от невидимых вражеских самолётов под телами прикрывших его охранников. Из той мешанины голов и ног он выбрался целым и невредимым. Но война не детская забава, не куча-мала с участием перепуганного взрослого дяденьки. Из неё Грузия вышла без двенадцати тысяч квадратных километров своей исконной земли и, хочется верить, с правильным толкованием древней максимы, поясняющей нам, что армия львов во главе с оленем намного слабее армии оленей, возглавляемой львом. Правда, в этой аллегории, кроме явной смысловой конкретики, при добром желании можно обнаружить и подтекстовую альтернативу: не дразни хищника, пусть он гнобит своих парнокопытных…
       Не буду углубляться в дебри довольно прозрачных зоологических сравнений, скажу только, что абсолютно закономерно «пролетевший» мимо недавнего «Оскара» звягинцевский «Левиафан» с надрывной точностью демонстрирует громадную степень отторжения российской властью насущных интересов руководимого ей народа, выходящих за рамки чрезмерно активного увлечения алкоголем. Понижение цен на водку находится в пропорциональной зависимости от понижения мировых цен на нефть и происходит не только ради пополнения бюджета, но и для невозниковения у жителей  РФ нериторических вопросов о других причинах резкого падения их уровня жизни. У много пьющих и мало думающих россиян вопросов, естественно, не возникает, а непьющие думающие россияне за чашкой чая усердно клянут два основных источника экономических страданий - чиновничью коррупцию и внешнюю политику огромной страны. Так действительно ли она, по давнишнему определению императора Александра Третьего  в лучших друзьях имеет только армию и флот?
       Президент Путин верен заветам своих венценосных и компартийных предшественников. Негоже, считает он, разбазаривать классическое наследие товарища Сталина, принявшего Россию с крестьянской сохой, а оставившего с ядерным оружием. Россия и сегодня им кичится, но по мере приближения к её границам сил НАТО оборонительная мощь российской системы средств защиты от атомного нападения единственной сверхдержавы мира сходит на нет. Нарушение ядерного паритета не просто тревожит Москву. Озлобляет. И она не допустит, чтобы на подлёт к ней атомных боезарядов, скажем, с территории Украины или Грузии понадобилась всего пара минут – крайне недостаточное время для организации эффективного отражения возможной атаки, а заверениям о невозможности таковой президент Путин никогда не поверит ни Бараку Обаме, ни Петру Порошенко, ни Ираклию Аласания. Не в пример простодушному Михаилу Горбачёву, подкупленному обещанием госсекретаря США Джеймса Бейкера ни на дюйм не продвигать НАТО на европейский восток.
       Наш экс-силовик Аласания, радикальные западники и иже с ними горячо ратует за размещение в Грузии американских систем противоракетной обороны, на словах маскируемой под противовоздушную. Обе они в равной степени обладают техническими возможностями наступательного вооружения: недолго присобачить к «Пэтриоту» ядерную боеголовку и развернуть, допустим, в сторону Ростова, того самого города, до которого бывший главком наших ВС  "в случае чего" собирался гнать чужеземные танки…  А если, не приведи господь, наступит черёд нового «в случае чего», куда более масштабного, и нам вновь не удастся обратить в бегство бронетехнику супостата?.. Что тогда? Кто-нибудь придёт нам на помощь? Кто-нибудь помешает России привести в действие перенацеленные на Грузию «Искандеры» и вдобавок к огневому устранению прочих внешних раздражителей бабахнуть по натовскому учебно-тренировочному центру, возведённому к тому времени близ Тбилиси. Уж не Америка ли? Вряд ли! Нервным смехом она посмеётся над наивным девизом бескорыстных правильных дружбанов: «Сам погибай, а товарища выручай».
     Не товарищи мы с Америкой по НАТО и не бескорыстные дружбаны по жизни. А кто тогда? Да мы просто автохтонное население южнокавказской географической территории, привлекательной для Америки в транзитно-транспортном и военно-политическом отношении. Америке глубоко безразлично, убудем ли мы в процессе продолжающейся катастрофической депопуляции, отбудем ли на низкоквалифицированные отхожие промыслы в евроатлантическом направлении или массово погибнем под ракетно-бомбовыми ударами российских войск стратегического назначения. Территория-то останется. Но не факт, что она достанется Америке. Выжженная земля Донбасса ей не досталась. Ужасный поучительный пример у нас перед глазами. А у меня перед глазами ещё и выгоревшие леса Боржомского ущелья. Прошлись по ним капитально, но пусковые установки грузинских ПВО не пострадали. Их там не было. У Ирака тоже не было оружия массового уничтожения. Правда, факт этот признали после того, как Штаты уничтожили десятки тысяч иракцев. Беспричинных войн не бывает. А безумных сколько угодно и поводы к ним всегда находятся. Ввязываться в них нам не резон. У нас уже есть бесценный опыт по этой части. Обогащаться новыми ошибками – не более чем его обесценивать. Неумно при нашем-то возрасте.