Лазер из семейного альбома

Борис Готман
   Boris S. Gotman, Ph.D
 
   Сейчас по первому каналу российского телевидения демонстрируется  сериал "Семейный альбом".
      
   Речь в нём идёт о судьбе семьи бежавшего в США  советского физика, которому в СССР не дали заниматься лазерной тематикой.
      
   В США он под чужим именем создаёт первый лазер и т.д. и т.п.
      
   В фильме заняты прекрасные  актеры, и моя жена его с удовольствием смотрит. Время от времени, и я поглядываю на экран.
      
   Из фильма следует, что первый лазер создали американцы.

   Но даже я знаю, что советские физики Басов и Прохоров получили в 1964 году Нобелевскую премию именно за работы в этой области.
      
   Фильм напомнил нам с супругой, что и в нашем "семейном альбоме"  лазер тоже "отметился".

   Но, как говорится, всё по порядку.
      
   В 1968 году мне лично пришлось "плотно  заняться" лазерами. Кавычки употребил потому, что на самом деле лазерами занималась моя жена – это была тема её дипломного проекта, который она делала в Физико-техническом институте низких температур.
      
   А я взялся  сделать ей чертежи и другие графические материалы  для защиты проекта – у меня была отменная, без лишней скромности, графика.
      
   Но тут что-то не  заладилось,  начерченное каждый раз мне не нравилось,  и я опять начинал сначала. Целый месяц вечерами сидел за чертёжной доской.  Как оказалось, зря - в университете были совсем не такие уж жёсткие требования к качеству чертежей.
      
   Защита прошла блестяще. 

   Вот выдержка из характеристики, которую жене дали в университете:  "Дипломную работу выполняла в  Физико-техническом институте низких температур по теме: "Исследование некоторых параметров лазера с резонатором с линзами".   

   Принимала непосредственное  участие в создании новой  низкотемпературной камеры для оптических квантовых генераторов".
 
   Думаю, читатели знают, что "оптический квантовый генератор" – это научное название лазера.
 
   Университет она закончила в Харькове, ей настойчиво предлагали остаться работать в  Физико-техническом институте,  но я тогда служил в военной академии в Киеве, и она получила "свободный"  диплом…

   На второй или третий день по приезде в украинскую столицу жена отправилась искать работу.

   Но вернёмся к полученной ею характеристике.
 
   В первой строке этой  бумаги  было напечатано "…года рождения, еврейка, член ВЛКСМ, из служащих…"

   В столице Советской Украины городе-герое Киеве евреи в качестве физиков на работу не требовались!

   Поэтому дальше определяющего указателя "дефектной национальности" в первой строке никто и не читал…

   Можете себе представить  состояние "комсомолки, спортсменки, отличницы"!
 
   Я пошёл к своему начальнику - полковнику, доктору наук, изобретателю  краски, делавшей объекты невидимыми для радаров вероятного противника.

   Объяснил ситуацию. Полковник позвонил в Военную секцию Академии наук. Там обещали помочь.

   Через день полковник вызвал меня и вручил записку,  в которой  указывалось время,  когда  мою супругу примет директор  Института физики.
   
   Встреча состоялась, директор – это была женщина - очень тепло её приняла. 

   Но на этом всё и закончилось – начальник отдела кадров сказал, что вакансий нет,  и не будет.

   В конце концов,  она нашла – с большим трудом  - работу совсем не по специальности…

   На этом лазер из нашего семейного альбома исчез навсегда.