Размышления о посте 1-10

Николай Москвитин
Введение.

В данной работе будут связаны книга Александра Ветелева "путь к пробуждению" и Ионна Кронштатского "моя жизнь во Христе". Его (Ветелева) богословие было не словом, а делом, не званием, а существом. Не формой, а самой жизнью. Может показаться, что некоторые из первых тем противоречат этому суждению. Но на самом деле устанавливается их связь с постом, говорится о том, как они применяются  в посте

Тема 1 Как знание влияет на пост.

   Первая тема, которая у меня возникла при исследовании этих двух книг—как знание влияет на пост (?)
   Во-первых, знание дополняет пост. Знание дополняет пост возможностью  отдохнуть от духовный трудов, занимаясь наукой; проверкой верности воплощения теории в практике; управлением соблюдением внешней формы поста.
   Во-вторых, знание обогащает пост. Обогащает ворзможностью создания и изучения текста; воспоминанием научнызх текстов; устным размышлением, переходящим в молитву.
   В-третьих, знание смиряет. Усиливает познавательные амбиции человека и на правляет на активную умственную деятельность, что очень важно, так как ум—одна из важнейших вещей в духовной жизни; показывает трудность своего применения на практике;  вступает в борьбу с другим занятием—практикой поста, так что очень тнрудно соблюдать баланс этих двух вещекй, потому что, занимвяст одним, мы не занимаемся другим и потому, что они взаимосвязаны, и одно может перейти в другое.
   В неделю о мытаре и фарисее особенно важно последнее. Будем же смиряться о недостатке знания и знать, что такое смирение. Тогда мы будем как мытари, которые знают если и не много, то во всяком случае, главное—то, что Бог их простил и требует только следования за собой. А знание поможет в этом следовании.
   Мы можем, таким образом, видеть, что знание влияет на пост, дополняя и обогащая его и смиряя нас. Аминь.

Тема 2. Общение со святыми во время поста.

   Святые Божии особенно сильно общаются с нами во время поста. Сами прошедшие подвиг покаяния, почти все из них включали в него прохождение поста, более или менее строгое. Поэтому мы можем попросить у них помощи в прохождении поста. Мы можем попросить помочь нам включить его в нашу духовную жизнь, так чтобы этот элемент не был разрушающим, основанном на лицемерии, но созидающим, основанным на разумном подвиге.
   Со святыми можно общаться, только стремясь к святости, а это стремление должно усиливаться во время поста. В неделю о мытаре и фарисее мы должны последнее особенно осознать, чтобы быть как мытарь и уподобиться душам благочестивым; только тогда мы будем правильно общаться со святыми. Как смиренный со смиренным и как низший с высшим. Наше смирение в том, что мы только смиримся к святости, свойственно и самим святым мужам, ведь только этот путь правильный, и только с таким отношением и пост пройдёт хорошо, и святые нам помогут.
   Так что поститесь и смиряйтесь! Аминь.

Тема 3.  Слово Божие и пост.

   В пост особенно важно читать Слово Божие. Потому что внешнее делание должно сопровождаться внутренним, и подвиг во имя Бога требует духовной пищи, заключающейся в Слове.
   В неделю о мытаре и фарисее особенно важно читать именно Слово Божие, так как это слово смиренное, без амбиций на значительнсоть, и именно поэтому значительное. Именно поэтому, если мы будем читать Слово Божие во время поста, мы будем правильнее к нему относиться. Мы усвоим себе, что искать нужно не значительности подвига, не огромной степени его, а  всего того, что направляет к смирению, а значит, и правильному пониманию поста.
   Слово Божие формирует знание, но само оно выше всякого знания, так как говорит о Том, Кто выше всех и всего, и поэтому только воспринимаемое в сочетании с жизнью во Христе оно принесёт должный плод. Мы как низшие, без внешнего подвига воспримем Слово Божие лишь как знание, а не как Благодатное Слово. Будем же готовы к внешнему подвигу и правильному восприятию Слова Божия!
   Поэтому Слово Божие нам поможет поститься и направит на истинный путь. Путь смирения и любви. Аминь.

Тема 4. Вечные слова и пост

   Во время поста так важно не забывать о самом главном в духовной жизни. Поскольку постимся мы для приближения к Господу Иисусу Христу, к Слову, мы должны правильно воспринимать и слова об этом Слове—вечные слова, слова на все века, которые доступны любому человеку из любого народа. Это, например, Вера, Надежда, Любовь, Бог, Человек, Слово, Спасение, Счастье и другие.  Запомните эти слова и живите так, чтобы в Вашей жизни присутствовало побольше ситуаций с ними, побольше размышлений о них, побольше стремления к достижению близости к  обладанию ими.
   Именно эти слова обогащают любой текст высоким содержанием, именно эти слова никогда не умирают, именно эти слова не уничтожились за всю историю человечества. Более того, всё прейдёт, но Слова Господа не прейдут. А Слова Господа и есть вечные слова. Аминь.

Тема 5. Грехи в пост как отвлечение от Правды.

   Когда мы грешим в пост, мы забываем об истинном его смысле. Мы это можем делать, как просто отступая, так и искажая сами действия поста. Воздержание и молитва, таким образом, могут или вовсе забываться, или принимать неправильные формы.
   Неправильно—значит непрекрасно. В одном из старых сонетов говорилось, что прекрасное—в разнообразие. В мире много разнообразных форм, но те, которые содержат грех, не становятся из-за разнообразия прекрасными. Поэтому самая красота, воспринятая искажённо, оказывается нам препятствием в правильном совершении поста.
    Значит, надо не просто помнить о красоте, но и правильно к ней относиться.  Надо не просто соблюдать те-то правила, но наполнять их верным отношением к Правде. Тогда мы будем меньше грешить и больше совершать покаяние. Аминь.

6.  Милосердие Господа и пост

   Господь милостив, но Его милость касается нас только тогда, когда мы искренне исповедуем свою веру в Него. Пост—одна из форм такого исповедания.  За этот подвиг к нам ещё больше приближается милость  Божия в ответ на наше желание приблизиться к ней, в ответ на наше соблюдение канонов, с одной стороны, и на наше борение с искушениями, с другой.
   Милосердный прощает и послушных, а не только героев, если послушание прощаемых было искренне. Так и искренняя убеждённость, что если мы потрудимся для Господа насколько можем, просто исполняя заповеди Поста и добавляя хоть немного духовного подвига, приведёт нас к стяжанию милости Господней.
   Плоды такого Поста—милость ближним, так что и без внешнего подвига за милость милость получим. Забыв со временем благодать послушания внешним уставам встретим новый пост, новое углубление в себя и борение, новое послушание и смирение. Аминь.

7. Любовь к Богу и пост.

   Пост помогает возлюбить Господа. Когда раб служит господину с вниманием, он начинает любить и господина, и самое это дело.  Поэтому для него уже не имеет первостепенного значение то воздаяние за труд ради господина, которое он даёт. Вернее, он начинает правильно воспринимать это воздаяние. И любить господина.
   Так душа, исполняя внешние правила служения господу в посте и проходя этот подвиг со вниманием, возлюбляет Господа, его дары и самое стремление к  дарам. Именно последнее особенно важно среди плодов поста, и если его нет, да подготовимся в новому посту должно, дабы и провести его должно. И тогда мы возлюбим Господа и пост, дающий Любовь к Нему. Аминь.
Внутри и вне...непрерывность...сознание человека

8. О взаимосвязи усердности молитвы и поста.

   Очень важно, чтобы усердности молитва соответствовала такая же усердность поста, и наоборот. Менее строгий пост должен и молитвенно быть менее строгим,а  более строгий—соответственно. Различие в  мере усердности молитвы и поста не есть выражения послаблений или слепого самопринуждения, но прежде всего разумный подход в отношении к жизни христианина.
   Мы немощны, а мир разнообразен. Это два фактора, задающие различную строгость в молитве и посте. Проходя пост и в положенное время, как успенский, и во время разное, как Великий или Петровский, мы тем самым учимся и во временной жизни усердствовать в молитве и посте, и готовиться к вневременной молитве, к тому положению, где пост уже будет не нужен, к тому, что уже не определяется временем.
   Наполним же время нашей жизни молитвой и постом! Аминь.

9. Религиозные стихи и пост.

   В пост надо больше читать духовных книг, чем светских. И среди последних надо читать тексты, более близкие к религи—например, религиозные стихи. Это неунылое и смелое творчество во славу Божию, это творчество, приобщающее нас одновременно и к автору текста, и к Богу. Мы видим отчасти то, как видит автор Бога, и это представление даёт нам самим обильную пищу для размышления над этим творчеством.
   В пост нужно больше сосредоточиться на покаянии, поэтому, читая или пиша религиозную лирику, надо выбирать покаянные темы в это время. Нужно использовать образ плача и слёз, покаянные обращение ко Господу, постную и покаянную тематику. И тогда душа наполнится дивным звучаним, подобным пению ангелов, но это будет пение кающихся душ. Которые за покаяние в жизни вечной воспоют уже хвалебную песнь. Аминь.

10. Дух Божий и пост.

   Пост должен наполниь Дух Божий. Пост должно наполнить верное устроение души, тела и духа, верное устроение человека, так что тело подчинилось бы душе человека, душа—духу, а дух человека—Духу Божию. Это достигается путём комплексного совершенствования тела, души и духа. Там, где будет недостаток в одном, но исправить сразу не получится, надо развивать другое. Например, если нам сложно сразу усовершить свой дух, надо заниматься душой или телом, а если душа крайне грешна и не может внимать словам молитвы—хотя бы телом. Постепенно мы выберемся из подчинения души тела, а духа—души, и всё станет на свои места. Это и будет плодом истинного поста. Правильная иерархия будет результатом усердного подвига. Аминь.