Настольгия по Перми. Часть -2

Евгений Щукин
На  снимках: Вид деревни Черная со стороны  ж.д.площадки "Увал".
"Дачный"  поезд на паровозной тяге  и я  с  мамой  в 1943 году.

Эпизод  из  прошлого - первый:  «Из деревни  Черная в Мотовилиху».

Вспоминаю 1943 год. Мне 8 лет и живем  мы с  мамой в деревне Черная.  Это в 40 километрах от  вокзала Перми   в сторону Вятки,   на ж.д. площадке «Увал». 

Туда, в первый же  месяц войны, родители,  (оба  учителя) переехали из
 построенного   в  30-е годы Советской власти города  Краснокамска,    во вновь построенную  школу семилетку,  в близлежащей к городу деревне Черная.

Родители застали годы гражданской войны, (отец даже  призывался  в  армию Колчака, когда его войска в 1919 году взяли Пермь), и не понаслышке знали, что несет людям война.  Они  мудро решили переехать  в деревню,  -  зная,   что  пережить военное лихолетье  в деревне  будет легче.

В январе 42-го отца, несмотря на  «Белый билет»  (освобождение от службы по состоянию здоровья  врачами еще  при Колаке),   все же забрали на фронт.  Однако,   уже  в марте  его   отправили     из госпиталя  домой, -  умирать от  открытой  формы туберкулеза легких.

В мае 1942-го отца не  стало. Хоронили его на деревенском кладбище,  приехавшие  из Перми,   старший папин брат Николай и сестры Зинаида и Антонина, а также  учителя школы  и воспитатели детского лагеря Литфонда, эвакуированного  тогда в нашу  деревню Черная    из  блокадного Ленинграда.
 
Не знаю, -  как бы мы выжили в те  военные  годы,  не переехав в деревню?!
Нас выручал огород,  где мы  сажали картошку и  кое-какие  овощи.
Вот этим  богатством мы с мамой  считали необходимым делиться  с  родственниками  в голодающей   Перми.   

Дядя Коля  работал бухгалтером  с  зарплатой, на которую  в те годы  на  черном  рынке можно было купить лишь  одну буханку  черного хлеба.   Его жена – тетя Нюра,   не имела  специальности, и   даже      не  умела писать.

Она   с   сыном  Евгением, которому шел четырнадцатый  год,  получали  лишь  иждивенческие  карточки.  А  в день начала войны, у нее    родился второй сын  - Владимир.  Семья дяди Коли попросту – голодала.

Мама периодически  возила  им картошку, но  ездила в  Пермь обычно  одна, а тут  вдруг  решила  взять и меня.  Вот, о моем первом вояже из деревни Черная  в город Пермь  (тогда город Молотов) с грузом  картошки,  мне захотелось рассказать.

Добраться от деревни Черная   до Перми можно  было  тогда  только поездом.  Первый поезд в  Пермь  от  Чайковского останавливася на площадке "Увалы" в 6 часов утра, и  назывался  он  почему – то «Дачным», а  стоянку делал на  нашей остановке   всего  -  одну  минуту.

Первой  проблемой для нас было   -  не опоздать  к поезду.      В  кромешной  темноте  по осенней грязи или через снежные сугробы, вовремя оьказаться  на пощадке   -  было не  так  просто.

Второй проблемой было - угадать,  где  окажется открытый  тамбур, остановившегося вагона! В поисках открытого тамбура,   за одну  минуту   можно было и  не успеть оказаться  в поезде.

А третьей  проблемой было  -  суметь   с земли  дотянуться до поручней и  нижней подножки! Платформы не было, а ступеньки  были выше  моей головы. Кто,  и как  забросил нас  в вагон  (да  еще и с  наашим  грузом),  я  уже не помню.

У мамы был рюкзак с парой  ведер картошки   и у меня был заплечный мешок с морковкой, луком  и вилком  капусты.

Вагон был «сидячий»,  не отапливался, и почти  не  освещался,  -  над  дверью из тамбура  висел единственный  фонарь,  с горевшей  в нем  стеариновой  свечкой.

Мы освободились от котомок, нашли уголок, где не так дуло и пытались дремать,  впереди было часа полтора дороги.  Правда,  заснуть было нельзя, время  было голодное: – за  ведро картошки могли и жизни лишить.

А поезд  из нескольких вагонов,  неспешно  увлекаемый     дымящим  паровозиком  марки «Щ»,   (кстати,  построенный еще до революции по проекту академика Щукина -  моего однофамильца),   время - от  времени,    делал остановки,  и   подбирал новых и новых пассажиров. 

Пассажирами были в основном  женщины средних лет  и  молодые парни, по виду рабочие.   Военных  заводов в Перми было несколько и все они работали в  три смены, и    без выходных.

Я в поезде ехал  в  первый раз,  и   все   мне было  ново и интересно.
Вот проехали «Оверята», потом  «Мысы»,  - в обледенелых окнах забрезжил  рассвет.

После «Курьи»,  последней тогда остановкой перед  вокзалом  «Персь-2»,  я дыханием отогрел  кусочек окна  и  хорошо рассмотрел  замерзшую  Каму и  длинный  железнодорожный  мост через нее.   Проехали  мост  и  поезд, постукивая на стрелках, медленно подъехал  к  вокзалу.   

Уже  рассвело, морозец  градусов  в 20,  но без ветра не казался  нам  сильным,  да и одеты  мы были тепло:  на  маме были   белые  фетровые боты, меховая  доха,  подаренная  папой еще до войны,  на голове  шапка  повязанная шерстяным платком. 

Я был тоже тепло  одет:   в шапку ушанку, полупальто на вате, воротник поднят завязанным  шарфом,  на ногах подшитые  валенки,  а  на  руках  у нас  были  вязаные шерстяные варежки  (они почему-то  у нас   в деревне   назывались  испотками).

Пассажиры и мы  подошли к  трамвайной  остановке и какое-то время  ждали, пока  люди, идущие  пешком   из города на  вокзал,  не сообщили, что  по улице «Ленина»  все  трамваи стоят, –  электричество отключено.

Народ пошел пешком, а следом и мы. Нам нужно было пройти всю улицу Ленина до «Разгуляя», а потом через  железный мост  реки  «Егошихи»,  подняться в крутую гору до улицы  «Степана Разина»,  на  остановку   «Городские Горки».  Там, где теперь красуются  здания современного    Цирка, тогда там был огромный пустырь.

На нем  мой дядя Коля  и тетя Аня, перед   самой войной,  вернувшись   с  Северного Кавказа, своими  руками слепили   для  себя жилье -   глинобитную мазанку  (этакий домик с кухонькой  и  одной жилой  комнатой).  Это  и  был конечный пункт нашего путешествия. 
 
Вот сейчас  (ради любопытства) я смерил по  карте  расстояние от  вокзала  Пермь-2я  до Цирка,  так,  даже  напрямую  -  более 8 километров!

Улица Ленина   - самая длинная центральная  улица  Перми,  она    идет параллельно  реке Каме, а ее пересекают 13 улиц, которые  мне, как давно не бывашим в Перми, приятно перечислить: Хохрякова, Толмачева, Плеханова, Кирсанова, Борчанинова, Попова,  Куйбышева  Комсомольский  Проспект, Газеты  Правды,  Карла Маркса  (ныне снова -  Сибирская), далее 25-го Октября, Николая  Островского,  Клименко  и  Разгуляй  - (трамвайное кольцо).

Вот  прочитать    все названия  улиц  -  и то нужно время,  а  пройти столько улиц, пешком по заснеженным  тротуарам,(снег никто не убирал), да  еще   с грузом,   нам   потребовалось не менее 3-х часов.

В  Разгуляе   нас  пусти ли погреться в служебное помещение для вагоновожатых  и  кондукторов,  нам нужен был отдых  -  впереди был  довольно большой   отрезок пути:  через  мост и подъем   на «Городские Горки».

Отдохнув,  мы продолжили путь.   Проходя через мост,  придерживались  узенького тротуара  с  левой стороны от трамвайной линии.  Трамваи все еще стояли, а с военного    завода  Мотовилихи  все время двигались автомашины в сторону центра и  вокзалов Пермь 1-я    и  Перми 2-й.

Сразу за мостом   дорога резко заворачивала   вверх и  вправо  вдоль горы, оставив для пешеходов узенькую тропу, по которой  из-за сугробов пройти можно   было лишь друг за другом.

Идти в гору мне было  тяжело, а тропинка  забирала все круче и  круче  и была очень обледенелой.   Я шел впереди, а  мама  в шаге за  мной,   подстраховывая на этой скользкой  дорожке.   

Как я не остерегался,   но  на середине подъема   -  поскользнулся и  съехал  на проезжую часть дороги.

Я барахтался, пытаясь встать,  мне  мешала котомка,  мама тянула меня за шарф, рискуя сама оказаться  рядом, а сверху, я видел, как неумолимо,  по такой же скользкой накатанной  заснеженной брусчатке на меня  надвигалась огромная груженная машина – американский   студебеккер.

Мама,  таки,   успела  выдернуть меня из под самых колес, тяжелой  машины. 
Меня и сейчас бросает в  пот от воспоминания,   как студебеккер,  не слушаясь  тормозов,   шел юзом на меня,.

Из кабины выскочил офицер в   белом  полушубке, наградил нас  «парой ласковых», но  увидел,  что я  цел,  - запрыгнул  в  кабину,   и    вся колонна двинулась дальше.

До остановки «Городские  горки»  оставалось еще метров сто    самого крутого подъема.  Мама забрала у  меня  котомку и уже до самой  остановки держала  меня  за  воротник. А мимо нас продолжали  спускаться к станции Пермь-1  студобеккеры с военным грузом изделий Мотовилихинскго завода.

С  трамвайной остановки   «Городские горки»  начиналась  улица Степана Разина и вообще начиналась Мотовилиха  А правее,   (в сторону построенного теперь  Цирка) -  простиралось большое заснеженное поле с узенькой,  протоптанной  в снегу тропинкой,  к небольшому бараку и мазанке нашего дяди Коли, (старшего брата  моего папы).

Оказавшись в тепле,  я быстро сомлел и уже на лежанке сквозь сон слышал, как дядя Коля журил маму – зачем  взяла  с собой  сына.

Потом меня разбудили и накормили удивительно вкусным картофельным  супом.  Такого вкусного супа я больше никогда не пробовал. Тетя  Нюра, жена  дяди Коли,  была  с  Северного Кавказа, она   знала травы  и приправы, от которых ее супы,  хоть и с  парой  картофелин,   всегда были объедением.

Я «клевал носом»  и  меня опять уложили спать.  Сквозь сон я  слышал тихую  беседу взрослых, потом  дядя Коля заиграл на  скрипке     что-то такое, что у  меня запершило в горле, и навернулись слезы. Это звучала папина  скрипка,  мама,  после похорон  папы, отдала ее дяде Коле.

 Мне  вспомнилось,  как еще до войны,  я  очень  расстроил папу:  -  без спроса открыл скрипичный футляр, взял смычок и нечаянно  его  сломал.  Я натянул на голову одеяло, тихо заплакал и незаметно уснул.

Утром я ближе  познакомился   с их сыном, с моим двоюродным  братом, тоже Женей  (только  я был  Евгений Антонинович, а  он   - Евгений  Николаевич)!   Женя был на 5 лет меня  старше, ему  шел уже 14-й год.

Мы вышли на улицу,  день  был  солнечный  и безветренный с легким  морозцем. Мы встали на лыжи и   по накатанной лыжне  уехали на  горы, в тот  район, где    теперь построен трамплинный  комплекс. 

Я,  в свои 8 лет, уже хорошо стоял на лыжах  и первым  успешно  скатился по крутому  скону  до самой Ушаковки. А вот Женя на  середине спуска  упал.   И в следующие  спуски он падал, а я нет, чем заработал  его    уважение.
 
В   нашей  деревне Черная, прямо за   нашим     огородом   был     не  менее     крутой  спуск, а далее,  друг за другом   шли  Увалы, с которыми   я давно был         «на ты»,   проводя  с рузьями зимой на  них все свободное от школы  время.  Вот так началась  наша  братская  дружба, прошедшая через всю  последующую  жизнь.

Вечером мы с  мамой уезжали  в   нашу   Черную. Трамваи уже ходили  и дорога   от остановки   Городские Горки  до вокзала Пермь 2- я,   заняла   не более  часа. Провожал нас  на вокзал   Женя,   обещал   мне,    приехать   к  нам,   покататься  на лыжах.

Мама еще не раз ездила  к дяде Коле, но меня  уже   с собой  не брала.  От нее я узнал, что  мой  брат Женя, оставил учебу  в школе  и поступил на  авиамоторный завод.    Их семье,  чтобы выжить, надо  было   иметь   рабочую карточку  и взрослую норму  хлеба.

На этом заводе, в одном и том же  сборочном  цехе,  он проработал до самой  пенсии, став   на заводе  известным  человеком - опытным бригадиром  сборщиков  авиационных двигателей,   кавалером     ордена  Трудового Красного Знамени.   У меня сохранились вырезки из  газет с  портретами и статьями о нем.

Наша  дружба  продолжалась,  - приехать  покататься на лыжах на наших  крутых  Увалах он так  и не решился, а   приезжал  обычно на  выходные  дни  летом -  помогать  нам  с  мамой в посадке, прополке и уборке  картошки, а попутно  отдохнуть  на природе.

Мы  с  ним любили  побродить по ближайшим лесным  опушкам богатых грибами и  земляникой, углублялись в   дебри леса,  к знакомым мне  зарослям  малины, ходили  и за железную дорогу   в болотистую Согру   -  собирать чернику, голубику.

Когда закончилась война,  а  я стал уже старше, мама разрешала мне  с  ним  уезжать   в Пермь на недельку  и  погостить у дяди Коли.
Путь  к ним на трамвае,   от  Перми  2-й  до «Городсдких  Горок»   через злополучный  железный мост,   мне  уже не казался,  таким   длинным.

В Перми  Женя  был  моим  гидом -  знакомил меня  с городом и вообще  много уделял мне  своего времени: мы  мы ходили эагорать на  Каму, играли в  футбол и волейбол,  в городки.

В волейбол мы ходили играть на  очень близко расположенную к нашему домику, остановку   трамвая  – «Техникум»,  по улице Степана Разина. Там   было  построено  здание   Военно-Механического  техникума, (оно и сейчас  цело, прямо за   цирком),  там   тогда уже    имелись спортивные площадки.

Не знал я  тогда , что  в 1950 году, окончив  семилетку,  я  буду  его студентом.  И до 1954 года  буду жить в этом  здании,  в общежитие Молотовского  Военно-Механического  техникума.

Правда, домика дяди Коли уже не было. Им дали квартру на Комсомоьском Просекте ближе к центру города.  А  мазанку их - снесли.

Но это уже  другой эпизод  из моего прошлого! Продолжение будет.