Дым Отр Война отца

Евгений Колобов
 С немецкой стороны полетели дымовые снаряды. Они не только густо задымляли поле, но и подожгли траву. Ветер всё так же дул в нашу сторону и огненная стена стремительно приближалась.
  Я метнулся на НП и больше от нервов, чем по надобности , дал команду поджечь траву и одеть противогазы. Звучало это так:
  -Поджигай! Газы!
 Поджечь траву нужно было, чтоб большой степной огонь, набравший силу и скорость, погас на уже выжженном участке перед батареей.
  Командир был прав, огонь проскочил стремительно на оказав нам вреда, а вот от дыма, не продохнуть без противогаза. Дым такой густой, я с трудом различал свои руки.  Земля уже не вздрагивала, а постоянно тряслась. В животе заледенело, где-то в дыму ревели танки. Много танков. Стёкла резиновых масок запотели мгновенно -забыл, в попыхах, обработать стёкла. Набрал в лёгкие воздух, сдёрнул маску, плюнул не каждое стекло, растёр пальцем, одел маску.
 - Батарея, к бою!
  Какой тут бой! Видимость метр. Куда стрелять? Так раскатают полк ни за
 что ,ни про что и сами не заметят. Сердце застучало с удвоенной скоростью. Обидно! Неужели всё зря!
  Связист замахал телефонной трубкой.
  Командир:
 - Что у тебя?
 -Дым.
 -Готовность -ноль. У Горохова уже нормально видно.
 - Понял.
  И правда , видимость улучшалась, уже метров на десять, пятнадцать, пятьдесят.
  Сорвал и бросил противогаз.
 Сто метров, двести, пятьсот. Лязг и грохот есть , а танков не видно.
 Есть! Танковый клин катился под углом примерно 30 градусов к нашим позициям. Направление - Ольховатка. Остриё тяжёлые Т-4,
 сзади - средние Т-3, дальше не видно. Какая же умница нас сюда определила? Гарантировано два залпа по бортам  и как минимум один пока будут разворачиваться. Опять командир:
  -Сейчас Горохов начнёт, его прикроет первая, тебе, как можно больше, сжечь. только те кого достанешь. Мы их не остановим, а крови пустить нужно побольше.
  -Рябков, слыхал? Живо к Рафаловичу. Я к Лугачову и Бульбе. Потом сюда.
 -Уже там, командир.
  Метнулись в разные стороны. Можно было по телефону. Связь пока работала, я хотел живьём. Бойцы пусть видят- командир здесь. Неопределённость прошла , с ней пропал страх. Такую махину и пять полков ИПТА не остановят, но многие матери в Германии навсегда запомнят Ольховатку.
 -Братцы, бьём только на прямой наводке. Тех, кто  на 500 метров и ближе. Мы не их цель, мы помеха. Разделите сектора и с богом!
  Клин двигался не спешно. Тяжёлые быстро не ездят, остальные держат строй. Остриё клина -сзади, под углом 90 градусов двумя лучами, расходятся от него страшные, но подслеповатые машины. Такое построение позволяет концентрировать огонь на узком участке. Наш полк оказался с боку одной из сторон- идеальная позиция для противотанкистов. Из-за острого угла сближались мы медленно. Тут ударила дивизионная артиллерия, а может ещё кто- то. Середина армады вспучилась разрывами, а вскоре и дымами, В это время  залп Гороховской батареи. Он стрелял ,фактически, сзади, в двигательные отсеки. С нашей стороны прекрасно были видны пятиметровые огненные факелы, выхлопы пушечных выстрелов, а немцы пока не допёрли. Ещё залп. Четыре горят, один остановился, а тоже разгорелся! Сзади их обходят другие машины. Залп. Два попадания. Сенька На Героя уже настрелял, это если повезёт, конечно. Похоже засекли ушастого. С десятка полтора железных монстров начали манёвр разворота, чтоб Сенька оказался на их линии огня. Влево (внутрь клина) дороги нет, повернули вправо -прямо на нас. Теперь  это подразделение показало борты нам.
  Залп первой батареи -три попадания. Сенина батарея молчала(видать увёл людей в укрытие), а немцы не видя вспышек не знали куда стрелять. Наугад сделали по выстрелу в сторону рощи и нарвавшись на ещё один залп первой батареи(ещё 2 коробки). Танки с крестами заметались по полю. Один влетел на заминированный участок -слегка подпрыгнув, развалился на части.
 Тут мне стало недосуг наблюдать . Правая сторона клина приблизилась на прямой выстрел.
 -Батарея, огонь! Заорал я, больше для себя. Внутреннее напряжение требовало выхода.
 Открыть рот, чтоб перепонки не лопнули. Четыре огненных факела рванулись к клину, тут же грохнула батарея Прохоренко .Конец маскировки. Полк себя обозначил.