Новая тележка

Александр Васильевич Стародубцев
 До лета 1972 года перевозили людей в кузовах грузовиков и в тракторных телегах и правила движения этого не запрещали.

 А эта тележка была хороша. Новая. Пахнущая свежей краской. Выстеленная по днищу кузова железными листами. Но главное ее достоинство было в том, что она покоилась на двух осях. Голубая мечта всякого монтера, кому на работу до этой поры приходилось ездить в одноосной телеге.

 А в их бригаде колеса старой однооски были еще и на кузматике. Это когда в шинах вместо камеры – втиснуто что-то похожее на каучук. Не нужно клеить и накачивать колеса, но на колдобинах проселков ребят швыряло по кузову тележки как кусочки натрия по луже воды. Особенно когда Никола, спешит на вечер.

 Он парень холостой. У него вечером забот больше, чем у мужиков. Ему жена тарелки с ужином на стол не мечет, костюм не гладит, галстук не вяжет – все самому надо успевать. В общежитии живет. Вот и гонит машину, время экономит. А монтеры от встрясок лишь похохатывают, да еще сильнее варнака задорят: « Понужай, Никола! Гони! Не глиняные! »  А сами еще и в карты режутся. Молодые
 …
 Тележку эту, как получили, Николай всю до болтика заново перебрал. Не доверил оричевским сборщикам. Все колеса переодел и сам все подшипники  смазал и отрегулировал. На этот счет он молодец. Техника у него как часы работает.

 Но и гонять боек. На дороге никому не уступит. Как бы не избит был проселок, а любого тихоню разом обойдет. За упрямым водилой не одну версту будет тянуться, и все равно настигнет.  В неудобном повороте или на объезде в отчаянную колею машину пустит, а на твердое место выйдет первым.

 В эту тележку соломы подкинь и барином поезжай, как на перине пока тебя на край района доставят. На окраинах линии старые. Опоры от долгого стояния  устали. Да что устали, постой ка больше двух десятков лет на одной ноге, не то, что устанешь…

 А они стоят. Еще и провода держат. Напряжение большое передают. Высокое напряжение – называется. Десять тысяч вольт – сила не малая. Не то, что держать, близко подойти – любой оробеет. Вот и мотаются молодые парни в тракторных телегах из конца в конец по району, линии эти подновляют.

 На машине бы, конечно, быстрее и удобнее, да проселки в нашем нечерноземьи таковы, что и трактор иногда смущается. А иногда зароется по самые оси так, что по нескольку часов всеми известными способами его достают. И не всем известными приговорами милуют.

  Тут и Николе достается, если под неудачное настроение попадет.  Монтеры – народ прямой, в выражениях не разборчивый, особенно когда трактор в колее утонет. Но когда по нормальной дороге идет – ехать одно удовольствие.

  Колеса передней оси не суетливо из ямки выкатятся и не сразу туда задние попадут. И телегу на них не колотит, а плавно покачивает. Сиди в соломе да неторопливые разговоры говори или байки трави, такая езда ничему полезному не помешает.

 Один раз, правда, конфуз вышел. Это уже в конце марта было. Ездили ребята новую подстанцию в работу пускать. Отдаленную деревеньку осветить, какая сразу под крыло всеобщей электрификации не попала.

 Событие радостное и для крестьян и для энергетиков. Местным жителям свет и радость в дом, а монтерам, после как свет зажгут, председатель колхоза магарыч поставит. Вот все и радуются. Особо нетерпеливые уже ладони потирают. Товарищей торопят. Даже задний борт в телеге не дотерпели на место поставить, так пластом в кузов бросили.

 Ну, все они сделали честь по чести. Засветили в домах лампочки. Щей в колхозной столовой похлебали, котлетками закусили. Председателем выставленный магарыч уважили. И домой засобирались. Да и чего им было собираться – хлопнулись в солому в одну сторону головами, да и захрапели.

  А ты, Никола, вези.
 Он и везет. На полях еще везде снег лежит. Отяжелел, осел, потускнел слегка, водой напитался. А на дороге уже посреди дня лужи набухают. Двумя не глубокими колеями по проселку струятся. Вода с колес брызгает, резина агатом блестит, на солнышке отсвечивает. Ни встречных ни попутных, не езда, а одно удовольствие.

  К вечеру вода в колеях начнет подмерзать. Ледок захрустит. Заскользят колеса на откосах. А сейчас ничего. Хорошо идут. Как по рельсам.

 Скоро с проселка на большак выезжать. А большак в этом месте насыпью больше чем на метр поднят. А перед выездом трактора огромную лужу растоптали. Шире дороги. Да и воды в нее уже не мало насочилось. Грязная вода. Остыть не успевает, как опять кто-нибудь едет да баламутит. От грязи побурела, словно сусло пивное сделалась. И глубины в той луже напрудилось уже, наверное, чуть не с метр.

 Лужу-то они удачно миновали. Почти всю. Но видимо Никола тут где-то все же сплоховал, какой следует разгон не взял. Потянул он телегу в гору, да не вытянуть. Начал мотор задыхаться. А телега еще только на половину кручи зашла, высоко передний край задрался. И решил бывалый тракторист испытанный прием применить, сцеплением поиграть.

 Придавил педаль, мотору легче стало, он и опять на большие обороты бросился. Отпустил Николай педаль, трактор телегу на хороших-то оборотах и дернул. Хорошо дернул, так что силы хватило на самый верх вытащить.

 Оглянулся Никола и глазам не верит. Вся солома по железному днищу от рывка, вместе с ребятами с телеги поползла и посреди лужи в самое отчаянное место ложится. И под мужиками прогибается. До критического места прогибается. А сусло со всех краев на мужиков крутой волной бросилось.

  А они беды не слышат. Уморились по столбам пластаться. Спят сном младенцев, а кто-то еще и губами причмокивает…
 До самого поселка потом на железном полу в мокрых исподах кукожились. Хорошо, что март один раз в году бывает…