Дубно

Валентина Кочубей
Д У Б Н О
Дубно – очень  старый  город,  он  упоминается  ещё  в  повести  Н.В.  ГОГОЛЯ  «Тарас  Бульба»  Похож  он  на  большое  село,  но,  тем  не  менее,  со  всеми  признаками  города.  Есть  культпросветучилище,  кинотеатр,  Дом  Культуры,  ресторан.  Протянулся  он  на   несколько  километров  вдоль  реки    ИКВА.  Речушку  так  интересно  назвали  Иква,  похоже,  что  когда – то здесь  было  лягушиное  царство  и  только  в  одном  месте  она  действительно  напоминала  речку,  где  можно  было  купаться.  В  этом  месте  была  крепость,  крутые  берега  и  крепостные  стены,  и  даже  на  стыке  двух  притоков  сохранилось  крепостное  сооружение.  От  него  шли  казармы,  там  жили  солдаты  Советской  армии.  Мы  часто  ходили  туда  с  концертами,  ведь  училище  называлось  культпросвет.  Преподаватели  или  студенты  читали  лекции  по  истории  живописи  о  Репине,   Пластове,  Верещагине.,  а  потом  был  концерт.  Пели  очень  популярные  в  то  время  песни:  «Расскажи  мне,  рожь,  ты  о  чём  поёшь,  золотая  рожь?»  или  «Я  назову  тебя  солнышком,  только  ты  раньше  вставай,  я  назову  тебя  реченькой,  только  везде  поспевай»  Я  никак  не  могла,  да  и  не  хотела , понимать  смысл  этой  песенки.  Что  значит  раньше  вставай    и  везде  поспевай -  абсурд  какой – то.
Нарядные  студентки  пели  частушки:
              Незабудочка – цветочек,
              Незабудочка –трава,
              Не  забудь  меня,  мой  милый,
              Не  забуду  я  тебя.
                Мята,  мята  кудревата,
                Корешочек  синенький,
                Мой  милёнок  небогатый,
                Но  зато  красивенький.

     Солдатам  нравились  эти  частушки,  они  хлопали  студенткам  с  удовольствием.  После  концерта  были  танцы.    Это  здорово!    Весело  жили,  интересно!               Осенью  устраивали  большие  ярмарки  или  ярмарок,  как  называли  украинцы.  На  подводах  съезжались  крестьяне  из  разных  деревень.  И  чего  там  только  не  было!  Яблоки,  груши,  ранняя  капуста,  картошка,  редька,  морковка,  куры,  утки,  гуси,  селёдка  в  бочках,  очень  богатая  была  ярмарка.  Возы  были  полны  всякой  снеди.  Пешком  обойти  всё  это  богатство  было  невозможно,  поэтому  мне  хотелось  взлететь,  чтобы  осмотреть  всё.  Мне,  сибирячке,  выросшей  без  яблок  и  груш,  всё  это  богатство  было  особенно  интересно.    Ярмарку  устраивали  в  степи  за  городом,  степь  от  горизонта  до  горизонта…  Когда  надвигались  сумерки,  заканчивалась  ярмарка  и  не  всё  было  продано,  хозяева  зазывали:»  Давай  руб  и  забирай  всэ,  навить  с  мешком»  И  мы  приносили  домой  за  рубль    полмешка  груш – сливянок,  сладких,  как  мёд,  и  столько  же  яблок.  Мы  очень  любили  такие  ярмарки,  потому  что  денег  у  нас  было  мало  и  купить,  что  там  продавали,  было  невозможно.  Иногда  за  2 – 3  рубля  продавали  курицу.  Мне  так  хотелось  порадовать    Володю,  но  она  была  живая,  а  зарубить  её,  у  меня  не  хватало  мужества,  тогда  я  просила  соседку  Марию  Самойловну,  а  сама  пряталась.  Через  некоторое  время  она  кричала  мне: «Кочубеиха,  иди,  бери     сво ю    к урку,  уже  готова».   Всё  в  прошлом…  А  прекрасный  городок  Дубно  остался  в  моей  памяти  навсегда.