Драгоценная находка

Галина Кошель
            
               
                Валентина Сергеевна хлопотала на кухне.  Мясо уже было отбито и уложено на лист. Сверху Валентина Сергеевна положила  порезанный пластинками картофель вперемешку с измельченным луком.  Немного майонеза, тертого сыра… Теперь можно и в духовку.
               
                Традиционные салаты, щедро сдобренные майонезом, Валентина Сергеевна не любила. Им она предпочитала мясную, рыбную и овощную нарезку. Поэтому после того, как отправила основное блюдо запекаться, занялась приготовлением холодных закусок. Однако мысли ее были далеко. Вчера внезапно позвонила школьная подруга Тамара. Оказывается, она приехала сюда в гости к родным, где не была много лет. Захотелось ей побродить по родным местам, поклониться могилкам близких, повидать школьных подружек. А подарок этот ей сделали сыновья – поездку на малую родину. Валентина Сергеевна сначала не признала Тамару по голосу. Да и откуда было узнать. Целая жизнь прошла.  Немного они поговорили по телефону, и Валентина Сергеевна пригласила Тамару к себе в гости.

                - Узнаю ли я её?– задумалась Валентина Сергеевна. – Это же сколько мы не виделись? Почти шестьдесят лет. Как уехала Тома после школы сначала в Новосибирск учиться, а потом жить в Белоруссию, так и не виделись с тех пор. Страшно подумать – но нам уже идет восьмой десяток…

                У каждой была своя дорога. Но они обе посвятили себя детям. Валентина Сергеевна всю жизнь проработала акушеркой. Сколько  малышей приняла она в свои руки – не перечесть. Тамара Алексеевна - педагог, работала учителем начальных классов. Более сорока лет отдала любимой профессии.
               
                И вот сегодня они увидятся. Через полтора часа школьная подруга появится на пороге. Валентина Сергеевна улыбнулась. Столько времени прошло,  а всё помнится, как будто это было вчера. Тетрадки и учебники, интересные школьные вечера, игры, танцы… И ведь нарядов-то никаких не было. Одно платьишко на все случаи жизни, единственные стоптанные туфли, но как же тепло становится при воспоминании о том времени.

                Далекая юность. Ярко видится весна с её удивительными ароматами черемухи, сирени, въявь плывущими по улицам… И радость жизни… Ожидание чего-то необыкновенного. Хорошего, светлого… А вот поди ж ты - пропорхнули быстрокрылой бабочкой годы, прокатилось жизни колесо. Не остановить его, не повернуть вспять…

                Муж Валентины Сергеевны, Яков Петрович, вернул её в реальность. Он помог ей накрыть стол,  принес  тарелки с нарезкой, расставил стопки под спиртное, стаканы под сок.  Аппетитный запах мяса по-французски наполнил квартиру. Хозяева присели передохнуть  в ожидании гостьи. Наконец, в дверь позвонили. Валентина Сергеевна пошла открывать. На пороге стояла улыбающаяся пожилая дама.

                - Томочка, как я рада видеть тебя! – воскликнула Валентина Сергеевна, обнимая подругу. – Дай-ка, рассмотрю тебя… Да, встретились бы на улице и прошли мимо друг друга… Никуда не спрячешь наше богатство - наши годы.
 
                Познакомив Тамару с мужем, Валентина Сергеевна пригласила её к столу. И начались воспоминания. Оказывается, много чего хранит наша память. Как будто и не было этих многих десятилетий. Подруги смеялись, иногда до слез, вспоминая школьную пору, свои проделки. Взгрустнули и помянули тех, кого уже нет на  свете.

                - Тома, какие у тебя зубы белоснежные, крепкие, красивые, - вдруг отметила Валентина Сергеевна, наполняя рюмочку одноклассницы. – Неужели свои? А я вот недавно натерпелась. Так зуб ночью разболелся,  думала – не доживу до утра. Слава Богу, назавтра мне его вырвали.
 
                - Да это у меня протезы, Валюша, - засмеялась Тамара. – Свои-то зубы я тоже по поликлиникам разносила. Теперь всё могу есть - горя не знаю... Только вот на ночь их нужно снимать. Сейчас говорят, делают такие протезы, что как поставят и ходит человек с ними всю оставшуюся жизнь. Но это, Валюша, не для нас с тобою, пенсионерок. Они, конечно, сумасшедших денег стоят.
 
                - У Петровича тоже съемные зубы, - улыбнулась Валентина Сергеевна мужу. - В нашем возрасте мало кто сохранил собственные.

                Долго еще в квартире Валентины Сергеевны велись разговоры, доносились песни, смех. Яков Петрович уже давно лег спать, а подружки всё вспоминали, вспоминали… Не забывая при этом иногда чокнуться стопками. Часы пролетели как минуты. Назавтра Тамаре нужно было уезжать и подруги никак не могли наговориться. Наконец, они угомонились, улеглись.

                Тамара проснулась, когда солнце было уже высоко. Хозяева суетились, собирая на стол.
                - Идем, Томочка,  завтракать, чай пить, - пригласила Валентина Сергеевна подругу.
                - Валюша, не могу найти, куда я вчера положила свои зубы, на какую полку, - смеясь, сказала Тамара. – Помоги мне их найти.
            
                Втроем они начали поиски. Но зубы будто испарились, исчезли. Все было просмотрено, перетрясено, переложено. Ползали по полу, заглядывали во все щели. Наконец, под диваном, где спала Тамара, Яков Петрович нашел её верхнюю челюсть. А нижняя – как сквозь землю провалилась.

                - Да куда она могла подеваться? – переживала Валентина Сергеевна. – Не инопланетяне же её стащили… - А ты знаешь, Тома, мой Петрович однажды тоже свою челюсть потерял, - вдруг вспомнив, засмеялась она. – Стоял весной на остановке троллейбуса. Кругом слякоть, рядом - лужа. И он неожиданно для себя сильно чихнул. А зубы у него раз – и булькнули в лужу. И пришлось Петровичу вылавливать свои зубы, шаря в грязной воде руками. Народ на остановке со смеху покатывался. Все советы давали, как скорее найти...

                Протез Тамары так и не нашли. Время неумолимо близилось к отъезду. Нужно было идти на вокзал, ведь поезд не станет ждать. Тамара ушла за своими вещами к родственникам, договорившись с гостеприимными хозяевами встретиться на вокзале. Валентина Сергеевна с мужем еще поискали потерю, но ничего не найдя, отправились на вокзал.

                Зайдя в вагон и положив вещи на свою полку, Тамара вместе с провожатыми вышла на перрон.
                - Ну вот, Валюша, все получилось как в той поговорке – пили, ели, веселились, подсчитали – прослезились… Придется вновь заказывать протез. Ну да ладно, что теперь поделаешь. Несмотря на потерю, я так рада, что здесь побывала, тебя повидала, родным воздухом подышала.

                ***********************

                Через несколько дней  Яков Петрович отнес на почту маленькую коробочку, в которой лежала драгоценная пропажа - зубной протез Тамары Алексеевны. Нашелся он в гостиной, под лежащим на полу ковром.

                Так что все обошлось. Иногда, созваниваясь, подруги смеются, вспоминая удивительную потерю и не менее удивительную находку.