Подгорецкий замок. О турпоездке по Украине

Алла Валько
Это был второй замок, который мы посетили, путешествуя по маршруту “Золотая подкова Львовщины”. Подгорецкий замок считается жемчужиной европейской архитектуры. В его ансамбль, кроме замка, входят постоялый двор и костёл середины XVIII века, построенный по проекту архитектора Римлянина, а также парк, являющийся памятником садово-паркового искусства государственного значения.
 
Здание Подгорецкого замка больше напоминает дворец, нежели крепость. Для его строительства использовали камень и кирпич. Замок имеет форму квадрата со стороной примерно сто метров. По его углам расположены пятиконечные бастионы. Главные ворота замка охраняли пушки равелина, не сохранившегося до настоящего времени. Современный вид дворец получил в первой половине XVIII века, когда между трехэтажными павильонами и башней на двухэтажном здании дворца построили дополнительные помещения.
 
Замок был сооружён в 1640 году по проекту архитекторов Гиема де Боплана и Андреа дель Авква. Впервые здание замка было разрушено в 1646 году во время активных действий Богдана Хмельницкого. Реставрация замка продолжалась более двадцати лет, однако через восемь лет по завершении реставрации он был окончательно разрушен татарами. Впоследствии замок снова был неоднократно разрушен и восстановлен.

Владение замком передавалось по наследству, либо выкупалось то одними, то другими претендентами на владение. До прихода в Галичину советской власти замок попеременно принадлежал известным польским семьям: Конецпольским, Собеским, Потоцким, Жевуским, Сангушкам. Все они так или иначе повлияли на его развитие и историю. Известный польский магнат Вацлав Жевуский, владевший Подгорецким замком с 1720 года,  превратил его в огромный роскошный музей. Вацлав построил неподалеку от дворца постоялый двор, который полностью сохранился до наших дней. С трёх сторон дворец был окружен глубоким рвом. С его северной стороны была пристроена красивая терраса с балюстрадой и скульптурами. Въехать в замок можно было через большую арку — портал с двумя колоннами.

Сохранилась инвентарная опись замка, детально раскрывающая его состояние в начале XVIII века. В нём можно найти множество подробностей об устройстве замка, в том числе о колодце, имевшем глубину 39 метров и закрывавшемся металлической решёткой. У этого колодца был интересный механизм подъёма и спуска ведра. К вороту было прикреплено большое полое деревянное колесо, внутрь которого заходил человек и вращал его ходьбой. Одно время при необходимости иметь очень много воды внутрь колеса помещали специально обученного медведя, который и вращал ворот.

В конце XX века ещё можно было увидеть солнечные часы с надписью на латыни, означающей в переводе на русский «Это [мгновение], возможно, последнее».
Подгорецкий дворец поражал своей красотой и пышностью. В разное время его посещали Николай II, Франц Иосиф, Петр I и другие правители. Очарованный Подгорецким замком, Петр I начал строительство в Петербурге дворцов и Петропавловской крепости. Отсюда он вывез несколько скульптур, которые сейчас можно видеть перед Летним дворцом в Петербурге.

Залы и кабинеты замка носили названия, которым они полностью  соответствовали: Китайский, Золотой, Рыцарский, Зелёный, Зеркальный, Мозаичный. Мебель в этих залах была представлена столиками и креслами в стиле Людовика XIV и более раннего времени. Стены залов украшены портретами и картинами, среди которых были копии шедевров европейской живописи, а также некоторые оригиналы. Гордостью замка являлись красивые мраморные камины, а также старинные печи. Вдоль верхней части стен многих залов были размещены фризы, декорированные панелями с вырезанными на них сентенциями на латыни.

Изюминкой экспозиции Рыцарского зала была богатая коллекция оружия, которая считалась одной из лучших частных оружейных коллекций Польши. Центральное место в ней занимали около сорока полных комплектов доспехов крылатых гусар. Нигде более в Европе невозможно было найти такого количества гусарских доспехов, собранных  в одном месте. Зал украшали парадные доспехи Михаила Ржевуского и, предположительно, гетмана Станислава Яблоновского, а также детали доспехов разных эпох: шлемы, нагрудники, панцири, кольчуги, щиты.

В этом же зале находилась коллекция холодного и огнестрельного оружия. Холодное оружие было представлено европейскими мечами, саблями, копьями, пиками, бердышами, шестопёрами. Особое место в этой коллекции занимали гетманская булава гетмана Ржевуского, инкрустированная драгоценными камнями, а также булава, украшенная латинской надписью, означающей в переводе на русский «Под Десницей Божьей Ян одержал победу под Веной». Огнестрельное оружие было представлено ружьями, пистолетами и образцами артиллерии -  стволами  мортир и железными пушками. В зале были выставлены военные штандарты Ржевуских, а также шведов, турок и татар. Отдельное место в коллекции занимали трофеи, захваченные в битве под Веной и Хотином: сабли, инкрустированные золотом, литавры и барабаны янычар, луки, также инкрустированные золотом, татарский доспех, несколько образцов огнестрельного оружия.
 
Рыцарский зал служил для организации торжеств и пиршеств. Здесь состоялся пир по случаю свадьбы Терезы Ржевуской с Каролем Радзивиллом, а Розалия Ржевуская принимала в этом зале императора Франца I. Коллекция Рыцарского зала уже в конце XIX века считалась уникальной. Её ценность возросла бы многократно, если бы ей суждено было дожить до наших дней.
 
Зелёный зал назван так по цвету ткани с растительным орнаментом, украшавшей его потолок, стены и мебель. Некогда в этом зале находились личные покои гетмана Вацлава Ржевуского, а после него – Леона Ржевуского. На стенах висело более ста картин, в основном выдающегося художника эпохи барокко Симона Чеховича, приглашённого Вацлавом Ржевуским украсить картинами часовню замка.

Кармазиновый зал получил своё название от дамасской ткани кармазинового (ярко-красного) цвета, которой были декорированы стены. Этот зал часто использовался в качестве гостиной и был одним из самых красивых залов дворца. Его пол был выложен мраморными плитами трёх цветов, которые создавали красивые мозаичные узоры. Огромный потолочный плафон, состоявший из одной центральной картины и четырёх угловых, был украшен живописными полотнами на тему римской мифологии. Ещё одним впечатляющим украшением зала служили три люстры из венецианского стекла. Большую ценность представляла мебель в стиле рококо, а также турецкая портьера – один из трофеев Венской битвы.

Одним из главных украшений дворца считалась часовня, которая находилась в центральной части замка, в «башне», и была самым высоким помещением замка. К часовне примыкал Китайский кабинет, названный так из-за стиля оформления с преобладанием китайских мотивов, которые были популярны у польской знати, начиная со второй половины XVII века. Пол зала был выполнен из белого, чёрного и красного мрамора. Потолок декорирован плафоном с девятью картинами на тему римской мифологии. Стены зала оформлены в чёрных и тёмно-синих тонах. Их главным украшением служили чёрные лакированные панели, покрытые золочёными изображениями, выполненными в восточной стилистике: китайские пейзажи, скалы, море, деревья, азиатская архитектура. Мебель была представлена диваном и стульями, сплетенными из тростника, столиками, китайским бюро и несколькими китайскими ширмами. Здесь же находились старинные часы, датированные 1646 годом. Особым экспонатом зала был старинный клавикорд, который предположительно принадлежал королеве Мари Казимире, жене Яна III Собеского.

Жёлтый зал получил название от жёлтой дамасской ткани, которой были покрыты стены и потолок. В XVIII веке здесь находились личные покои жены гетмана Анны Ржевуской, а в следующем веке – покои управляющих замком. С потолка свисала люстра из венецианского стекла. В зал вели резные порталы из чёрного мрамора. Здесь стояли четыре английских шкафа, декорированных бронзовыми элементами и зеркалами.

Золотой зал восхищал гостей замка своей роскошью и богатым убранством. В его оформлении использовалась позолота. Стены были декорированы таким образом, что при освещении сверкали, будто были покрыты россыпью драгоценных камней. Пол, окрашенный в несколько цветов, был похож на восточный ковёр. Потолочный плафон был украшен двумя большими и множеством малых картин на библейскую тематику. Плафон поддерживали деревянные резные кронштейны, декорированные масками. Вся мягкая мебель зала была обита позолоченной тканью, а деревянные элементы интерьера декорированы позолотой.
 
Зеркальный зал получил своё название от множества венецианских зеркал в золочёных рамах, украшавших его стены. Его пол был украшен узорным геометрическим орнаментом, потолок декорирован плафоном, состоящим из пяти больших и шести малых картин библейской тематики. Стены зала, а также мягкая мебель были покрыты турецкой парчой красного и зелёного цветов.

Мозаичный зал назван так из-за особого стиля оформления. Пол зала был выложен плитами из красного и белого мрамора, а потолок украшал плафон с пятью картинами на тему римской мифологии. Вдоль одной из стен был растянут турецкий шатёр, украшенный ручной вышивкой. Большое внимание в зале привлекала старинная роскошная кровать, предположительно, бывшая ложем короля Яна III Собеского. Поэтому этот зал был также известен как «Королевская спальня». Однако кровать может не иметь никакого отношения к Яну III, т.к. её начали связывать с королём только в XIX веке, при Леоне Ржевуском.

Из Мозаичного зала можно было выйти на балкон – ограждённую балюстрадой террасу, откуда открывался прекрасный вид на замковый парк. На стене террасы Вацлав  Ржевуский приказал высечь строки стихотворений древнеримского поэта Горация, свидетельствующие о его огромной любви к замку. В переводе на русский  одно из них звучит следующим образом: «На земле милей уголок едва ли я найду» или «Улыбнулся мне больше всех на свете этот уголок».

Во дворце постоянно гостила местная шляхта. Специально для приезжих рядом с замком выстроили корчму - постоялый двор. Для многочисленных гостей владельцы замка организовали частный оркестр и театр. В окрестных лесах хозяева и их гости охотились.
 
Неповторимый вид архитектурному ансамблю Подгорецкого замка придавал парк, созданный на уровне лучших образцов «итальянских» парков. Он оказывал на путешественников даже более сильное впечатление, чем сам замок. Когда-то в нём водились редкостные птицы, а сейчас от его былого великолепия остались лишь старые липы. Не меньшее значение для комплекса имел и “французский” парк.

Особое внимание своей архитектурой и интерьером привлекает Римско-католический костёл Воздвижения и святого Иосифа. Он был построен как усыпальница архитектором Романусом по заказу Вацлава Ржевуского. Костёл представляет собой ротонду в стиле барокко с диаметром 12 метров. Его главный фасад украшает портик из четырнадцати колонн коринфского архитектурного стиля. На аттике установлено восемь скульптур святых работы Фессингера и Лебласа. Одна из них была уничтожена во время Второй мировой войны. От костёла к замку ведет трёхсотметровая липовая аллея.
С 1861 года костёл был парафиальным, то есть приходским, храмом. В 1945 году он был закрыт, а в 1976—1979 годах отреставрирован под руководством архитектора Старосольского. Сейчас костёл, находящийся, как и сам замок, в стадии реставрации, передан грекокатоликам.

Последними хозяевами Подгорцев была семья Сангушко. Роман Сангушко перед началом Второй мировой войны вывез ценнейшие произведения искусства в Бразилию. Они и сейчас хранятся в фамильном фонде в городе Сан-Пауло. В 1973 году в этом городе родился Павел Сангушко, последний по мужской линии из ныне живущих представителей знаменитого рода, некогда владевшего замком.

Начало Первой Мировой войны прошло для замка относительно спокойно. Останавливаясь на постой в окрестностях замка, солдаты основательно опустошали соседние селения. При этом как офицеры, так и простые солдаты охотно посещали Подгорецкий музей, знакомясь с коллекцией замковых раритетов. Тогда к музею отнеслись уважительно. Часть его самых ценных экспонатов ради сохранности была переправлена в Россию, откуда они впоследствии вернулись обратно. Замок без значительных потерь пережил Первую Мировую войну благодаря заступничеству управляющего замком Мартина Грабиковского, ревностно опекавшего музей.
 
Летом 1915 года в замке дислоцировались войска австро-венгерского армейского корпуса. Замок оказался на линии фронта и мог послужить прекрасной мишенью для русской артиллерии, однако знаменитый военачальник Алексей Брусилов дал приказ не открывать огонь по замку, оценив его историческую ценность и тем самым фактически спас от уничтожения. Тем не менее замок был разграблен военными. Часть самых ценных предметов ранее удалось укрыть в Польше, где находилось другое имение Ржевуских. Солдаты в значительной степени испортили внутренний декор залов. Однако разрушения по большей части не были умышленными актами вандализма, и более важным является то, что замок всё же уцелел.
 
Большая опасность нависла над замком во время отступления российских войск из Восточной Галиции. По армии действовал приказ оставлять врагу только выжженную землю, т.е. Подгорецкий замок подлежал уничтожению, но Грабиковскому удалось получить ордер, обеспечивший защиту уникального памятника.

Значительный ущерб был нанесён замку несколько месяцев спустя, когда начались столкновения украинского правительства и большевиков. Представители и тех и других по очереди занимали замок. Тогда очень сильно пострадали его интерьеры и уцелевшие экспонаты. Возможно, именно тогда была разрушена одна из двух колонн, установленных во второй половине XVIII века.
 
В 1916 году дворец снова заняли австро-венгерские войска. Они планировали превратить залы одного из этажей дворца в палаты для размещения инфекционных больных. Однако и в этот раз управляющий умело предотвратил опасность, убедив австрийское командование в высокой ценности замка. После этого музейные залы вновь заполнили посетители, среди которых, как и в 1914 году, были не только простые солдаты, но и офицеры высшего ранга, а также представители старой европейской аристократии. Некоторое время в замке гостил Фридрих Австрийский, главнокомандующий вооруженными силами Австро-Венгрии. Чуть позже  замок посетил Вильгельм II, кайзер Германской империи и король Пруссии.

Грабиковский сумел вывезти из замка часть его экспонатов, которые были переправлены в Польшу. В июле 1920 года туда была отправлена последняя партия экспонатов, но эту отправку организовали в большой спешке, и многие экспонаты были утеряны.

Во время польско-советской войны дворец снова пострадал от солдатского вандализма. Вскоре после прекращения военных действий представители рода Сангушко начали восстанавливать разрушенную резиденцию и окружающий её парк, а также заполнять дворец экспонатами своей коллекции.
 
С приходом советской власти права на замок, принадлежавшие Роману Сангушко, у него были отобраны. Часть коллекции замка Роман сумел переправить в Бразилию, в город Сан-Пауло, куда он эмигрировал. Остальная часть экспонатов перешла в собственность Львовского исторического музея. В 1940 году постановлением правительства Украинской ССР в Подгорецком замке был создан государственный музей.
   
В ходе Второй Мировой войны дворец получил значительные повреждения и был частично разграблен. Существенно пострадали дверные порталы, камины, печи, облицовка и обивка стен и потолков. В одном из казематов замка был устроен склад боеприпасов, который однажды по неосторожности был взорван, в результате чего была уничтожена часть хозяйственного крыла. Крыша над дворцом оказалась дырявой от пуль. Во время прокладки труб канализации были повреждены замковые ворота, в очередной раз изувечена парковая зона. В ходе наступления Красной армии артиллерийским снарядом был поврежден купол костёла и его северо-восточная стена, разбита одна из статуй на аттике.
 
После войны замок вместе с костёлом снова был передан Львовскому историческому музею, при этом костёл был закрыт властями. В октябре 1945 года замок был разграблен военнослужащими Золочевского гарнизона. Через два года музей был закрыт, его экспонаты перевезены в различные музеи Львова, а спустя некоторое время помещение замка перешло в ведение Министерства охраны здоровья УССР.
 
В 1949 году в замке был открыт санаторий для больных туберкулезом. В последующие годы в итальянском парке были построены различные хозяйственные постройки, а на территории французского парка появился фруктовый сад и огороды. Парк постепенно вырождался, зарастая и теряя первоначальную форму. К замку проложили асфальтовую дорогу, провели освещение, не учитывая тот факт, что все эти и другие нововведения не соответствуют облику старинного памятника архитектуры.
 
В 1956 году при проведении ремонтных работ на крыше замок загорелся. Пожар имел для него катастрофические последствия. Он длился три дня, и за это время внутренняя часть дворца полностью выгорела, обрушились даже перекрытия между этажами. От некогда роскошного здания остались только внешние стены. В последующие годы замок восстанавливали с целью приспособить его под нужды лечебного учреждения для больных туберкулёзом. В результате работ с внешней стороны многие архитектурные детали замка сохранились, а внутри его некогда просторные помещения были разбиты перегородками на палаты, никакой попытки восстановить старую планировку не было, не говоря уже об интерьерах. Часть стен и полы были выложены кафелем, другую часть стен раскрасили белой, зелёной и синей краской. Крышу дворца покрыли красной черепицей, и лишь в часовне сохранилась часть архитектурных деталей. О старинных интерьерах напоминали уцелевшие после пожара несколько мраморных порталов, мраморные камины и одна старая печь. После ремонта сгоревших помещений в них снова открыли санаторий. Там, где когда-то был Рыцарский зал, устроили гинекологическое отделение, а в бывшем помещении часовни расположилась ординаторская.

Замок неоднократно участвовал в съёмках кинофильмов. В 1941 году здесь снимались несколько сцен фильма «Богдан Хмельницкий», в 1968 году - эпизод фильма «Ошибка Оноре де Бальзака». Сам замок в фильме не был показан, но его постоялый двор использован как таможенный пункт Российской империи, который Бальзак пересёк на своём пути. Бальзак действительно видел этот постоялый двор и даже останавливался в нём. Как и в фильме, писатель тогда ехал на встречу со своей возлюбленной Эвелиной Ганской из рода Ржевуских и, вероятно, не случайно останавливался в Подгорцах, которые тогда принадлежали Леону, родственнику Эвелины.
 
В 1974 году в замке было снято несколько эпизодов фильма «Потоп» по роману Генриха Сенкевича. В фильме замок играет роль резиденции князей Радзивиллов. В 1979 году замок предстал в одном из эпизодов фильма «Д`Артаньян и три мушкетера» в качестве городской ратуши Парижа, куда Д`Артаньян спешил, чтобы вовремя доставить подвески королеве.

В 1980-е годы всё чаще складывалась парадоксальная ситуация, когда замок официально получил статус памятника архитектуры, но при этом в его стенах продолжало функционировать медицинское учреждение. В 1988 году общественность и исполком Бродовского районного Совета народных депутатов подняли вопрос о выселении туберкулёзного санатория с территории Подгорецкого замка. Была начата компания по сбору подписей в пользу этой инициативы.
 
В 1996 - 1997 годы туберкулёзный санаторий был, наконец, ликвидирован. Директор Львовской галереи искусств Борис Григорьевич Возницкий отвоевал замок под будущий музей. Начались первые серьёзные реставрационные работы, но они продвигались медленными темпами из-за отсутствия финансирования. Всемирный фонд памятников внёс Подгорецкий замок в список объектов мирового историко-архитектурного наследия. После публикации списка оказать помощь в восстановлении замка согласились представители нескольких дипломатических миссий.
 
Как и все древние замки, Подгорецкий замок имеет «своих» призраков и свои интересные истории. Существует легенда, что когда-то граф Жевуский замуровал в стене замка свою жену Мари, так как ревновал её и подозревал в измене. С этого момента каждый год в день смерти графини, если хорошо прислушаться, можно услышать, как она плачет.

В 2010 году все 20 участников популярного украинского проекта «Битва экстрасенсов» зафиксировали в замке наличие паранормальной активности. В период 2008 - 2010 годов в Подгорцах работали пять разных групп исследователей, занимавшихся паранормальными явлениями. Американская группа исследователей «Охотники за привидениями» занималась изучением мест по всему миру, где была зафиксирована паранормальная активность. Легенды о призраке Подгорецкого замка и ряд других факторов привели «Охотников» в Подгорцы. После проведения исследований с использованием специальной аппаратуры был вынесен вердикт – в замке действительно была зафиксирована паранормальная активность, а точнее «сенсорные феномены, которые не поддаются объяснению». При этом годом ранее «Охотники» занимались подобными исследования в Золочевском замке, но там ничего подобного обнаружить не удалось.
 
Каждая из составляющих замкового комплекса является уникальной, поскольку ни подобного замка, ни парка, ни костёла и даже постоялого двора в Украине больше нигде нет. Уже сейчас, задолго до окончания реставрационных работ, посещение Подгорецкой резиденции оставляет в памяти неизгладимый след.