Волчица

Вячеслав Самсонов 2
    Эту историю рассказал мне Василий Семёнович Андреев: профес­сиональный охотник, опытный сле­допыт, удачливый рыбак из посёлка Серёдка, что в Псковской области. Он  хоро­шо знал прилегаю­щие  леса и всех его обитателей. В то время, о котором пойдёт речь, он работал егерем, на общественных началах. По просьбе областного охотуправления помогал коллективам, имею­щих ли­цензию, отстреливать лесного зверя. За свою жизнь, у него  нако­пилось много ин­тересных историй связанных с обитателями лесного дома.
    Человек,  в меру скромный, он не очень любил рассказывать байки об охоте. А вот после баньки, да после приёма одной, двух сто­пок водочки, Васи­лий Семёнович расслаблялся и с удовольствием рассказывал о своих приключениях в лесу или на охоте. Вот и эту историю я услышал от него весной этого года.
   "В урочище «Орлиное», что расположено в семи километрах от деревни Заполье, среди заболоченного участка леса поросшего ивняком и ракитой, возвышается курган. В центре  кургана, по всей его длине, растут  огром­ные, вековые ели. В народе поговаривали, что этот курган насыпной и что там какое то древнее захоронение. Я думаю, что скорее всего это дело рук матушки природы, тем более курган был не совсем круглым. Растянулся он в виде  гривы, с плоской вершиной,  уходящей с понижением  до одного километра.
     За много лет , весенним половодьем, подмыло южную сторону  кур­гана. Столетняя ель, поте­ряв опору, рухнула в  сторону подмытой части. Мощная корневая си­стема увлекла за собой огромный пласт земли и на­висла над краем кур­гана. Со временем вывороченная земля,  поросла травой и под курга­ном   образовалась не­большая земляная пещера.
    Это место и облюбовала себе молодая волчи­ца. В пещере она расширила старую барсучью нору и здесь же благополучно ощенилась. Чтобы отвести угрозу от маленьких волчат, она вхо­дила в укрытие хит­рым способом. За­ходила на курган с северной стороны, подходила к краю пещеры  и спры­гивала вниз, ко входу в логову. Выходи­ла из пещеры она иным способом:  мощным прыжком  спрыгивала с небольшой площад­ки у входа в логово и приземля­лась у подножия кургана южной стороны. Так что сле­дов к её логову, со сто­роны приле­гающей местности,  не было видно.
   Волчица была одна и ей не легко  было кормить выводок из пятерых волчат. В на­чале мая, её партнёр, молодой неопытный волк, попал в капкан и по­гиб. Ей самой пришлось обустраивать нору и кормить волчат. Пока они были маленькие, она кормила их молоком и с этой задачей справлялась успешно. Но щенки росли быстро, а потому как они агрессивно стали сосать из неё молоко, волчица поняла, что пора приучать волчат к другой пище.
    Сегодня она решила, в первый раз, дать своим волчатам мяса. Ей повезло. На опушке леса, под корягой, она обнаружила зайца-подранка. Волчица слегка придушив его, потащила в своё логово. В это время она услышала далёкий лай собак. Сбросив с кургана тушу зайца,  ко входу в логово, она спрыгнула вниз и затащила добычу в нору.  Волчата мигом налетели на тушу зайца, вцепились в неё зубами, пы­таясь оторвать ла­комый ку­сочек. Лай собак приближался к её логову. Волчица вышла из укрытия и увидела внизу кургана четырёх  одичав­ших домашних собак.
      По следам и запаху, они нашли её и поняли, что волчица утащи­ла их добы­чу, которую они безуспеш­но искали. Собаки рванулись вверх по откосу в сторону логова волчицы. Она, оскалив зубы, стояла молча. Не­большой коротконогий пёс, с обрубленным хвостом, бросился на волчицу. Она в одно мгно­вение, ловко схва­тила его зу­бами за загривок, приподняла и сбросила вниз. Пёс завертел­ся на месте как юла, кровь хлестала из раны на его шее. От боли он громко виз­жал и скулил одновременно. Другие собаки отступили, но потом снова стали наседать на вол­чицу.
   Вдруг позади волчицы появились маленькие щенки, волчица на мгновение обернулась, но сразу же приняла боевую позу. Щенкам было около двух месяцев, среди них выделялся один, крупный чёрный щенок, у кото­рого хво­ст стоял трубой.
   Волчица сразу же вы­делила из собачьей стаи вожака. Это был ка­бель,  породы кавказской овчар­ки.  Если ей удастся справиться с ним, собаки уйдут. У неё было вы­годное положение, т.к. стояла она на  площадке выше нападающих врагов.  Соба­ки вынуждены атаковать её снизу, обойти её с флангов не позволяла земляная насыпь. Они наседали на волчицу, при этом вожак держался чуть позади стаи.
     Собрав силы волчица прыгнула через атаковавших её собак и вцепи­лась вожаку в горло. Удар был сильным и неожиданным для него. Оба, и волчица и вожак,  покатились вниз. Волчица не отпускала горло вожака стаи до по­следнего. И только, когда клубок собаки и волчицы перестал ка­титься, она отпустила горло врага. Быстро взлетев на курган,  она спрыгнула на площадку перед ло­говом. Яростно зарычала на волчат, за­гоняя их в логово и снова приняла боевую стойку. Бой с вожа­ком стаи не прошёл для неё бесследно. Половина левого уха осталось у него в па­сти. Ране­ный вожак не намерен был отсту­пать, наоборот, он стал по на­стоящему агрессивен. Со­баки бросились снова на волчицу, а впереди них вожак. Скорее всего вол­чица проиграла бы эту битву. Вдруг раздались два вы­стрела - дуплетом, соба­ки с визгом бросились врассыпную, а волчица с вол­чатами скры­лась в норе.
    Василий Семёнович, наблюдал эту битву с самого начала. Ему уда­лось  не слышно подойти к дерущемуся зверью. Он сразу определил, что один из молодых волчат одичавший щенок собаки. Интересно,  как он попал в волчью стаю.   Известно, что у вол­ков хвост всегда прижат к животу, это одно  из главных отличий  волка от со­бак, а у этого, крупного щенка, хвост стоял трубой.
     Выстрелил он в воздух, чтобы напугать зверьё. Заряды у него были приготовлены для куропаток (дробь седь­мой номер), волку и собакам этот заряд, что слону дробина. Важнее для него было спасти волчицу и её выводок.  После выстрелов, напуганные собаки  скрылись в лесу, но они обязательно вернуться. К этому времени умная волчица обязательно переведёт свой выводок в другое место - подвёл итог сражению Василий Семёнович.                На следующий день Василий Семёнович, поехал в лес определить подъ­езд к брёвнам, заготовленным на дрова. Вспомнив о вчерашней битве, ре­шил заехать и проверить свои предположения. Оставил мото­цикл на лесной дороге, взял ружьё и пошёл к  жилищу волчицы. Бесшумно вышел к опушке леса - рядом с курганом. У подножья кургана лежали уже знако­мые ему три собаки, кабеля с отрубленным хвостом среди них не было. Скорее всего он где то зализывал  полученные вчера в битве, раны. Собаки лежали у кургана, внимательно следя за логовом волчицы, и не ре­шились подняться к её логову, видно вче­рашняя бит­ва их немного образу­мила.
   Позже Василий Семёнович узнал, что в деревне  Новоселье, в мае этого года, волки загрызли немецкую ов­чарку и её щенка. Выхо­дит что  волки пожалела щенка и перетащили его в своё логово, привив ему волчьи навыки.
   На этом,  эту историю можно было и закончить, но оказалось, что она имела своё продолжение.
     В очередной мой приезд, ближе к новому году, мы с Василием Семёновичем поехали на рыбалку. Ры­балка удалась на славу, огорчало только то, что трактор, на котором мы приехали, куда то запропа­стился. Семёныч успокоил нас, заверив что тракторист человек надёжный, вер­нётся, а задержался наверно по важной причине. Чтобы скоротать вре­мя,  мы сварили отменную уху, конечно же пропустили по сто­почке и как гово­рится, наступило время баек. Семёныч в этом деле мастак, рассказы­вать умел, заслушаешься.
    Он обратился ко мне: « А помнишь Алексеевич, я тебе по весне рассказывал  о волчице и её вол­чатах, так вот встретился я с ними ещё раз...».
    В начале декабря пошли мы как то на зайца. Лёгкий ветерок гнал колючую позёмку по окрепшему снежному насту. Солнышко слегка пробивалась сквозь неплотные облака, видимость была пре­красная. Идти было легко, снежный наст под лыжами не про­валивался, да и собак хорошо держал. Рыскали они по полю резво, отыскивая следы зверя. Не доходя до места охоты я собрал собак, расставил питерских охотников по номерам и повёл собак в загон.
    Зайдя в небольшой подле­сок, я увидел волчьи следы. Снежный наст был прямо таки вспахан вол­ками, следов было много и все свежие. Я сразу сообразил, что волки здесь мышковали (охотились на полевых мышей). Рядом с ле­сом находилось колхозное овсяное поле,  любимое место  мы­шей. Го­лод не тётка, волкам любая пища подойдёт. На всякий случай пе­резарядив ружьё картечью, я выпу­стил со­бак. Они выбежали на поле и сразу же взяли след зайца. По их лаю и направлению гона опре­делил, что номера расставлены мной правильно. Я прислушался к лаю собак , но почему то не услы­шал голоса моей Белки (сибирская лайка). Как выяснилось потом, её заинтересовали совсем другие следы.
     Вдруг левее меня, в зарослях кустов ракитника, промелькнула стая волков. Впереди бежала одно­ухая волчица, за нею пять прибылых волчат (родив­шихся в этом году). И сразу же я услышал полувизжащее тявканье  моей Белки. Волки взяли её след и преследовали молча, агрессивно. Я знал все по­вадки и дей­ствия моей Белки, быстро выбежал из укрытия и на опушке возле стога сена, занял удобную позицию.
    Так и вышло, Белка сделала не­большой круг по полю и рванулась в мою сторону, волчья стая за ней. Считает­ся, что волк очень осторожный зверь и это так, но когда он преследует добычу, то теряет бдительность. Белка чуть не сбила меня с ног, но я успел выстрелить дважды. Стая волков рванулась в сторону, а на снегу остались два тёмных пятна. Пе­резарядив ружьё, я пошёл в их сторону.  Подошли и охотники с номеров. Наши собаки в том числе и Белка уже рвали шкуры убитых зверей.
   Я убрал собак и стал рассматривать зве­рей. Волчица, довольно мо­лодая, крупная и самое главное без левого уха. Нет не я отстрелил ей ухо, потеряла она его давным давно, даже шрам успел зарасти шерстью. Второй зверь  точнее не зверь, а крупный годовалый чёрный пёс, неизвестной собачьей по­роды. Вот теперь всё и сложилось. Да Алексеевич, это была та самая волчица. В другой ситуации я не стал бы стрелять, но кормилица Белка, мне была до­роже всего. 
      Охотники из Санкт Петербурга, были возбуждены, восхища­лись мои­ми меткими выстрелами, называли меня Псковским волчатником, фотографи­ровались возле убитых зверей. Адреналин у них зашкали­вал.
     Я же стоял молча и не было у меня охотничьего восторга от добы­того зверя. На душе было как то пу­сто и безрадостно. Выходит в  одном случае я спас выводок с волчицей, во втором.... Ну  да ладно, не к чему  ворошить прошлое.
«Мужики, слышите!  Вот и наш трактор, я же говорил Вам что обязательно будет - сказал Семёныч - так что быстро собираем шмотки, улов и планово двигаем домой."               

                Февраль 2016   г.