4. Ментальность и МЭМы

Виктор Ефременко
  Если  эта  статья   или  её  отдельные  положения  окажутся  непонятными,  то    это  возможно  из  за  того,  что взята  из  раздела,  в   котором  мои  статьи  лежат  в  произвольном  порядке.Нельзя  читать  книгу  с  середины. Возможно,  что  статья  еще  не  в  окончательной  редакции  и  уже  в  настоящее  время  несколько  пересмотрена.  Последовательное  изложение  концепции  социобиологии    я  постарался  дать  здесь.     http://www.proza.ru/avtor/indeks07&book=3#3
  В  сборнике    «МЭМы – новый  взгляд».




ГЛАВА 4


ФИЛОСОФСКИЙ  ВЗГЛЯД.

Термин  ментальность  происходит  от  латинского «ум,  мышление,  образ  мыслей,  душевный  склад,  означая  общую  душевную  настроенность,  относительно  целостную  совокупность  мыслей,  верований,  навыков  духа,  создающую  картину  мира.  Ментальность  представляет  собой  характеристику   типа  мышления.

Ментальность  считается  априори  присущей  человеку.   О  локализации  ментальности  философы  умалчивают.   Но  ментальность  обуславливает  сознательное  поведение   человека.  Она  отличается  достаточно  устойчивым  характером,   включает  в  себя  ценностные  ориентации.   Ментальность  выражает  жизненные  и  практические  установки  людей,   устойчивые  образы  мира,  эмоциональные  предпочтения,  свойственные  сообществу  и  культурной  традиции. 

Так  известный историк   А. Я.  Гуревич  пишет –  «ментальности диффузны, разлиты в культуре и обыденном сознании»,   «Ментальности выражают не столько индивидуальные установки личности, сколько внеличную сторону общественного сознания».
                В учебнике культурологи под ред  Ю.Н. Солонина и  М.С. Кагана  читаем:      «Ментальные поля, окружающие различные культурные формы, накладываются друг на друга и образуют общее ментальное поле, которое пронизывает пространство культуры в целом. Перенося смыслы от одних ее форм к другим, общее ментальное поле культуры создает единую "смысловую среду", связывающую их. 
На  мой  взгляд  это  просто  бессодержательный  набор  слов  предназначенных  в  качестве  учебника.

НАШЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ  МЕНТАЛЬНОСТИ

 Ментальность  это  система  мирровозрения,  усвоенные  установки  людей,   способы  мышления  и  познания  окружающего  мира,  их  верования  и  предпочтения.
Представления  о  приоритетах,  нормы  и  модели  поведения  в  разных  ситуациях.
Характер  человека  это  часть   ментальности   выработанной  под  действием  социального  опыты  и  врожденных  свойств.
Для  внешних  агентов   ментальность  это  главное,  что  определяет  их  отношение  к  данному  человеку.  Ментальность  это  образ  человека  для  окружающих.  Неформальный  паспорт.


         Ответы  на вызовы предъявляемые человеку со стороны внешней среды определяются в большинстве случаев ментальностью. Жить по совести это жить в соответствии со своим менталитетом. Это значит, если у человека менталитет фермера, то он с удовольствием и без раздражения выполняет сельскохозяйственную работу. А если менталитет вора, то он, воруя, не чувствует никаких угрызений совести и попадая в тюрьму воспринимает её как неизбежную часть своей «работы».
 Не  чувствует  потому,  что  в  его  ментальности
 «опустить  лоха есть  дело  чести,  каждого  уважающего  себя  вора».

             Если же человеку приходится действовать вопреки своей ментальности  под                действием  принуждающих обстоятельств, то он испытывает дискомфорт, который может вызвать расстройство психики со всеми вытекающими, приёмом психотропных средств, водкой, наркотиками, чтобы облегчить свое психическое напряжение. Все эти психические напряжения и выраженные эмоции управляются химическими реакциями  в  мозгу, также как в компьютере все сигналы передаются электрическим путем. Причиной изменения состояния транзистора в процессоре является работа программы, но приводным ремнем (непосредственной причиной) изменение потенциала или тока базы транзистора.

        В  живой природе, дофамин, серотонин и другие нейротрансмиттеры   участвуют в обучении и в системе вознаграждения практически у всех животных: от человека до круглого червя. У нас окситоцин стимулирует дружеские отношения, доверчивость, любовь матери к детям. Введи нам — нам захочется всех любить и обнимать.

          Но следует помнить, что ментальность  всё таки меняется под действием внешней среды и дискомфорт вызванный жизнью не по совести может оказаться временным. Человек привыкает ко всему. Но у разных людей этот процесс идет по разному. Одного приводит к суициду, другой смиряется и в дальнейшем привыкает, менталитет подстраивается и жизнь продолжается.
                Принципиальный человек, это тот, который усвоил определенные принципы в детстве, и в дальнейшем их строго придерживается. Эти принципы сформированы  т.е.  "впитаны с молоком  матери". Чтобы, быть в ладу с собой, ему приходится конфликтовать с внешним миром. Жить ему не просто.
             Человек «без принципов», отличается тем, что при  выборе  поведения  он  больший  вес  придаёт  осознаваемой  им сиюминутной выгоде,   чем  усвоенным  им  ранее  моделям  поведения  в  определённой  ситуации.

             Несомненно, что животные ( наши братья меньшие) тоже имеют ментальность. Ведь    создание иерархии в стае это проявление менталитета. Там каждый знает свое место и имеет определенные отношения с разными членами стаи находящимися на разных ступенях иерархической лестницы. Эмоции животных и чувства (любовь, радость, страх, удовлетворение и т.д.) тоже есть проявление ментальности. Еще Дарвин первым обратил серьезное внимание на сходство выражения эмоций у человека и у других животных и даже написал об этом отдельную книгу. У человекообразных обезьян есть большинство тех эмоций, которые испытываем и мы. Когда они злятся, радуются, удивляются, когда мама с любовью смотрит на своего детеныша — это все вполне узнаваемые эмоции. Мимика может отличаться, но, как правило, нам не составляет труда понять, что чувствует обезьяна, какое у нее настроение.




                БИОЛОГИЧЕСКИЙ  ПОДХОД.

           Взглянем  на  эту  характеристику  человека  с  биологической  стороны.  Если  хранителем  всей  информации  накопленной  при  биологической  эволюции   вида,  воспринятом  конкретным  индивидуумом   является  геном,  то

хранителем  всей  негенетической  информации  накопленном  конкретным   человеком  за  время  жизни  может  быть  назван  МЭМномом,   представляющим  собой  всю  совокупность  МЭМов  человека.

  При  этом  МЭМ  следует  рассматривать  как  отдельное  слово  ментального  кода,  некоторое  подобие  гена.

Понятия  ментальности,  МЕМов, МЕМномов  это  модельные  понятия,  которые  позволяют  понять  некоторые  вещи.  Они  введены  потому,  что    поведение  человека  является  таким,  как  будто  эти  понятия  реально  существуют.  Точно  также  биологи  говорт  об  "эгоэстичных"  генах,  только  потому,  что  они  ведут  себя  так  же,  как  будто  они  действительно  эгоистичны  в  обыденном  понимании.
             МЭМном  это  совокупность    врождённых    и  приобретенных МЭМов(базовых  информационных  структур   мозга)    Социологи    проявление совокупности  МЭМов (т.е.  МЭМнома  в   поведении,  в   способах  мышления, )  называют  ментальностью  человека.  Ментальность  это  свойство  присущее  личности.  Ментальность  это  фенотипическое  проявление  МЭМнома.

          Фенотип  в  биологии  - это различимые или измеряемые характеристики (физические, биохимические, физиологические,  поведенческие, психологические, склад  мышления,  принятые  приоритеты  и т.д.) индивидуума.   Любые поддающиеся наблюдению свойства и  характеристики организма.

            Фенотипы  организма  формируются  под действием  генотипа  и среды. За  счет неодинакового средового воздействия  при одинаковых  генотипах  получаются  отличающиеся  друг от друга  фенотипы. Именно из  за  этих  различий  возможна  работа  естественного отбора  в биологической  эволюции. Естественный отбор,   выделяя  более  адаптированные  организмы (фенотипы),   тем  самым  отбирая  соответствующие  им  геномы, тем  самым  проводит  отбор  на  уровне  генов.  Изменяется   частота  аллелей  популяции.



          Мы  со  стороны  не  видим  ни  морфологии  мозга,  ни  наполнения  его  разумом,  мы  не  видим  того,  что  назвали  в  предыдущем  разделе  МЭМномом.   И  это  понятно  по  аналогии.
 Ни  на  граммофонной  пластинке,  ни  на  лазерном  диске,  называемом  CD,    мы  никогда  не  увидим  информации  там  записанной.   Для  обнаружения  информации  существуют  другие  устройства  помимо  зрения.   Если    мы  пластинку  приведем  в  рабочее  состояние  -  поставим  её на  проигрыватель,  то  услышим  звуки  из  динамиков.  Именно  звуки  нас  и  интересуют,  а  не  материал  пластинки  или  способ  записи.  Ведь  пластинки  для  того  и  делаются,  чтобы  на  них   музыка  записывалась.  Музыка  же  порождается  невидимой  глазом    информацией  на  пластинке.   Если  применить  биологические  термины,  то  звуки  есть  фенотипическое  проявление  невидимой  информации   записанной  на  пластинке.
            Качество  звука  может  сильно  варьироваться  в  зависимости  от  применяемой  аппаратуры  для  звуковоспроизведения.  В  биологической  терминологии  это  можно  выразить  как  зависимость  фенотипа (звука  при  воспроизведении) от  внешних  условий(от  аппаратуры  для  звуковоспроизведения).   Даже  куличи  из  песка  у  ребёнка  не   все  получаются  одинаково  хорошими,  хотя  он  использует  для  них  одну  форму,  потому  в  частности,  что  имеет  значение  влажность  конкретной  порции  песка.
             Возвращаясь  к  нашей  теме.  МЭМном  должен  как  то  проявляться  для  внешнего  наблюдателя.   В   поведении,  в    стремлениях,  реакциях  на  возникающие  обстоятельства,  способностях  к  обучению,  стойкости  к  внешним  раздражителям  и  т.д.   Вот  эти  проявления,  реакции  индивидуума   у  стороннего  наблюдателя  создают  его  образ.  По  этому  образу  уже  можно  пытаться  предсказывать  поведение  индивидуала,  решать  стоит  ли  иметь  дело с  ним по  тому  или  иному  вопросу  или  лучше  от  него  дистанцироваться.
Приобретённые (культурные) МЭМы    вырабатываются  в  процессе  жизни  под  действием  окружающей  культурной  среды, комплекса  врождённых (заданых  генетикой)МЭМов,  действующих  социальных  институтов.

Следовательно,  под  действием  этих  факторов  меняется  и  ментальность. 
Иногда  несведующие  в  биологии  люди  утверждают,  что  ментальность  наша  сформировалась  500  лет  назад.  Что  она  записана  в  генетической  памяти.
В  генетической  памяти  она  записана  частично,  поскольку  гены  формируют  врождённые  МЭМы.
        Генетика любого  вида изменяется  слишком  медленно,  чтобы  предположить  её  сколь  нибудь  серьёзное изменение  и   влияние  за  такое  время  на  Геном.
Комплекс культурных  МЭМов  формируется  у  человека  окружающей  социальной  средой  во  время  его  жизни.   Но  надо  помнить  в  окружающей  социальной  среде  имеются  памятники  старины,  устные  предания,  воспоминания  живущих  рядом  людей,  религиозные учения,  которые   оказывают  существенное  влияние  на  формирование  ментальности  уходящей  корнями  в  прошлое,   придавая  ей  вид  тысячелетнего  дерева.   
         Быстрый  способ  передачи  информации,  влияющей  на  приобретённые  (культурные)  МЭМы   может  быть  только  через  социальные  институты  общества,  в  котором  человек  живёт. Именно  негенетический  способ  передачи  информации
от  человека  к  человеку   сделал  возможной  социальную (культурную)  эволюцию.

         Библейская  легенда  о  Моисее,   который  33  года  водил  свой  народ  по  пустыне,  чтобы  в  нем  вымерли  люди  помнящие  эпоху  рабства,  говорит  нам  о  том,  что  еще  в  библейские  времена  понимали,  что  формирование  ментальности  происходит  здесь  и  сейчас  и  стоит  убрать  из  популяции  помнящих  рабство,  чтобы  они  не  передавали  свою  рабскую  ментальность  молодому  поколению.
          Ментальность  изменяется  за  счет  формируемых  здесь  и  сейчас  культурных МЭМов.  Но  следует  помнить,  что  сохраняющиеся  в  обществе  архаичные  институты,  сказки  и  пословицы,   памятники  и  прочие  атрибуты  культуры  вносят  свой  вклад  в  то,  чтобы  формировать  ментальность  уходящую  корнями  в  далёкую  старину.

                ЗНАЧЕНИЕ  МЕНТАЛЬНОСТИ 

           Значение   ментальности  заключается  в  том,  что  все  свои  действия  человек  совершает   в  соответствии  с  ментальностью,  но  с  учётом  конкретных  условий.   Анализ  же  ситуации (учет  условий)  для  управления   поведением производится  мозгом,  настроенным  в  соответствии  с  усвоенными  шаблонами  мышления,  т.е.  субъективно   в  соответствии  с  его  ментальностью.

            Анализ  ситуации  не  может  быть  объективным,  потому,  что  способы  мышления  и  многочисленные  шаблоны  мышления,  хранящиеся  в  мозгу,  являются  частью  ментальности.  Человек  видит  слышит  и  ощущает  Мир  сквозь  призму  своей  ментальности.

В  чем  смысл  такой  модели  ментальности?   Чем  она  лучше  философской  или  иной  другой модели?

1.  Ментальность  это  программная  настройка  мозга  конкретного  человека. Это  операционная  система  мозга.  Операционная  система,  способная  к  саморазвитию,  т.е.  интерактивная.    К  тому  же  она  не  является     непротиворечивой. Совесть  это  эволюционная  настройка  сознания,  направленная  на  выявление  противоречий в  этой  системе  с  целью  последующего  их  устранения.  Противоречий    между  поведением  и  записанными   в  подсознании  (в  культурных  МЭМах)   представлениях.  Совесть  через  химию  мозга  стимулирует  выработку  некоторых  "заплаток",  нейтрализующих  нейромедиаторы  и  делающих  состояние  психики  удовлетворительным. Если  же  ментальность  не  может  адаптироваться  под  действием  совести  в  достаточной  мере,  то  развиваются  психические  заболевания.
 Ментальность  это вовсе  не  разлитая  в  обществе  некая  субстанция,  как  говорят  иногда  философы.
        Отсюда  появяется  желание  изменять  эту  настройку,  дополнять  операционную  систему  теми  или  иными  способами,  так  чтобы  человек  действовал  в  соответствии  с  новой  настройкой,  т.е. возникает  желание,  а  затем  находится  возможность  манипулировать  поведением  человека.

        Манипуляция – это воздействие на восприятие и поведение людей путем скрытой тактики для достижения собственных целей.

        Прочитав  это  определение  сначала  кажется,  что   манипуляция  это  нехорошая,   постыдная  вещь  всегда.  Но  это  не  так. 
Манипуляция  поведенческими  реакциями  давно  известно  в  биологии,  но  там  она  проводится  другими  механизмами.
        Например,  саккулина,  проникнув  внутрь  десятиногого  краба  в  виде  клеток,  разрастается  там  в  виде  дерева   и  уничтожает  даже  половые  органы  краба,  изменяя  тем  самым  его  гормональный  фон  и  краб  начинает  заботиться  о  яйцах  паразита-саккулины  как  о  собственных  и  разбрасывает  их  в  придонное  течение  для  роста  и  личиночного  превращения  для  нового  цикла  паразитирования.

          Принуждение  человека  к  чему  либо,  это  тоже  манипуляция.  Но  не  скрытая.   Манипуляция  при  помощи  страха.

          Обучение  и  воспитание    приходится  признать  манипуляциями,  но  весьма  полезными  для  индивидуума.  В  определении  манипуляции  сказано,  что  манипуляция  проводится  для  достижения  собственных  целей.  Но  цели  эти  у  преподавателя  совпадают  со  стратегическими  целями  ученика  и  манипуляции  только  спрямляют  путь  постижения  истины,  в  противном  случае,   без  использования   манипуляций,  освоить  необходимый  объём  знаний  было  бы  невозможно. 
          Если  школьник  усвоил  на  уроке  3  закона  Ньютона,  то  это  не  значит  что  он  прошёл  такой  долгий  путь  как   Ньютон,     и  равновелик  ему  по  пониманию  проблемы.     Сокращение  пути(причем  радикальное)  стало  возможным  только  с  помощью  манипуляций  преподавателя.  Многочисленные  последователи  Ньютона  обнаружили  способы  спрямления  пути  познания  этих  законов,  правда  с  помощью  некоторых  манипуляций  сознанием  ученика.    Преподаватель  ставит  хорошую  отметку  ученику,  усвоившему  тему,  решившему  задачу  и  прочее.  Это  тоже  надо  назвать  манипулятивным  поведением.  Ведь  Ньютону  никто  отметок  не  ставил,  не  направлял  на  правильный  путь.  С  поводырем  осваивать  знания  на  порядки  легче.

Манипуляции  же  через  СМИ,  рекламу,  делаются  в пользу  других  субъектов,  изменяют  траекторию   жизни  человека,  а  так  как  это  акции  групповые, действующие  на  всех  сразу, то  и  траекторию  местного  исторического  процесса.  Но  при  этом  следует  учитывать,  что  существующие  объективные  факторы  ограничивают  возможности  этого изменения.  Например,  сколько  ни  повторяй  -  халва,  халва  во  рту  слаще  не  станет  и  человек,  в  конце  концов,  заметит  это,  хотя  в  первый  момент  кому  то  может  показаться  другое.   В  конце  концов  средний  человек  способен  обнаружить  связь   между  информацией  в   телевизоре  и  наполняемостью  холодильника.  Если  эту  связь  не  обнаружит  сам,  то  другие  ему  помогут  это  понять.

2.  Из  этой  модели  следует,  что  ментальность  формируется  здесь  и  сейчас,  а  отдельные  ментальные  блоки,  уходящие  корнями  в  далёкую  старину,   формируются  сейчас,  имеющимися  сегодня  социальными  институтами,  обеспечивающими  эти  репликации.   И  не  надо  формирование  ментальности  приписывать  генетическим  изменениям.
3.  Влияние  генетики  на  ментальность  косвенное,  через  формирование  врожденных  МЭМов,  проявляющихся  в  инстинктах.  Это  влияние  выражается  и  в  том,  в  частности,  что  при  формировании  культурных  МЭМов  они  должны  как  то  «уживаться»  с  ранее  полученными  от  генов  инстинктами.   Поэтому,  рожденного  человека    нельзя  считать  чем  то  вроде  пустого  сосуда,  куда  можно  заливать,  что  угодно  и  как  попало.  Это  знали  опытные  воспитатели  и  раньше,  но  своё  объяснение  оно  получило  в  рамках  предложенной  модели.

4.  Раздвоенность  личности.  Хорошо  об  этом  написал  В.С. Высоцкий.

Во мне два Я - два полюса Планеты,
Два разных человека, два врага,
Когда один стремится на балеты,
Другой, стремится прямо на бега.

Я лишнего и в мыслях не позволю,
Когда живу от первого лица,
Но часто вырывается на волю
Второе Я   в обличье   подлеца.

Этот  феномен   нетрудно  понять  с  т.з.  предложенной  модели.   Когда  человек  находится  один,  то  он  живёт  в  соответствии  со  своим  менталитетом,  внутреннее  напряжение  его  минимально.  Ему  комфортно.  Когда  же  человек  попадает  в  некую  ячейку  общества,  то  его  поведение  в  ней  должно  соответствовать  её     стандартам,  что  достигается  включением  культурных  МЭМов,  подавляющих     некоторые  инстинкты.  А  когда  подавить  инстинкты  не  получается,    человек  понимает,  что  так  вести  себя здесь нельзя  он  и  ощущает  себя  «в  обличье  подлеца».
Психологически  это  воспринимается  как  некая  внутренняя  борьба,  что  тяжело  для  человека.  В  чужой  социальной  ячейке  человеку  может  быть  неуютно.
Раздвоенность  личности,  ощущаемая  человеком,  есть  следствие  того,  что  ему  приходится,  попадая  в  чуждую  ему  ячейку  социального  общества,  подстраиваться  под  её  стандарты,  которые  могут  сильно  отличаться  от  тех,  в  которых  он  привык  существовать.

5.     Между  МЭМами,   сформированными  генетикой  и  культурными  МЭМами
есть  разница.
 Во  первых  Врождённые  МЭМы  и  порождаемые  ими  инстинкты  хранятся  в  бессознательном,  т.е.  месте  недоступном  для  прямых  внешних  манипуляций.  Уменьшить  врожденный  уровень  агрессии  никакими  СМИ  нельзя.  Агрессию  можно  локализовать  с  помощью  культурных  установок.  Но  при  этом  человеку  бкдет  некомфортно.   Культурные  МЭМы  находятся  в  сознании  и  доступны  для  внешних  манипуляций.   Иными  словами  наблюдаем  различие  мест  хранения  культурных  и  врождённых  МЭМов.
Во  вторых.  Врождённые  МЭМы  обеспечены  для своей реализации  ресурсами 
организма(энергия  организма  обеспечивает  их  реализацию).
          Культурные  МЭМы  не  имеют  такой  поддержки  в  организме.  Их  сила  вне  его.
 Это  законы  и  обычаи  социального  общества.
Именно  на  них  они  опираются  при  реализации.  При  сдерживании  поведения,
 основанного  на  инстинктах,  так  называемого  естественного  поведения,  возникают
 напряжения  или  даже  перенапряжения в психике  человека. Человек  их  как  то  пытается  погасить,  избавиться  от  них,  поскольку  ему  при
 наличии  этих  напряжений  некомфортно. Некоторые  прибегают  к  помощи  нейромедиаторов (например препарат "Прозак"),
 другие  употребляют  привычные  стимуляторы (водка,  наркотики) не  прибегая
 к  помощи  медицины.

Поэтому  культурные  МЕМы  не  могут  быть  движущей  силой  человека, они только
культурные  запреты.  Энергетика  поведения человека исходит из  врожденных
инстинктов.  Но  на  поведение  культурные  МЭМы  влияют  решительным  образом.

Вот  сидит  водитель  и  управляет  автомобилем,  но  энергия  движения  идет
не  от  руля,  а  от  мотора.  Правда,  сравнение  не  совсем  точное,  ибо  у  водителя имеется еще  и педаль  газа.  Лучше  сравнить  с  ямщиком  на  лошади.

Исходя  из  этой  модели  становится  понятным,  что  если  "задавить" возможность  инстинктов  действовать(блокировать  их),  то  движение  остановится
(человек  потеряет  мотивацию  действовать),  сколько бы  водитель ни  крутил  рулём.  С  другой  стороны,  если   дать  большую,  чем  надо для  нормального  движения, свободу  инстинктам, то  общество
автоматически  срывается  с  траектории  культурной  эволюции,  и  возвращается
на  траекторию  дарвиновской  эволюции  с  естественным  отбором.  А  там   нам  нужно  будет  вспоминать  навыки  лазанья  по  деревьям.
         
          Таким  образом,  траектория эволюции     человека   в социуме  ограничена  двумя  крайностями.
 С  одной  стороны  необходимость некоторой   свободы  для  проявления  инстинктов и  появления  стимулов  для  действия  человека, с другой     ограничения  со стороны "культурных"  МЕМов, удерживающих  поведение  человека  принятыми в  обществе  рамками, сдерживающих  действие  инстинктов, удерживающих  Джина  в  бутылке,  что  позволяет  не  сорваться  на  траекторию биологической  эволюции  с  естественным  отбором,  на  которой  никаких  гарантий  ни  для  кого  не  существует -  только  быстрые  ноги  и  крепкие  клыки.  Иными  словами следует  придерживаться  концепции  ограниченной  свободы.

     Скорость  движения  социума (скорость  культурной  эволюции) приходится  выбирать,  исходя  из  этих   ограничений,  чтоб  не  отстать  от  других и  чтобы  не  сорваться  с  дороги   (траектории  культурной  эволюции) в  штопор.

 В – третьих.   Если  МЭМы   воспринимать  как  некие  биологические  структуры,  то  со  временем   все  они  обновляются,  путем  замены  клеток.  Нетрудно  представить  эту  замену  для врождённых  МЭМов,  так  как  они  созданы  генами  и  могут  спокойно  обновиться,  как  другие  части  биологического  объекта.  Но  культурные  МЭМы,  информацию,  полученную  в   течение  жизни,   при  таком  обновлении  утратят,  так  как  видимо  не  существует  механизма  для  перезаписи  информации   являющейся  отраженем  жизненного  опыта.   Поэтому  при  такой  замене  или  утрате  работоспособности  культурными  МЭМами  будут  наблюдаться  изменения  в  поведении,  что  фактически  и  наблюдается  в  старческом  возрасте.  По  мере  утраты  этой  информации  поведения  стариков  сдвигается  в  сторону  поведения   детей,  которые  такой  информацией  еще  не  обладают.



6.   Человек  живет  в социуме,  поэтому  его можно считать  клеткой  социума.    Социум  имеет  много   разных   МЕМномов.    Но  социальное  общество  существенно  отличается  от  многоклеточного  организма.   Это  отличие  заключается  в  том,  что  в  многоклеточном  организме   геномы  в  каждой  клетке  одинаковые.  Это  обеспечивается  тем,  что  все  клетки  произошли  из  единственной  клетки  путем  деления.   Идентичность  обеспечивается  точностью  репликаций   с  помощью  ДНК.   Никогда  еще  из  набора  неидентичных  клеток  не  был  построен  живой  организм.   Идентичность  клеток  позволяет  выключить  естественный  отбор  во  время  развития  организма(онтогенеза).   Выключение  происходит  потому,  что  все  гены  идентичны  и  отбору на  уровне  генов не  за  что  зацепиться.   Для  отбора  нужны  различия.   Поэтому  во  время  развития  подавлена  конкуренция  за  ресурсы  между  органами.  Это  ключ  к  успеху  развития.

В  социальном  обществе  МЭМномы  разные,  возникает  конкуренция  в  социуме,  неравенство  возможностей  и  перекосы  в  развитии,  которые  мы  наблюдаем в  человеческом  обществе.
  С  одной  стороны  конкуренция  создаёт  стимулы  для  быстрого  роста,  но  при  этом  возникает  не  просто  неравенство,  но  неравенство  возможностей  для  развития   людей в  новой  генерации.   Иными  словами,  в  онтогенезе  эгоизм  клеток  подавлен,  в  социальной  среде  развитие  происходит  за  счет  эгоизма,  а  альтруизм  должен  поощряться  какими  то  внешними  структурами.

Далее:  5. Самосборка и самоорганизация в онтогенезе   http://www.proza.ru/2014/04/11/2128