Рискованное хобби

Вячеслав Самсонов 2
Был последний месяц зимы. К тому времени я, по выслуге лет, уволился из Вооружённых Сил и стал работать начальником отдела по делам гражданской обороны ,предупреждению и ликвидации  чрезвычайных ситуаций, в од­ном из сельских районов Ленинградской области. Это было время становле­ния министерства по чрезвычайным ситуациям России.
В предпраздничный день - 22 февраля, я, с коллегами, был на торжественном собрании, посвящённом  этой знаменательной дате. После официальных торжеств   планировали продол­жить мероприятие в мест­ном ресторане. Неожиданно меня вызвала де­журная по дому культуры. В фойе стоял мой товарищ -  на­чальник  отря­да федеральной пожарной службы. По  озабоченному выражению  его лица я понял, что - то случилось неординарное. Из его информации я узнал, что в местечке Краськово, от берего­вого припая Ладож­ского озе­ра оторвало льдину с тремя местными ры­баками.
Быстро собравшись, в соответствующей экипировке, оперативная груп­па из десяти человек и четырех единиц техники, убыла к месту чрезвычайной ситуации (ЧС).
Чем ближе мы подъезжали к Ладожскому озеру, тем плотнее ста­новился туман. В Краськово  прибыли около ше­сти часов ве­чера - по сути была  уже ночь. Густой туман, видимость, практически, нулевая. Возле ограждения из колючей проволоки, окружавшего территорию лесного кордона, мы обнаружили ста­ренький "Москвич", две­ри которого не были закрыты на ключ. Внутри, на сиденьях, ле­жали ар­мейский полушубок, пара ватных брюк и две пары валенок. Вид­но хозяева так торо­пились, что даже забыли закрыть двери.
Задача нашей оперативной группы, в первую очередь, со­брать объективную информацию о факте отрыва льдины с рыбаками, пото­му как ложные вызовы поступают достаточно часто. Этим мы и за­нялись. Побеседовали с  рыбаками, которые толпились на бе­регу Ла­дожского озера и не решившие выйти на лёд, а также с местными жителями. В местечке Красько­во, на лесном кордоне, постоянно жил лесник с женой. Они  видели, как три ры­бака вы­шли из «Москвича» и  ушли в Ла­дожское озеро.
Оперативная группа вышли на лёд: на  заснежен­ном поле чётко просматривалась дорожка следов обуви, а также продавленные в снегу по­лоски от санок. Мы прошли всего метров сто и упёрлись в широкую промоину. Лес­ник, шедший с нами, сказал, что утром здесь  ещё  стоял лёд. К нам, как привидение, из тумана вышел человек  в заиндевевший одежде. Он под­твердил, что слышал крики рыбаков на оторвавшейся льдине и указал рукой в ту сторону, откуда были слышны крики.
Эту информация была доведена оперативному дежурному Цен­тра управления кризисными ситуациями МЧС по Ленинградской обла­сти.  Погода была совсем не лётная - вертолёту в такую погоду не да­дут раз­решения на взлёт. Решался вопрос о привлечении к спасатель­ной опера­ции катера на воздушной подушке, но его в МЧС, в то время, ещё не было. Мы же приняли решение разбиться на две группы, попеременно, на лодке об­следовать дрейфующие льдины по "чи­стой воде". Всю ночь мы искали рыбаков, но на весельной лодке большую территорию не обсле­довать.
Утром для усиления, прибыли  спасатели МЧС Северо- западно­го регионального центра. Из спасательных средств добавилась рези­новая лодка, правда, с мотором и мощнейшим мегафоном. Второй день не дал ни­каких результа­тов. На третий день туман стал рассеи­ваться, види­мость улучшилась. Решено было поднять вертолёт МИ -24, принадлежав­ший региональному МЧС. В середине третьего дня поиска мы услышали шум вертолёта и пусками ракет  стали указывать ему направление поиска. Вертолёта не было видно, только периодически слышен был рокочущий звук его двигателей, то удаляющийся, то приближающийся. Поиски вертолёта не дали по­ложительного результата. Лётчик передал по оперативной связи, что назад пойдёт вдоль берега до г. Петрокрепость, а дальше по руслу реки Нева до Пи­тера. Он развернулся и пошёл на малой высоте вдоль западного берега Ладожского озера. Мы безнадёжно смотрели ему вслед, думая, что ры­баки совсем в другом месте, но вертолёт вдруг завис и пошёл со снижением в северном направлении. Как потом выяснилось, напротив ме­стечка Гавань, на дрейфующей льдине,  спасатель из вертолёта уви­дел слабый огонёк. Вертолёт, развернулся, спустился ниже: на льдине было три ры­бака. Огонёк, который привлёк внимание лётчика, тут же погас.
Вертолёт завис над льдиной. Спасатели, используя соответствующее оборудование, буквально втащили внутрь вертолёта беспомощ­ных, ничего не понимающих и не сообра­жающих рыбаков. Вертолёт со спасёнными рыбаками призем­лилась на ледовом припае возле лесного кордона. Мы приняли у спасателей по­луживых  горе-рыбаков. Из троих спасённых говорить и идти мог только один. Усадили всех троих  в лодку и волоком по льду потащили её к бе­регу. На берегу было много народа, в основном  родственники и друзья спасённых. Не­которые плакали, некоторые просто радостно улыбались, другие выкрикивали имена спасённых.  Пострадавших погрузили в машину скорой помощи и отправили в районную больницу.
На третий день после спасательной операции врачи мне разре­шили по­говорить с пострадавшими рыбаками. Прежде  всего это нуж­но было для официального подробного доклада по инстанции, а по- человечески, очень хоте­лось узнать из пер­вых уст, как всё было реально. Эта информа­ция при­годится  мне в будущем, в  последующих спа­сательных опера­циях.
Трое спасённых оказались жителями одного из приладожских посёлков: это были собратья по рискованному хобби - зимней рыбал­ке.  Знали они друг друга с детства, рыбачили тоже с детства и глав­ное счи­тали себя великими специалистами по летней и зимней рыбал­ке.
Я ещё тогда, когда рыбаков сняли с вертолёта, обратил внима­ние на одного из них. Это был мужчина  около сорока  лет, крепко сло­женный, ро­стом под метр девяносто. Несмотря на трёхдневные стра­дания на лю­том морозе, держался он уверенно, внятно отвечал на во­просы  и не вы­зывал к себе жалости. Два дру­гих его собрата были, как говорят, просто ни­какие. Оба беззвучно пла­кали и благодарно хватали всех за руки.
Вот что рассказал мне крепыш по имени Геннадий:
- Я майор милиции, служу в   УМВД г. Санкт Петербурга, Олег - учитель в нашей поселковой школе, Андрей слесарил на заводе, а когда  за­вод обанкротился, стал работать проводником на железной дороге. Мы ещё в понедельник, перед  праздником, договорились съездить на ры­балку. Вот и съездили... Были уверены, что вернёмся быстро, оделись не по по­годе, думали, если не возьмём рыбу на блес­ну и мормышку,  то там у нас, в одном укромном рыбном месте, стояли две сети, так что без рыбы не останемся.
Только я успел опустить блесну в лунку, как  сразу же почувство­вал удар, подсёк и вы­тащил из лунки приличного окуня. Глянул на дру­зей: у них тоже дела шли успешно. Прошёл примерно час, горка мёрз­лой рыбы у моих ног бы­стро росла. В какой -то момент удар по блесне был такой силы, что чуть не вырвал у меня из рук удилище. Я рывком подсёк  добы­чу и вытащил щуку ки­лограммов на пять. Поднял голову, чтобы похва­статься перед Андреем, а он сидел в двадцати метрах от меня, но его на месте не было. Туман сгустился так, что я уже не ви­дел Андрея. Вдруг слышу его голос: « Гена! Нас оторвало!». Я побе­жал на его голос, вижу: Ан­дрей стоит на краю льдины, а перед ним водя­ная промоина метров на два­дцать. По опыту знаю, что оторвавшуюся льдину всегда  крутит и она пе­риодически приближается и касается бе­регового припая.
Нам бы сразу рвануть по периметру льдины, но подвела жад­ность. Каждый собрал свою рыбу, а  время шло. Немного покурили и приняли решение идти по периметру льдины слева направо -   это была вторая наша ошибка. В тумане мы потеряли ориентировку  и по­шли по льдине в  противоположную от берега сторону. Наша льдина действительно каса­лась припая. Мы ясно слышали треск льда и глу­хие удары, но находи­лись- то мы  совсем в противоположной стороне. Льдину  вынесло на чи­стую воду, она уменьшилась  до размеров фут­больного поля. Теперь мы могли быстро по периметру обойти её всю, но что толку: вокруг была чи­стая вода.  Благо, что ветра не было,  толщи­на льда более двадцати сантиметров, а это сули­ло нам какую -то наде­жду, что она не рассыплется на мелкие куски.
Была глу­бокая ночь, види­мость на расстоянии вытянутой руки. Первым замёрз Олег, он как- то сник и всё молчал. Я спросил, во что он одет, - он распахнул армейский бу­шлат, а под ним на голое тело на­дета всего лишь летняя тельняшка. Слов нет, куда ехал мужик, непонятно. На ногах у него были  валенки, а по верх, дырявые армейские химические  чул­ки. Когда он ловил рыбу, выгребая из лунки лёд, то промочил свои ва­ленки. Он как- то странно посмотрел на меня и вполне серьёзно ска­зал: «Знаешь, Гена, у меня  в машине полушубок, ватные брюки и ва­ленки».  Это меня так разозлило, что в сердцах я ему ответил: «Сходи и принеси, заодно со­греешься». До него дошло, что он сказал глу­пость, тяжело вздохнул и от­вернулся. Я тоже хорош, поддержал, назы­вается, товарища!
Мороз креп­чал, думаю  было около пятнадцати градусов. Я снял тёплое нижнее бельё и отдал Олегу. На ноги из двух  шарфов сде­лали ему портянки. Олег вро­де бы согрелся и пришёл в себя. Я решил пого­ворить с Андреем и Оле­гом, как нам действовать дальше, но смотрю: ребята совсем раскисли. Вот тогда я твёрдо решил, что любыми способами заставлю их бороться за свою жизнь до конца. Мы раздели­ли поровну  бутерброд, кото­рый  впопыхах сунула в карман мне моя жена, и немного утолили голод. Я стал следить за тем, чтобы ребята  постоянно двигались, ходили, разго­варивали и не уходили в себя.
Ближе к утру решили сделать из сне­га какое – нибудь   укрытие. Ящи­ками, предназначенными для рыбы, натаска­ли большую кучу сне­га, утоп­тали его как следует. Ножами сделали углуб­ление - получилась малень­кая пещерка, как у канадских эскимосов. Иглу называется. Мы влезли в укрытие, прижались  друг другу, и это как - то согрело нас.
Наступило утро. Олег совсем раскис, начал плакать, нёс какую -то чушь, просил, даже умолял, объяснял, как и где его похоро­нить. Я вытолкнул его  из укрытия, заставил пробежать по кругу.  Он вдруг упал на колени, выта­щил нож и предложил мне чтобы я его убил. Я отобрал у него нож и сунул во внутренний карман. Потом поднял его с колен и вполсилы вмазал пару раз по его кислой и мокрой физиономии. Для большей убедительности своих намерений, дал ему пинка под зад и заставил хоть и не бежать, но идти быстро по кругу. Вижу, подействова­ло: воз­вращаясь после перво­го круга, он показал мне большой палец и пошёл на новый круг. Сам я тоже прилично замёрз: без нижнего бе­лья свитер на голое тело не очень грел. Я пристроился за Олегом, но что - то меня остановило. Заглянул в  наш самодельный иглу и обо­млел: Андрей ткнулся  лицом в снег и не шевелился.
Я выдернул его из укрытия, начал трясти - никакой реакции. Я разозлил­ся по- настоящему, врезал так Андрею, что он вырвался из моих рук и от­летел метра на два. Смотрю: зашевелился, потом вско­чил на ноги и побе­жал, при этом осыпая меня всяческими оскорбительными слова­ми. Я слушал его ругань, как песню: давай, да­вай, Андрюша! Да, я такой плохой, да, я сволочь, держиморда, правильно! И беги, беги от меня Андрюша, не то я догоню и снова крепко врежу!                По тому, как туман снова  сгустился и видимость уменьшилась  до нуля, я  предположил, что  наступила ночь второго дня. Настрогали мёрзлой рыбы, поужинали. До чего же противное это мёрзлое, не солёное блюдо, но силы таяли и их надо было   восстанавливать.
Мы хорошо понимали, что если не согреемся, то вряд ли вы­держим эту ночь. Рассчитывая, что нас спасёт вертолёт, берегли два де­ревянно-фанерных  ящика, чтобы разжечь сигнальный костёр. Критиче­ская ситуация заставила нас сделать этот костёр значительно раньше. Раз­ломали ящики на щепки, развели маленький костёр в на­шем укры­тии, вход присыпали снегом - оставили только маленькую дырочку. Часть ще­пок я спрятал во внутреннем кармане своей куртки.
     В снежной пещере стало теплее, и я не то уснул, не то потерял со­знание. Очнулся от того, что мне нечем стало дышать. Это Олег упал спиной на моё лицо и перекрыл дыхание. Отбросив Олега в сто­рону, я увидел, что он упал на наш костр и у него задымилась оде­жда. Вскочив на ноги, я пробил головой крышу нашего укрытия и вы­бросил наружу своих друзей.
Растормошил обоих, заставил опять ходить. Не хочется призна­ваться, но заставлял я их двигаться  пинками.  В какой - то момент я и сам стал дей­ствовать, как автомат. Смотрю на себя как бы со стороны и показываю  в том числе и себе, что надо делать дальше. Стало све­тать, сегодня тре­тий день наших скитаний. Андрей копался возле раз­ломанного снежного убежища, я успокоился: ищет что - то - значит, жи­вой , главное, что двигается.
Олег стоял на коленях возле самой промоины и молился, я подо­шёл к нему. Он кого - то просил, чтобы его простили. На коленях он сделал два шага к самому краю льдины. Я его опередил: он только наклонился, чтобы нырнуть в холодную Ладогу, но я успел ухва­тить его за ворот бу­шлата, подтащил к себе и врезал пару  го­ряченьких. Он заплакал, ска­зал, что ему очень больно. Больно, значит тоже живой, и это меня тоже немного успокоило.
Вдруг мне почудился далёкий лай собаки. Навер­но, это галлюци­нация, но друзья наперебой стали утверждать, что тоже слы­шат лай собак. Выходит, что нас не унесло да­леко в озеро, а мы где -то побли­зости от берега. Надежда вдохнула в наши замёрзшие и уставшие тела дополни­тельные силы. Мы приободри­лись. Туман рассеялся, и мы увидели в пятистах метрах от нашей льдины по­лоску горизонта. Да это же лес! Мы положили руки другу другу на плечи и начали прыгать и кричать -кто что мог.  Види­мость улучшалась, и я увидел на берегу телевизионную антенну. Братцы, так это же Гавань, база Всеволожско­го  охот коллектива!  Олег плюхнулся на снег не то от радости, не то от усталости - я не стал его поднимать. Мы ходили по льдине. Берег то удалялся,  то приближался, льдину крутило, но к берегу не прибивало.  Словно  во сне, мы ходили, полза­ли по льдине и до боли всматрива­лись теперь уже не далёкий берег горизонта.
Вдруг, как выстрел, воздух разрезал шум мотора. Вертолёт, это точ­но вертолёт! Нас ищут! Ура!
Вертолёт прошёл где - то далеко от берега. Мы кричали, махали руками, но напрасно: ни мы не видели вертолёт, ни он нас. Я вытащил носовой платок , расстелил его на снегу, высыпал на него щепки и часть спичек и приготовился разжечь костёр. Друзья стояли ря­дом и, как завороженные, смотрели на мои действия, веря в то, что этим я вызову вертолёт.
Где - то далеко снова прошёл вертолёт и опять пропал. Мы сели вокруг будущего костра, надежда таяла, Олег снова начал что- то  ле­петать, Андрей уставился в одну точку и застыл в этом положе­нии. Я поду­мал, что, если нас не найдут сегодня, мы погиб­нем, по себе чув­ствовал, что силы на исходе. Громко, чтобы поддержать и себя и дру­зей, я сказал, что вертолёт нас увидел и сейчас вернётся.
Вдруг шум вертолёта стал приближаться, я стал разжигать костёр. Спички ломались, но костёр не загорался. Шум мотора прибли­жался,   вертолёт выплыл из тумана и шёл низко вдоль берега. Нако­нец мой костёр разгорелся, над ним поднялся небольшой столбик дыма, ко­торый стал распространяться в сторону берега. Вертолёт про­летел вдоль бере­га мимо нас и стал удаляться.
Силы покинули меня, я упал на спину в снег. Стыдно сознаться, но в этот момент я дал слабину. По моим подмороженным щекам  поползли тёплые слезинки, не смотря на то, что я давно разучился плакать. Надо мной закружи­лась бескрайняя и безликая пелена. Моё тело вдруг  стало лёгким и не весовым. Я как бы раз­делился на две половины. Моё сознание или моя  душа вита­ли над засне­женной льдиной, а тело лежало на снегу. Я это хорошо и осознанно видел -  и себя, и Андрея, и Олега.  Вот она другая, неземная жизнь, горест­но подумал я. Скорее всего это была галлюцинация от физических страданий, а может и что то другое, необъяснимое. Мне неприятно это вспоминать, потому как я и сейчас не могу толком объяснить, что со мною было в те минуты.
           Безволие и слабость полностью овладела мной. Олег положил свою голову мне на живот и тоже молчал. Ан­дрюха всё так же тупо смотрел в одну точку. В таком полузабытье мы не услышали, как вертолёт приблизился к нам. И только когда он завис над нами и своим мощным рокотом привёл нас в чувство, до нас дошло: нас на­шли, мы спасены. Дальнейшие события я не очень хорошо помню: волшебники-спасатели на каких то качелях, бегущие люди,  лод­ка скользящая почему то по льду, маши­ны скорой помощи, белые халаты, крики радости людей стоящих у кромки леса. Всё смешалось в  непонятную, не осознанную круговерть. Тело, наполненное физической радостью, уже ничему не сопротивлялось, а механически выполняло чьи то команды и просьбы.
       После долгого молчания, слегка смущаясь, он добавил. Теперь- то у нас всё очень хорошо. Меня обещают выписать на сле­дующей неделе. У Андрея  об­острился застарелый радикулит, так что ему ещё придётся полежать пару недель. Олег подхватил воспале­ние лёгких, и врачи говорят, что ни­чего страшного, через месяц поста­вят на ноги.
 
Выслушав рассказ рыбака, я пожелал спасённым  здоро­вья, уда­чи, быстрого выздо­ровления и в будущем быть предусмотри­тельнее.
Конечно же, их поступок  был явно безрассудным и мог приве­сти к другим, более трагическим последствиям.  Им здорово по­везло во многом, цепочка счастливых случайностей сложилась в их пользу.
Прокручивая в уме всё, что услышал от спасённого рыбака, я задал себе вопрос: смогли бы выжить горе - рыбаки в той ситуации, в которой оказались, если бы с ними  не было такого человека, как Геннадий.
Ответ напрашивался сам собой.



                Февраль 2016г Всеволожск.