Обида

Наталья Скорнякова
Если на кого-то вдруг,
Ты обиделся, мой друг,
И тебя обида гложет,
И никто помочь не может,

Надо вот как поступить:
Всё забыть и всех простить.
И в душе растает лёд,
И обида вся пройдёт.

И поймёшь: с обидой жить
Только сердце изводить,
Бог велел нам всех прощать,
Чтобы праведными стать.(Стихи не мои)

Вот уже несколько дней я дискутирую со Светланой, моей школьной подругой. Она очень обидчива. Обида пронизывает все ее тело. У нее то и дело поднимается давление, появляется раздражительность. Обиду нанесла близкая ей приятельница. Я уже и так и этак, со словами и без них.
 
Есть два препятствия, которые мешает притягивать желаемое в свою жизнь. Это обида и чувство вины. Нельзя думать о хорошем, если в голове все время крутятся мысли об обиде, которую причинили, или о том, что сами кого-то обидели и теперь переживаете из-за этого?

Ты ожесточилась, раненная чьей-то несправедливостью, но настоящая ты другая. Хорошая,  добрая, способная понимать и прощать. Отпусти обиду, отпусти прошлое, пойдем в настоящее.

Мой психиатр научила меня не зацикливаться на обидах, не тратить на них свое здоровье. Многие удивляются, что я не обижаюсь, когда можно и нужно бы обидеться. Я всем говорю, что на это у меня нет здоровья.

Помню случаи с соседкой, живущей под нашей квартирой. Тетя Шура, царство ей небесного, ушла она в другое измерение. До того, как им с мужем дали квартиру, жили они в частном доме, подлежащем сносу. В квартире им пожилым было некомфортно, раздражали всяческие звуки. У нас подрастали мальчишки, которых порой трудно было утихомирить. Тетя Шура поднималась к нам и пыталась устроить разборки. Голос у нее был звонкий, слышно было ее по всему подъезду. Я не поддавалась на оскорбления и крики. На другой день, идя после работы, встречала тетю Шуру у подъезда и ласково так здоровалась с ней:"Здравствуйте, тетя Шурочка." У нее мигом менялось лицо, ей хотелось мне нахамить. Я не позволяла. И угощала чем-нибудь вкусненьким.

В свое время психиатр рассказала мне притчу. Может и не дословно, но суть передам.
Ученик спросил учителя:
- Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.
Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.
- Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, - сказал учитель, - то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.
- И это всё? - недоумённо спросил ученик.

- Нет, - ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель. Ученик согласился.
Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портится. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.
 
Ученик пришёл к учителю и сказал:
- Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.
Но учитель ответил:

- То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки - в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.

Наши пороки порождаем мы сами. И нужно ли нам таскать мешок гнилой картошки внутри?

А внукам своим я как-то прочитала сказку про маленького зверька по имени Обида.

Обида, маленькая зверушка, с виду совсем безобидна. При правильном обращении никакого вреда не приносит. Если не пытаться её одомашнить, обида прекрасно живёт на воле и никого не трогает. Но все попытки завладеть ею заканчиваются плачевно… Зверёк этот маленький и юркий, может случайно попасть в тело любого человека. Человек это сразу чувствует. Ему становится обидно. Зверёк начинает кричать человеку: "Я нечаянно попался! Выпусти меня! Мне здесь темно и страшно! Отпусти!" Но человечки давно разучились понимать язык животных. Есть такие, которые сразу отпускают обиду, пока она маленькая — это лучший способ распрощаться с ней. Но есть такие, которые ни за что не хотят её отпускать. Они сразу называют её своею и носятся с ней, как с писаной торбой. Постоянно думают о ней, заботятся… А ей всё равно не нравится в человеке. Она крутится, ищет выход, но так как у нее всего один глаз, да и зрение плохое, сама выход найти не может. Такой вот непутёвый зверёк. Да и человек тоже… Сжался весь, и ни за что не выпускает обиду. А зверёк-то голодный, кушать хочется — вот и начинает потихоньку кушать, что найдет. И человек чувствует это. То там заболит, то здесь… Но не выпускает человек из себя обиду. Потому что привык к ней. А она кушает и растёт… Находит внутри человека что-нибудь вкусненькое, присасывается и гложет. Так и говорят: "Обида гложет". И, в конце концов, прирастает к чему-нибудь в теле человека и против своей воли становится его частью. Слабеет человек, хворать начинает, а обида внутри продолжает расти.… И невдомёк человеку, что только и надо — взять и отпустить обиду! И ей без человека лучше, и человеку без неё легче живётся... Обида — это состояние души. По сути, мы сами принимаем решение быть обиженными. И когда в очередной раз вы захотите обидеться, подумайте: так ли уж приятно жалеть себя и быть жертвой? Хищник всегда чувствует слабого и нападает именно на него. Не зря в народе говорят: «На обиженных воду возят». Отпустите обиду, пусть себе бежит!

Светлана страдает от душевной раны. В этот раз её нанёс человек близкий, можно сказать, друг, давний и проверенный. «Простить? Нет! У Светланы принцип не прощать никому!  И как  сделать, чтоб зацикленность на обиде  у нее ослабла.Ты ожесточилась, ранена чьей-то несправедливостью, но настоящая ты другая. Хорошая,  добрая, способная понимать и прощать. Отпусти обиду, отпусти прошлое, иди в настоящее. Только сама себе она сможет помочь, если сумеет услышать. 

Пьер Буаст, великий французский мыслитель и очень умный человек, живший пару веков назад, считал, что "Обиды нужно записывать на песке, благодеяния высекать на мраморе".