Джутарка сражается. глава 10. освобождение одессы

Петр Чванов
Глава 10. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОДЕССЫ

 В начале марта 1944 года войска Третьего Украинского фронта начали наступление  на Николаевско-Одесском направлении. Военный Совет фронта потребовал от партизанских отрядов усилить мощь ударов по врагу, а также увеличить поток и глубину информации о всех перемещениях воинских частей противника и маневрах его резервов. 28 марта Советские войска освободили город Николаев.

Штаб партизанского движения на Украине переместился  в село Терновка близ города Николаева. Сюда в первых числах апреля прибыл заместитель начальника партизанского движения при Военном совете 4 Украинского фронта подполковник Метелев. По приказу Т.А.Строкача партизанские силы передавались в оперативное подчинение штаба Третьего Украинского фронта. Это были партизанские отряды им. И.В.Сталина, М.И.Калинина, А.А Жданова, Ф.Э. Дзержинского, В.И. Чапаева, Г.И. Котовского , «Журналист», «Буревестник», «За Днепр», «За Советскую Молдавию» и др., которыми командовали В.Д.Авдеев, С.Ф.Родионов, Д.Б.Мурзин, П.Н. Морозов, Е.И. Петров, Ф.Г. Мысин,  С.Д.Авентьев, М.ВСмилевский, С.В. Витютнев, И.А. Кухаренко, И.Ф. Чечёткин, А.А. Ворфоломеев и др..

Передавая отряды в переподчинение штабу Третьего Украинского фронта, Пётр Андреевич Метелев дал подробную характеристику каждому командиру и комиссару отрядов, рассказал об их боевых делах и местах дислокации.
-Партизанский отряд им. И.В.Сталина действует непосредственно в городе Одессе, - заметил Метелев. – Возник  он  на базе местных подпольных организаций и мелких партизанских отрядов, чтобы объединить их  и поднять в городе восстание  накануне прихода наших войск.

 В январе 1944 года в город Одессу направили организационную группу во главе с опытнейшим подпольщиком, коммунистом, Василием Дмитриевичем Авдеевым. Его подпольная кличка Черноморский. Он прекрасно действовал в Ростове и в Донецке. Успешно началась его работа и в Одессе. Не так давно поступили сведения, что Авдеев погиб. Командование одесскими партизанами принял его заместитель Д.С.Гавшин.( А.Н.Асмолов. Фронт в тылу вермахта. Стр. 163-164).

Первыми из Одессы убрались румыны, но приказ коменданта не закрывать  ворота и двери, а ставни держать закрытыми  оставался в силе. Полиция строго следила, чтобы жители Одессы этот приказ не нарушали.
 9 апреля из штаба партизанского отряда подпольщикам сообщили, что на 10 апреля назначен штурм Одессы. Всю ночь на близлежащих улицах был слышен шум боя. Никто из жителей Дальних Мельниц не спал.

Когда утром 10 апреля Лида выглянула за ворота,  ещё не было и 6 часов утра. Куры Деркачей, которые были почти в каждом дворе, выбежали на улицу. Лида, боясь потерять кур, выглянула  из калитки и сразу же попала в руки всадника.
-Почему на улицах никого нет? – удивлённо спросил он. - Почему город как будто вымер?
-Нам сказали, что вы будете всех нас убивать, - с трудом вымолвив эти слова, Лида почувствовала, что она больше не сможет сказать ни слова. Язык будто отнялся.

Только теперь Лида заметила, что на низкорослых  конях сидят необычные, черноволосые люди. На плечах у них тихонько шевелятся чёрные бурки.
-Зачем нам вас убивать? – удивлённо спросил конник, который задержал Лиду. – Мы - разведка. Так, где же народ?
-А чем Вы докажете, что Вы разведка? - не унималась Лида, к которой вдруг вернулся дар речи.
Диковинный всадник распахнул бурку, и Лида увидела на его груди значок гвардейца и несколько советских медалей.

Она пулей метнулась  окнам и закричала:
-Наши! Наши пришли!
На крик Лиды стали открываться ставни и окна, и её соседи начали выбегать на улицу. Все плакали и смеялись. Ликование было такое, как много позже  народ ликовал, услышав слово  «Победа». Это был день радости и  счастья, которого люди ждали долгих три года.

Когда первая радость встречи с воинами Советской армии немного улеглась,  Лида вместе с соседями побежали в сторону Ивановского моста, которого тогда ещё не было и в помине. Весь перекрёсток улиц Степовой и Мельничной был забит машинами, на обочине рядком лежали убитые фашисты. Советские солдаты сливали бензин из бензобаков, застрявших в пробке немецких машин, а наши «мыловары» уже нашли погибшего советского солдата и похоронили его (они же позже ухаживали за его могилой, пока городские власти не перезахоронили его останки).

Большинство машин были забиты боеприпасами, продуктами и дефицитными товарами. Застрявшие в «пробке» фашистские машины жителям Дальних Мельниц на следующий день пришлось переводить на соседние улицы чуть ли не на руках. Машины сначала разгружались, оружие и боеприпасы передавались военным, а продовольствие сносилось в здание Ильичёвского райисполкома на ул. Степовую 38.

 Во время освобождения Одессы партизаны оказали значительную помощь регулярным частям Советской Армии не только как проводники, но и сами  непосредственно участвовали в боевых действиях. Среди них было немало раненых и погибших. Так из подпольно-диверсионной группы В.К.Пучкова  были ранены Ефимова Александра  и Саша Крезе.

После освобождения Одессы  Лида Деркач вместе с А.Д.Лобарь вошли  в группу, которая тушила пожары в городе, в частности им пришлось долго воевать с огнём, бушевавшем на территории элеватора. Когда пожары в городе были потушены Лиду назначили работницей в столовую командного состава Третьего Украинского фронта, которая была организована при Ильичёвском райисполкоме. Комендантом города был назначен начальник штаба  парашютно-десантной группы Гавшин Дмитрий Степанович, бывший заместитель Авдеева-Черноморского. Он питался в столовой комсостава. Он сразу узнал Лиду, хотя она раньше с ним не встречалась.

Оказалось, что ещё весной 1944 года Д.С. Гавшин чисто случайно познакомился с Шапоренко Марией Николаевной.  В то время он  после гибели Авдеева-Черноморского  исполнял обязанности командира группы парашютистов, которые были выброшены в районе села Осиповка 16 января 1944г. Он пришёл на Привоз, чтобы встретиться со связными из партизанского отряда. Прогуливаясь по привозу в ожидании связного, он обратил внимание на бедно одетую женщину с маленьким сыном, которая торговала дорогими вещами. Это и послужило поводом для их знакомства.

Как раз в это время у Лиды в квартире набралось много сырья и изделий из джутовой фабрики, и она  пришла в условленное место, чтобы договориться с Шапоренко. Там-то её и засёк Д.С.Гавшин. Люся, как мы называли Шапоренко, специально запрашивала очень высокие цены и за без того дорогие вещи, которые когда-то привёз из-за границы её муж моряк. Высокие цены отгоняли покупателей и давали ей возможность долго находиться на условленном месте, не вызывая подозрений полиции.

Когда  при исполнительном комитете Ильичёвского района был организован мобилизационный отдел, П.Н.Прокопенко взял туда  Лиду.  Заведующим мобилизационным отделом был назначен бывший заведующий гаражами завода «Январского восстания» Марков Александр Мартынович.

Через два дня после освобождения Одессы из эвакуации прибыли руководители райисполкома Святенко, Владимиров и другие. Вернулись и партийные работники. Секретарём Ильичёвского райкома партии стал Новиков, вторым секретарём - Баев, а начальником отдела кадров – Моисеев. Лиду, как комсомолку перевели работать секретарём к Моисееву, в райком КПСС. 
 
Город готовился к  проведению парада освободителей  Одессы. Парад готовился одновременно в двух местах. На территории Ильичёвского района парад готовился  на улице Дальницкой, на углу улиц Степовой и Дальницкой.  Там была организована большая трибуна из нескольких грузовых машин.
Одновременно парад готовился у стен Оперного театра. Эпизод парада возле Оперного театра, заснятый фотографом Всеволодом, впоследствии стал  сюжетом известной картины, облетевшей весь мир,  «Парад у Оперного театра». А в кинотеатре «Серп и молот»долго показывали киножурнал, в котором жители Дальних Мельниц вручали цветы воинам Советской Армии.

Так для одесситов закончились  два с половиной года оккупации. На фронтах ВОВ погибли 135 тыс. жителей Одессы и области. За 907 дней оккупации Одессы фашисты уничтожили около 200 тыс. одесситов и угнали в рабство 56 тысяч взрослых и 22 тыс. детей.
Чтобы иметь возможность честно смотреть в глаза воинам-освободителям и  своим землякам, Лиде и её товарищам пришлось пройти очень суровую школу подполья. Они сделали всё,что было в их силах, чтобы не давать фашистам спокойно отдыхать в тылу и не давать новым «хозяевам жизни» богатеть и помогать своей армии.
Вот что отмечает один из руководителей партизанского движения А.Н.Асмолов в своей книге „Фронт в тылу вермахта”:

„Признавая появление в тылу его войск партизан, главное командование вермахта сообщало, что партизанское движение, развернувшееся на захваченной советской территории, создаёт угрозу «руководству войной». 
В октябре 1941 года командование немецкой армии разработало „Основные положения по борьбе с партизанами” и „10 заповедей немецкого солдата по борьбе с партизанами”. Вот некоторые выдержки из них:
- Нельзя допускать, чтобы русские, которые не могут справиться с нами в открытом бою, нападали на нас врасплох благодаря нашей беспечности...
- Навредить нам партизаны могут только в том случае, если у нас будет недостаточное охранение.
- Оружие при себе иметь всегда и везде!
- Кто смеётся над этим правилом, тот не герой, а глупец.”