Шоколадный торт

Новелла
Наконец-то третий этаж... Анна Николаевна тяжело перевела дух, остановилась и начала искать ключи в сумочке.
***
Надо же, как не повезло – уже все «сталинки» в округе радуют своих жильцов лифтами, а чтобы попасть на третий этаж знаменитого «дома ученых», по-прежнему нужно одолеть шестьдесят шесть широченных бетонных ступенек... Правда, из ученых, которые вселились в этот замечательный дом после войны в далеком пятьдесят втором, уже мало кто и остался: первые два этажа заняты офисами, непонятно чем и непонятно зачем занимающимися; а сосед Анны Николаевны продал квартиру каким-то риэлторам под гостиницу. Мало-помалу, да так только она и Ираида Павловна с пятого этажа и остались из прежних жильцов. Обе схоронили мужей – заслуженных академиков и коротали свой нелегкий век в одиночку. Только у Анны Николаевны был внук. После трагической смерти отца, он редко, правда, но все же прилетал  из Америки навестить бабушку, а четыре года назад даже правнуков привозил: чудесную малышку Настеньку полутора лет и Николеньку – улыбчивого пятилетнего мальчика, смышленого не по годам. Мальчика назвали в честь прапрадеда Николая Петровича Вяземского, и женщина верила, что он продолжит их знаменитую династию биологов. Ираида Павловна была маленькая сухонькая старушонка, и хотя на пять лет моложе Анны Николаевны, никто бы никогда и не догадался об этом. Когда построили дом, она, красивая стройная блондинка с летящей походкой, только что окончила университет и вышла замуж за своего бывшего преподавателя. Детей бог им с мужем не дал, и Ираида Павловна посвятила всю свою жизнь мужу, который был для нее и любимым, и ребенком, короче, всем в ее жизни. На рубеже веков мужа не стало. Сестер-братьев у них не было, родители уже давно отошли в мир иной, и схоронив любимого, Ираида осталась одна-одинешенька на всем белом свете. Неделю она не выходила из квартиры, и Анна Николаевна  всячески пыталась вернуть ее к жизни. Да то ли разные они очень были, то ли со смертью мужа у Ираиды жизненный запал кончился... В общем, дальше интеллигентного общения дело не пошло.

Был у Анны Николаевны маленький секрет. Получив свою небогатую пенсию и разделив ее на коммунальные платежи и продукты, она каждый месяц умудрялась выкроить на долгожданный поход в кондитерскую на углу. Анне Николаевне нравилось есть свой любимый шоколадный торт прямо здесь в кондитерской за дальним уютным столиком с чашкой ароматного имбирного чая с мятой. Она приходила поздним утром, когда наплыв посетителей спадал, и можно было неторопливо наслаждаться восхитительным вкусом торта. Иногда к Анне Николаевне за столик все же кто-то подсаживался, видимо из-за отсутствия свободных столиков, она даже не задумывалась; а однажды грустный седовласый мужчина даже сделал комплимент ее любимой старомодной шляпке. Вот и в прошлом месяце, Анне Николаевне только принесли чай с тортом, к ней подсела бойкая женщина средних лет, поздоровалась и тоже что-то заказала. Анна Николаевна, не отвлекаясь, смаковала торт, и лишь доев последний кусочек, вдруг засмущалась от собственной нетактичности и подняла глаза на случайную соседку. Женщина ей улыбнулась. Анна Николаевна и не заметила, как они разговорились, как выложила незнакомке практически всю историю своей жизни, и про дом, и про Ираиду Павловну, которая тоже любит шоколадный торт, но не любит бывать на людях, поэтому она, Анна Николаевна, всегда приносит ей кусочек. А как же, ведь кроме нее у Ираиды больше никого нет. Когда стала хвастаться правнуками, соседка вдруг засобиралась и быстренько ушла.
***
Ключи все никак не находились. Наверху хлопнула дверь, и мимо Анны Николаевны вихрем кто-то пронесся. Достав, наконец, ключ и открыв замок, Анна Николаевна оставила сумку, взяла только что купленную булочку с корицей, и отправилась на пятый этаж. Позвонила. Тишина. Позвонила еще. Может случилось что? Недобрые мысли не давали покоя, пока она спускалась вниз и искала дворника. Через час дверь вскрыли...
Ираида бездыханно сидела на кухне, уронив руки и голову на стол. Рядом стояла коробка с остатками шоколадного торта из кондитерской на углу...
 
А через месяц вселились новые жильцы. Дворник сказал, что купили они квартиру у дальней родственницы. Мол, дарственную оставила Ираида.




(По мотивам трагедии, произошедшей в 2011 году, имена и детали вымышлены)