Элечка

Эмма Татарская
1. Мама  Зоя.

 Большая деревня, севернее Великого Устюга. Большие серые дома, добротные, из хороших брёвен, большей частью заколоченные. Строгая северная природа: лес, река.
 Когда-то здесь кипела жизнь: работала лесопилка, валяли валенки, грибы и ягоды сдавали заготовителям. Работала школа- десятилетка, амбулатория, аптека.

 Наверное, вопреки этой суровой природе, жители деревни называют своих детей красивыми, звучными именами.
Вот и героиню нашего рассказа зовут Элеонора, Элечка.
Её  вчера записали в первый класс, а лет всего шесть.
 Учительница сказала: – Ты девочка рослая, читать, писать умеешь, считаешь хорошо. Зачем тебе ещё год болтаться?
Элечка  кивнула.  Она дружила с соседом  Кирюшкой, а он  перешёл уже во второй класс.

Мама Зоя работала в школе уборщицей, дворником и истопником одновременно, поэтому Элечке приходилось часто сидеть на задней парте и рисовать. Так незаметно для себя она и научилась читать и писать.
 Вчера дядя Ваня привёз ей с речки тачку песка, и  Элечка  сейчас играла в обычную для девочек игру в песочек, где строятся маленькие столики, диванчики, в маленьких пузырёчках стоят первые весенние цветы, сидят маленькие куколки.

 Внезапно её внимание привлекает шум мотора, и около их дома останавливается большая блестящая черная машина. Элечка знает, что она называется –  джип. У Андрюшки есть такая игрушка, он важно зовёт её – внедорожник.
 Но то, что происходит  дальше, заставляет её спрятаться в кусты смородины и замереть. Из машины вышел  высокий, красивый, загорелый мужчина в белой майке и в белых брюках. Открыл двери машины, из которой выпорхнули две женщины: одна очень высокая блондинка в коротких джинсах и белой кофточке, другая невысокая, темноволосая, в шортах.
Таких людей Элечка видела только по телевизору.
 Все трое направились к их крыльцу. Старый Шарик, вместо того, чтобы залаять, лег на землю, бьет хвостом и жалобно скулит. Высокая пошла к нему, гладит, а он просто с ума сходит от радости.
 Дальше – больше. Внезапно, из дома вылетает мама Зоя, и с криком – не отдам!    Подбегает к приезжим. Те в нерешительности остановились. Потом высокая говорит: –     Может, в дом пригласишь, что тут спектакль устраивать!
Мама Зоя сделала приглашающий жест и все четверо прошли в дом.  Элечка быстро подбежала к окну и встала под ним. Её не было видно, но всё хорошо слышно.
Она стояла под окном и сердечко её билось, как у пойманного воробушка. Сначала говорила мама Зоя. Она обличала:
– Шесть лет не появлялась, ни писем, ни посылок, да, два раза деньги присылала и что из того? Я её воспитала, без неё нет мне жизни!
– Значит, ты ей не сказала про меня? Что я её мать?
– Мать та, что вырастила ребенка! – возразила Зоя.
Тут вступил в разговор мужчина, и  Элечка замерла, она уже поняла, в чем дело…
– Я очень виноват, но у нас в семье принято слушаться отца. Он отправил меня учиться в Америку. Но мы хотим всё исправить, мы поженились и решили сами воспитывать Элечку. У неё будет всё: воспитатели, музыка,  языки, всё, что нужно. Я бы хотел, чтобы Вы жили с нами…
– Что же и свадьба была? – с обидой спросила Зоя. Не пригласить мать на свадьбу – высший позор и бесчестье.
– Нет, нет! – торопливо сказала  Лариса. – Свадьбы не было, мы расписались и Олег сразу уехал в Германию.
Все помолчали.  На самом деле, свадьба была – три дня гуляли в лучшем ресторане Питера.
Наконец подала голос черненькая: –  Я Соня, сестра Олега, я хочу сказать, что Вы лишаете девочку будущего. Я по образованию детский психолог.  Подумайте: закончит она здесь девять классов, а что потом? Всё равно к родителям, которые ей станут окончательно чужими! Вы должны думать о ребенке, а не о себе…
Она не закончила, то, что случилось, было неожиданностью для всех. Элечка с криком: – Папочка! – вбежала в дом и бросилась на шею мужчине. Он держал её на руках: –  Девочка моя, я тебя не оставлю!
Соня зарыдала в голос. Мама Зоя и Лариса утирали слёзы.

 Вопрос был решен. Часа через два все сидели в машине.
Все, кроме мамы Зои. Она проводила их до джипа, мужественно сдерживая слёзы. Элечка целовала её и просила поскорее приехать.
Олег в десятый раз предлагал все возможные варианты переезда к ним. Зоя молчала, губы были плотно сжаты, и Лариса и Элечка знали, что это надолго.
Наконец, поехали.
 Зоя перекрестила их вслед и ушла в дом.

 Зою в деревне уважали и никогда кроме как Зоя или Зоя Васильевна не называли. Ей было сорок шесть лет, в Питере ей уступали бы место и звали бабулей - там женщины её возраста носили мини юбки и узкие брючки. Но тяжелый  крестьянский труд
сделал своё дело.
В деревне деликатно говорили:  – Зоя принимает  Ивана, а расписываться не хочет.

Иван был простецкий мужичок, вдовец.
Жил он один, через стенку жила его сестра Лида, очень больная, да ещё воспитывающая внучку Лидочку.
Дядя Ваня приносил им рыбу, грибы, ягоды, косил сено, а зимой и на зайцев охотился.
Элечка носила через день бидончик молока тете Лиде и узелок творога в марле.

 Надо сказать, что молодёжи в деревне было мало, а детей довольно много. Такой вот парадокс был.
А объяснялось всё просто. Доверчивые северные девчата уезжали в Питер или в Устюг, надеялись выйти замуж, и  обманутые, привозили детей в деревню родителям. Оставить в роддоме считалось большим грехом и позором.  Провожая дочерей в город, обычно говорили: –  В случае чего привози, вырастим.
Напрасно не понимают некоторые психологи, что дети без отца ущербны и несчастны. Дети остро чувствуют, что у них нет отца.

 Элечка сидела на первом сидении, против всех правил, и болтала без умолку. Олег внимательно слушал, задавал вопросы, кивал, но мысли его были далеко.
Он думал, что будет дальше. Через два дня он должен ехать в Германию. Лара, скорее всего, подпишет контракт с итальянцами, век модели недолог, надо спешить. Элечка останется одна с няней, будет скучать, плакать. Как уговорить маму Зою переехать? Можно пристроить к конюшне скотный двор, перевезти её животных.  Но этот кремень не переупрямишь.
Лара думала, как ей убедить Олега  разрешить ей подписать контракт с итальянцами. В машине стало тихо, Элечка заснула.
А в доме села Степановское молча сидела железная мама Зоя и  Иван напрасно старался её утешить.


2.Лариса.

Ларочка  росла без отца, он умер, когда ей было два года.
Жили, как все –  не лучше, и не хуже. Закончив девять классов, Лариса с подругой Катей  поехали в Устюг поступать в техникум при швейной фабрике. Там работала мастером и преподавала старшая сестра Зои,  Надежда Васильевна. Разумеется, девочки были приняты.
 Лариса любила шить, с детства всех кукол обшивала, придумывала новые фасоны, модели. Катя всё это ненавидела, бросила учёбу и пошла работать официанткой в кафе. Так их пути разошлись навсегда.
Катя вскоре родила дочку Лидочку, отвезла её к матери, начала пить и потихоньку скатываться на самое дно.
В прошлом году Иван разыскал её среди бомжей и наркоманов и плакал, рассказывая всё это Зое. Вернуться домой Катя категорически отказалась.

 А у Ларочки взлёт её карьеры начался с конкурса «Северная красавица».
Девчонки из техникума уговорили Лару пойти с ними записываться на конкурс. Длинная и тощая Лариса и в мыслях не держала, что её возьмут. Она в то время страшно комплексовала по поводу своего роста. С ребятами не встречалась – была выше большинства из них.
К её удивлению, на конкурс взяли. Она даже дошла до полуфинала.

 Однажды, её пригласили в кабинет администратора Елены Петровны. Кроме неё в кабинете сидел незнакомый мужчина. Он вскочил, поцеловал, Ларисе руку, предложил сесть.
Представился, его звали Феликс, и начал восхищаться её походкой, особым шармом, сказал, что она находка для его модельного агентства в Питере. Предложил, независимо от результатов конкурса, работу в агентстве.
– Но я ещё учусь. Мне год учиться осталось, диплом нужно получить.
– Диплом не помешает. Но моё предложение в силе.
Он оставил визитку и откланялся.
– Это большая удача. Не говори никому, – сказала Елена Петровна. В тот же день, к ней подошёл охранник и передал записку и небольшой свёрток. Оглянулся и тихо сказал: –  Повезло тебе, Ларка, сынок банкира на тебя глаз положил.
В свертке был мобильный телефон, тогда ещё редкость в Устюге, и простая инструкция, как пользоваться, а в записке объяснение в любви и просьба звонить.

 Во время конкурса девушек не выпускали и охрана была очень серьёзная. Разрешалось передавать цветы и конфеты. Цветы шли на украшение зала, конфеты на общий стол.
После конкурса стали встречаться каждый день. Меховой магазин подарил Ларисе норковый полушубок, в котором её сфотографировали в полный рост  для  витрины магазина. Получилось очень красиво и они всегда проходили мимо, когда гуляли  –  полюбоваться.
 Надо ли говорить, что Ларочка влюбилась. Олег был даже выше её ростом, широкоплечий красавец.
Всегда цветы, подарки, рестораны. С ним было легко и весело. Олег смешно подражал её северному говору, рассказывал весёлые истории. Когда  Лариса поняла, что беременна, Олег горячо убеждал её, что они обязательно поженятся. Он проходил стажировку в филиале банка, который принадлежал его отцу.
 Отец жил в Питере, и был непререкаемый  авторитет для Олега.
Он съездил в Питер и вернулся мрачней тучи. Отец был крайне недоволен его работой в банке, посылал в Америку учиться и слышать не хотел о женитьбе.
Так всё рухнуло.
Олег оставил ей много денег, обещал каждый день  звонить и первое время звонил, потом всё реже и реже…
Лариса защитила диплом и через неделю родила дочь.
Она ждала звонка, по- прежнему надеялась, но ничего не было.
Тогда, что-то ожесточилось в её душе, она отвезла девочку к маме и поехала в Питер. В агентстве встретили её хорошо, Феликс был на месте.
 Решили, что учить её – только портить, и уже через неделю Лариса участвовала в рядовом показе моделей.
У неё была неповторимая естественная походка, полная спокойного достоинства, прелесть юности  и все её выходы вызывали шквал аплодисментов.
 Ожидалась поездка в Париж. Феликс намекнул, что может устроить ей контракт.

 Несколько лет пролетели незаметно. Лариса стала известной моделью, её приглашали лучшие агентства Европы.
Ей казалось, что она забыла Олега. А он, вернувшись из Америки, стал разыскивать её и когда, наконец, они встретились, то поняли, что всё ещё любят друг друга и решили пожениться, взять дочь к себе. Лариса написала матери письмо, но ответа не получила.
 Никто не думал, что всё так получится.
Может быть,  мама Зоя, ради любимой внучки всё же решится на переезд?