О судьбе

Василий Лузик
(краткие субъективные измышления)
Всё чаще в современном обществе приходится слышать о таком понятии, как «судьба». Даже люди образованные и с научными степенями не стесняются признавать, что есть нечто свыше, что определяет их жизнь, пишет её сценарий. Иными словами, даже научные умы подвержены разлагающему верованию, что есть некая мистика в Законе Больших Чисел, встречах в определенное время и в определённом месте («Звёзды сошлись!», «Это судьба!», «Счастливое/несчастливое совпадение!» и т.д.) и прочих аспектах бытия.
Однако сей несовершенный взгляд на происходящее не только непродуктивен, но еще и деструктивен как для самого верящего в судьбу субъекта, так и для общества в целом. Примеров масса: хотя бы то, что человек «А» упорно верит, что у него не получится изобрести что-то новое, полезное для общества, хотя знания и опыт имеются. Говорит, что «не судьба». Даже не разбирая подробно данный пример, можно сказать, что если потенциальный изобретатель будет продолжать мыслить в таком ключе, то, естественно, у него не будет мотивации делать что-либо, что продвинет его дело хоть на йоту. Он остановится, и что-то полезное не будет изобретено. Сам человек не получит ни вещественной прибыли,  ни духовной удовлетворённости, общество же потеряет нечто, что могло принести пользу.
Легко себе представить, что было бы, если бы подобное суеверие останавливало каждого, кто что-либо изобретал – человечество не выжило бы, если бы кто-то не придумал, как развести костёр, как создать орудия труда, как сделать оружие для охоты и т.д.
Однако вопреки здравому смыслу, многие по-прежнему верят в мифическую «судьбу», уже якобы где-то записанную историю их жизни. Как многие учёные искали в физических недомоганиях в качестве причины психику, так необходимо искать корни и сего суеверия. В данном случае довольно объективен факт того, что при формировании подобного мнения довольно активно участвует инстинкт самосохранения.
 
Например, сделав множество попыток добиться чего-либо, и, не достигнув результата, человек может разувериться в собственных силах. Может проявиться состояние депрессии, или даже фрустрации. Тем временем подсознание пытается защитить человека, вводя понятие «судьба». Якобы если что-то не получается, то это не с индивидом что-то не так, а «просто не от тебя это зависит», «не легла масть», «не судьба». Тем самым подсознание защищает своего носителя от различного рода эмоциональных потрясений.
Необходимо также помнить, что одной из причин появления такого понятия как «судьба» является страх ответственности за жизнь и поступки. Якобы если человеком управляет некая мистическая «судьба», то она и ответственна за всё происходящее, в том числе и за негативные моменты (неудачи, провалы и т.д.). Вводя понятие «судьбы» как некой высшей силы, довлеющей над ним, индивид пытается переложить часть своей ответственности на вышеупомянутую силу, отстраниться, словно бы говоря, что он – лишь винтик в механизме жизни, так сложились обстоятельства, такова судьба, а он лишь пытается жить, а не существовать среди этих «шестерёнок жизни».
Еще одной распространённой причиной появление этого понятия является т.н. «лень мозга». Не так давно учёные доказали, что головной мозг старается найти любую «отговорку», чтобы не учиться новому, не делать лишних движений, не считать лишний раз в уме, а воспользоваться подручными средствами и т.д. В данном случае это связано с нежеланием искать причины событий, просчитывать последствия своих и чужих действий. Куда проще свалить всё на некую «судьбу», чем думать, отчего же произошло что-либо и во что это может вылиться.
Один человек сказал «Если верите в судьбу – не одевайтесь по сезону. Судьба – всё равно заболеете, не судьба – останетесь здоровы. Не смотрите по сторонам, переходя дорогу. Судьба – всё равно собьют. Не судьба – даже бурный поток машин вам не помеха».
Учитывая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что вера в высшие силы, в частности, в судьбу, является пагубным рудиментом, оставшимся с древних времён, подобно астрологии. Однако, как с любым пагубным аспектом бытия, с мышлением, в котором преобладает понятие судьбы, необходимо бороться, дабы впоследствии не пожинать плоды жизни, в которой общество «плывёт по течению».