Могла ли спастись царская семья?

Петр Панасейко
           Через два с половиной года исполнится ровно сто лет, когда в Екатеринбурге  в ночь на семнадцатое июля 1918 года в бывшем особняке инженера Ипатьева была расстреляна семья последнего российского императора Николая Второго.
      
           Все эти годы слово «расстреляна» стоит на первом месте. Если бы семью только  расстреляли, то смерть их не стала бы  такой мученической, какой стала на самом деле. Озверевшие члены команды охраны дома особого назначения во главе с Яковом Юровским не ограничились  применением личного огнестрельного оружия, а добивали раненых штыками, в том числе и детей. Так на заре Советской власти было совершено преступление, от которого эта самая власть вплоть до её ликвидации в 1993 года так и не «отмылась». Символично, что даже грузовик, на котором перевозили трупы членов царской семьи, долго потом не могли отмыть от крови.
      
          И вот тут возникает вопрос: « А могла ли спастись тогда царская семья?» Речь не идёт о возникающих периодически легендах о чудесном спасении то Анастасии, то Татьяны, то Ольги. Легенда, на то она и легенда, с реальностью ничего общего не имеющая. Большевики считались не такими глупыми, чтобы кого-то пощадить, и тем самым дать в руки Белой Армии «флаг» для борьбы с ними же. Известно, что в грузовик погрузили одиннадцать тел. Теперь мы знаем, что убили б не только членов семьи Николая, но и тех, кто с ними оставался до конца. Никто  спастись в том аду в подвале дома  не смог.
      
           Когда я учился в школе в 1960-х годах, то нам на уроках истории говорили, что расстрел царской семьи  санкционировал ВЦИК, высший орган государственной власти в тогдашней России. Но уже  в  годы  Перестройки  узнал, что ВЦИК  санкции на расстрел не давал.
      
          Да, какой-то представитель большевиков от Екатеринбурга ездил за санкцией в Москву, встречался со Свердловым, а тот советовался с Лениным. Последний настаивал на доставке царской семьи в Москву для проведения всенародного суда над Николаем Вторым. И «вождя мирового пролетариата» понять можно: он бы показательно и публично отомстил  за брата под видом справедливого правосудия. Ленина не поддержали, и никто за это тогда не пострадал. Но он не был бы Лениным, если бы дело о царской семье «спустил на тормоза». Он и его окружение просто переложили вопрос  этот на «плечи» Уральского Совета.
       
          А теперь давайте поставим себя на место председателя Уральского Совета. Фронт «красных» в районе Екатеринбурга «трещал по швам»,  колчаковские войска стремительно приближались к городу, зная что в нём находится Николай Второй. Большевики готовятся к сдаче городе. Что им было делать с царской семьёй в такой ситуации? Правильно, сделать всё возможное, чтобы она не попала в руки противоположной стороны в гражданской войне. И Уральский Совет принимает на свой страх и риск решение о её расстреле.
       
          Доказательством того, что это  самоуправство местного масштаба говорит убедительно телеграмма, направленная  на следующее утро в Москву с циничным текстом о том, что царская семья эвакуирована в надёжное место. Им оказался - «тот свет».
       
         Таким образом, можно смело утверждать, что шансов спастись тогда члены царской семьи не имели. Они все были обречены. Ответственность за это преступление двадцатого века лежит не только на Уральском Совете, но и в не последнюю очередь на адмирале Колчаке. Именно решительное наступление его войск на «красный» Екатеринбург ускорило трагедию царской семьи. Ему следовало сначала решить вопрос о её освобождении, потом штурмовать город. Контрразведка у белых, как известно, «хлеб даром не ела». Однако, окрылённые успехом на фронте, колчаковские белогвардейские войска стремительно рвались к Екатеринбургу, который они вскоре и взяли, но вместо членов царской семьи получили их трупы, которые вообще-то и найти не смогли. Тогда. Большевики хорошо умели заметать следы.

01.03.2016 г.

Фото из Интернета