Прованс рядом. Из цикла СССР

Ирина Шатуновская
             Прованс рядом. Из цикла Создай Себе Среду Радости.

      С начала 90-х годов потекли в Россию заграничные товары. Среди прочих были и семена. Таких диковинных растений, семена которых в красочных упаковках появились в магазинах, мы никогда не видели. В эти годы садоводство было очень актуально, ибо сильно простой народ обнищал. Подкармливались садами. Семена заграничные с энтузиазмом стали покупать. В том числе и цветов,уж российские дамы-садоводки на это последние копейки могут потратить.
       Вот и я как-то накупила семян цветов английской селекции. Конечно, многие не оправдали себя в наших климатических условиях. Но некоторые были просто находкой.
        Прожила я на свете много лет, но никогда вживую не видела лаванды. Даже в Крыму мне не посчастливилось встретить это загадочное для меня растение. Помните турецкое мыло "Duru"? Как раз оно в 90-е появилось. Вот это и всё моё общение с лавандой.
        А тут среди прочих семян мне повезло купить семена английской лаванды сорта "Hidcote". Вообще, все разновидности лаванды являются многолетними теплолюбивыми кустарниками. Многие из них не выдерживают  условий нашего континентального климата, а некоторые выращиваются лишь как однолетники. Ибо вымерзают.
      Семян в пакете, крошечных чёрных горошин, было 15 штук.  Я почувствовала себя Робинзоном Крузо, которому предстояло вырастить из нескольких семян злаков целые поля пшеницы и обеспечить себя впоследствии хлебом.  Взяла стаканчик из-под сметаны , насыпала земли, воткнула при помощи спички семена, слава Богу, не все. Стала ждать.
       Семена взошли, но спустя несколько дней все погибли, стебелёчки вымокли,сгнили. Печаль.
       Подумала-подумала. Натолкла мел. Снова посеяла семена, насыпала в стаканчик сверху мела. На этот раз эксперимент удался . Лаванда пошла в рост.
       Весной я высадила её в саду.Двадцать лет лаванда радует меня. Есть у меня подозрение, что за эти годы через самосев, она адаптировалась к нашим условиям, районировалась, выносит крайне  низкие для неё температуры ниже 30 градусов мороза. Иногда, зимой, скорее вымокает, чем вымерзает.
       Раз у меня так здорово покатило с лавандой, решила я оформить два  больших уличных придомовых цветника этим растением. Посеяла семена, просто разбросав зрелые "колоски" , получающиеся в результате плановой обрезки лаванды. Всходы на следующий год правильно рассадила.
      Пожалуйста, под окнами у меня газон "а ля Прованс" - много- много лаванды + куртины других растений. Дождь пройдёт - запах стоит чудесный. Прохожие обязательно сорвут веточку, идут, нюхают... Кто-то и фотографирует . Мне хорошо и другим неплохо.
      Но!... Конечно, воруют. Выкапывают, а я подсаживаю. Они выкапывают, а я опять подсаживаю. Так и живу.