Хамство

Наталья Скорнякова
После работы заскакиваю в маршрутку и слышу, как меня окликает приятельница. Радостные возгласы. Живем в одном городе, наши спальные районы недалеко друг от друга, но будни, работа не позволяют часто общаться. Прибегаем к общению по скайпу. Поговорили обо всем и не о чем. Валентина, так зовут мою приятельницу, устраивает внука в садик, а это отнюдь не просто в наше время. Валя вышла раньше меня из маршрутки и я пересела на освободившееся место впереди салона.

Напротив меня сидели женщина лет сорока с сыном. Черная полоска на волосах женщины, видно, что в семье горе. Остановка. Женщина с сыном выходят и подают шоферу пятисотенную купюру. Вот тут и началось. На повышенных тонах, раздраженно он укорял их, что они нарочно подали крупную купюру с надеждой проехать бесплатно. Стал им отсчитывать сдачу мелочью из-за вредности. Нервы женщины не выдержали словесного хамства, она расплакалась. Пассажиры в салоне встали на их защиту, что еще более раззадорило шофера. Оказалось, что в семье женщины умерла дочь и они с сыном занимались весь день оформлением похорон.

Как поступать в таких случаях? Воспитывать водителя бесполезно. Словесная перебранка тоже ни к чему не приводит. Мне показалось, что шофер видно обиженный судьбой, пытается компенсировать свои неудачи за счет унижения тех, с кем он сталкивается по роду своей работы.

Как то, будучи больной, я вызвала врача на дом. Открываю дверь, заходит врач с недовольным выражением лица. С самого порога она начала вести себя как боярыня. Скомандовала: "Быстро мне сюда принесите стул» и поставила на него свою сумку. Я ей протянула новые бахилы, но она буквально кинула мне их обратно и сказала, что у нее нет времени «это надевать»: «Если я в каждой квартире буду тратить на это время, мне будет некогда работать».
Прошла прямо в грязных сапогах в  комнату, по светлому ковролину, оставляя черные следы. Потом она начала раздраженно спрашивать, что со мной, какая температура, потом ей не понравилось, что я с температурой 37,5 вызвали ее на дом. «С такой температурой могли бы и на прием прийти». (Это зимой, в мороз!) И так далее, все в таком духе. При этом она постоянно подчеркивала, что работает за копейки.
Я не выдержала и сказала: «Ну, так уйдите, если вам так не нравится эта работа и ваша зарплата. Зачем вы отыгрываетесь на больных, они же ведь ни в чем не виноваты?». Она обозвала меня истеричкой, сказала, что мне нужно пойти провериться у психиатра и что она больше никогда не придет ко мне по вызову. Я просто не знаю, как в данной ситуации нужно было себя вести и вообще как поступать с такими людьми, чтобы поставить их на место. И вообще – возможно ли это сделать или такие люди не поддаются никакому воздействию?

Нотка недовольства или раздражения в голосе порождает подобную ответную реакцию.  Что отдал – то и получишь.

Позволять собеседнику вести себя наглым или неподобающим образом – нормальное поведение? Конечно, нет. Осадок недовольства, гнева, раздражения еще долго будет оказывать свое негативное влияние.

Врач ушла, а я еще долго дискутировала мысленно с ней. Находила правильные слова. «Уважаемая госпожа врач. Я уважаю вас и вашу профессию, которая является очень значимой для каждого из нас. Кроме того, я понимаю то, насколько вам сложно, однако в данной ситуации я попрошу и вас отнестись с уважением ко мне и тем правилам, которые существуют в нашей семье. У нас не принято говорить таким тоном и на повышенных тонах. Если вы не готовы к такому взаимодействию, я воспользуюсь услугами другого специалиста. Спасибо еще раз за понимание». Жаль, что эти слова пришли позже и врач не услышала их.

Раздражает, наверное, всех, когда ожидаешь в очереди, а кто-то наглым образом проходит без очереди.

У меня талон к стоматологу в поликлинике. У кабинета очередь. Оказывается врач принимает по «живой» очереди. Сижу, жду. И тут дама нагло идет, не останавливаясь, открывает дверь и заходит. У меня бы так никогда не получилось, наверняка бы не хватило самообладания. Через время она выходит с довольным высокомерным выражением лица, на котором просто читается открытым текстом: «Да имела я вас всех».
Я ей говорю: «Что же вы без очереди, здесь люди сидят?» А она отвечает: «Вот вы и сидите, если так хочется». Поворачивается и уходит. В такие моменты хочется просто сделать что-то, что выведет такую хамку из равновесия и сбросит ее с этого пьедестала.

Для дамы, прошедшей без очереди, очевиден тот факт, что она не может позволить себе существовать, не показывая своего превосходства над окружающими. Ей очень важно быть постоянно на игле новых доказательств, что она выше других, тем самым подчеркивая свои достижения, успехи. А если их нет, она просто сдувается как мыльный пузырь, и у нее уже нет аргументов в пользу того, ради чего она живет, в чем смысл ее пребывания в мире. Она пуста без этих доз адреналина, конфликтов, пирровых побед. Если у нее и есть пьедестал, то мы ей только помогаем на него карабкаться, переживая по поводу ее поведения и поступков.

С хамами нам приходится сталкиваться к сожалению часто, так как жизнь наша и мы сами — люди несовершенны. Слово хам вошло в словари восточнославянских и западнославянских языков, как «грубый, наглый человек».

Еще важнее понять, что мир многообразен, в нем есть все – и добро, и зло, и то, что посередине – в нем много возможностей. Если мы будем сфокусированы на поиске негатива – он и будет. Если настроимся на поиск хорошего – мир повернется к нам этой стороной. С изменением мышления изменится и отношение к ситуации. А с изменением отношения к ситуации изменится и наша жизнь. И больше оптимизма.