Письмо из прошлого

Александр Андриевский
В моих документах хранится как бесценная реликвия, письмо, полученное от жены младшего брата в тысяча девятьсот девяносто восьмом году. Моя семья, состоявшая из трёх человек меня, жены,
 и сына Владимира, в тот незабываемый год жила в небольшом сибирском городе***.

Мы жили в двухкомнатной квартире. Мировой финансовый кризис 1998-ого года добрался и до нашего  города. Строительного треста,  в котором я работал почти пятнадцать лет, уже не было : он развалился в начале 90-ых годов. У меня не было постоянной работы, приходилось перебиваться случайными заработками.

В девяностые годы, после развала Советского Союза, наша семья не жила, а выживала. Жена в том
году не работала. Младший сын учился во втором классе. Не знаю, как мы жили бы, если б старший сын не помогал нам деньгами: он работал телемастером.

О том, как  выживали в девяностые годы, вспоминать страшно.  Как бы тяжело не было нам , но мы не забывали о своих родных людях, писали им письма, или при возможности заказывали на телеграфе, при почте, переговоры с ними.   
 
В двадцать первом веке, в веке продвинутых технологий, трудно уже представить себе такое понятие, как телеграф и телефонные переговоры. Мобильные телефоны, скайпы в компьютерах,- заменили людям телеграф и телефонные переговоры.

Передо мной, на кухонном столе лежит  почтовый конверт. Внутри него - два листка в линейку, из школьной тетради. На них крупным почерком со всех сторон написано письмо. Оно написано округлым почерком, которым чаще всего пишут женщины.

Для меня письмо как святыня. Почти два десятилетия прошло с того времени, когда  первый раз взял его в руки. Оно вскрыто с правой стороны, в прошлом веке. Я знаю его содержание наизусть, но смотрю на него так, как смотрел на него в те далёкие,  девяностые, прошлого века.

Я не спешу доставать из конверта письмо, внимательно рассматриваю лицевую его сторону. В самом верху, посредине, красуется оттиск печати почтового отделения, откуда оно начало свой ход  до почтового отделения нашего города; с левой стороны его украшает иллюстрация; в прямоугольнике изображена железная  дорога, с двумя полотнами рельс, и опорами для высоковольтных проводов.

Железная дорога проходит возле невысоких лесистых сопок. Я пытаюсь вспомнить место, по которому движется поезд: оно находится в Забайкалье, но вспомнить не могу, и, непроизвольно, читаю под иллюстрацией: "К  100-летию Забайкальской железной дороги".

***

С душевным трепетом, волнуясь,  достаю из конверта два заветных листочка в линейку. Это письмо писала жена младшего брата Михаила, от имени матери. В тот год наша мать жила у самого младшего сына Ивана.   

Однажды, Наталья с мужем пришли попроведать её. - Наташа,- обратилась мать  ней,-напиши от нас
письмо Саше. Спроси его, почему он не пишет нам писем? Спроси, почему, он молчит?

Вспомнив, рассказ матери о том, как было написано это письмо , с волнением читаю:
                Здравствуйте наши родные
                Саша,Нина, Вовочка!!!
Извините, что долго вам не отвечали. Саша,мы получали всего одно письмо от вас, и то ответ писали долго. Ребят не заставишь. Всё им некогда, да и писать письма по-моему уже разучились. Лида не любит писать письма и ей, бедной, некогда их писать.
Осталось мне писать. Но надеюсь, вы простите нас. Но что о нашей жизни писать?
У нас много нового произошло за эти годы. Паша наш ушёл в армию. Закончил ГПТУ и пошёл служить. Учиться дальше не захотел. Служит в Чите, в спецназе. Попал. Конечно, тяжело ему. Андрей учится в училище на помощника машиниста электровоза. Лена учится в педучилище. Юра учится уже в девятом классе  Бабушка живёт сейчас у Вани. Совсем беспомощная стала. Давление её мучит. День ничего, а три - лежит. Болеет часто. Живёт она в тепляке. В избе жить не хочет. Говорит, что она старый человек, ей удобней жить отдельно. Она третий год живёт у них. Ну а мы в бабушкиной халупке( дом) картошку держим. Её топить надо. Ходим проверяем. Хотели свою благоустроенную квартиру сменять на дом да всё никак подходящего не можем найти, а куда попало не хочется. Женя Андриевский в Новосибирске поступил учиться, в университет. У них всё нормально. Все привет вам передают.
Я дома сидела восемнадцать месяцев, попала под сокращение, кое-как устроилась на работу и то по знакомству, а то ещё бы сидела. В НГЧ работаю. Тяжело, конечно, но ничего, работать надо. Но что ещё писать, даже не знаю. Пишите, как вы живёте? Что у вас нового? Вовочка в какой класс учиться пошёл? В общем, пишите.
                До свидания. Пишите. Ждём.
                Целуем.
                Извините за писанину.
                Пишите на бабушкин адрес.

***

Письмо от родных людей, полученное мной в конце девяностых годов прошлого века, совершенно случайно оказалось  среди моих документов. Оно по праву само стало документом прошедшей жизни. Ушли из жизни земной в жизнь иную некоторые из моих родных и близких.

Когда перечитываю знакомые до боли его строки, то знаю о том, что все мои родственники живы в
той жизни, ставшей прошлой. Память моя рисует в зрительном воображении встречи с  ними. На глазах моих слёзы. Там, в далёком прошлом, я говорю всем родным: "Здравствуйте" и верю в то, что у всех всё хорошо.