Литературные сюжеты

Сергий Чернец
Количество существующих литературных сюжетов определяется числом возможных коллизий, возникающих в обществе. Пока человек не изменится биологически,  существенно не изменятся и индивидуальные и групповые отношения между людьми. Что бывало в древности, то и случается сегодня: «ничего нового под Луной». Сюжеты повторятся, новым взяться неоткуда, пока человек кардинально не изменится генетически и тем не создаст новые коллизии в обществе.

Сколько же самостоятельных сюжетов выделяют? В самом экстравагантном случае, выделяют всего два сюжета. То есть, все коллизии, возникающие в человеческом обществе, сводят к двум типам отношений. Эту точку зрения я считаю чистым эпатажем, и здесь даже рассматривать не буду.

Иные известные мне авторы определяют число сюжетов в следующих цифрах: 20, 29, 33, 36. Наверное, есть и другие списки литературных сюжетов, и у меня есть свой список, но сейчас мне важно указать на факт существования устоявшихся за века сюжетов, которые для пользы дела можно рассматривать как шаблоны.

Вот список из 26 шаблонов литературного сюжета.

1. Приключения приходят к герою. Незнакомец приезжает в город.

2. Герой идёт к приключениям. Герой уезжает из родного города.

3. Искание, поиск. Главный герой ищет нечто такое, что изменит мир или его самого.

4. Похождения. Сюжет целенаправлен на определённые чередующиеся события и поступки.

5. Погоня.

6. Спасение. Главный герой избегает опасности с помощью внешних сил.

7. Избавление. Вариация на сюжет спасение, когда главный герой избегает опасности собственными силами.

8. Месть.

9. Загадка.

10. Соперничество. Сюжет с двумя героями, в ходе действий один из которых «восходит», другой – «скатывается».

11. Неудачник, жертва несправедливости. Неблагополучный герой (инвалид, бедняк, заключённый) побеждает намного более сильного противника.

12. Искушение.

13. Метаморфозы. Физическая трансформация кого-то или чего-то.

14. Трансформации. Как метаморфозы, только здесь сюжет нацелен на изменение не внешнего вида, а внутренних свойств.

15. Созревание. Герой растёт физически, морально, духовно, эмоционально, вступает в совершеннолетие, проходит через обряд посвящения и т.п. Зачастую в сюжете обозначен лишь намёк на рост героя, но эти незначительные изменения предполагают большие изменения в будущем.

16. Любовь. Классический сюжет, когда мальчик и девочка встречаются и влюбляются друг в друга.

17. Запретная любовь. Носители общественных правил препятствует любви героев.

18. Жертвоприношение. Устаревающий сюжет, когда общество или отдельные люди приносят человека или животное в жертву богам или иным неземным силам. Один из библейских сюжетов

19. Открытие. Герои раскрывают секреты прошлого, которое влияет на них.

20. Падение. Герой самоуничтожается на почве алкоголя, наркотиков, жадности, совершения преступлений и т.д.

21. Вознесение или нисхождение. Действия власти приводит к возвышению или падению общественного статуса героя.

22. Путешествие героя.

23. Идея. Ставится вопрос и даётся ответ. Классический сюжет – раскрытие тайны.

24. Характер. Сюжет от начала до конца нацелен на описание характера главного героя.

25. События. Жизнь вышла из равновесия и положительные герои восстанавливают справедливость, побеждают зло, сажают законного короля на трон и т.п.

26. Среда обитания. В центре внимания – природный, рукотворный и воображаемый мир, культура, общество.

Право каждого – продолжить этот список. Я бы включил в него архаичные  сюжеты «похищение невесты» и «злая мачеха», да и многие другие совершенно специфические устоявшиеся сюжеты, которые невозможно втиснуть ни в один из приведённых шаблонов. Но для тех, кто профессионально не занимается литературоведением и редактурой, полезно ограничить (для себя) список шаблонов.