П-к Шпорт Отр Кенигсберг1945

Евгений Колобов
 Наконец-то по снежному супчику добрёл до комбриговского блиндажа. Восемь ступеней вниз по скользким доскам, толкаю дверь, набираю в лёгкие воздуха для доклада и попадаю в рай. Занавеска, отделяющая "кабинет" комдива от "приёмной", откинута. Командир отдельной бригады полковник Шпорт сидит в торце стола на табуретке, от жара печки-буржуйки сабельный шрам, делящий его лицо на несколько частей, ало краснеет. Между колен зажата металлическая труба с лапкой, для починки обуви. Полковник самолично подбивает свои сапоги!
 - Товарищ...
 - Ладно, заходи, садись, старлей. Вопросы у меня к тебе. Почему, ты, помощник начальника штаба полка, два дня назад, вместо наводчика по дотам стрелял?
 Я с 41-го, до училища, два года наводил. На "Зверобое" войсковые испытания проводил. Лучше меня никто в полку не стреляет, а  тут ювелирная работа нужна. Быстро и точно в амбразуру.
  -Так ты три дота уговорил, тремя снарядами!
 - Расчёты хорошие, слаженные, товарищ полковник.
 - Сверли дырку, представлю на "Отечественную войну" 1-й степени.
 - Служу трудовому народу! - Я нарочно ответил старой формой, предполагая, что именно эта форма наиболее близка командиру.
 -Товарищ полковник, извините, Вы сами сапоги ремонтируете?
 - Сапоги, сам товарищ Сталин, себе ремонтирует. Под мелкую работу думается лучше.
 Полковник Шпорт был, старым другом товарища Сталина, ещё по Гражданской. Он и тогда командовал бригадой, только кавалерийской. В штабе стоял телефон, прямой связи с Верховным. Был у старого комбрига пунктик, не позволявший ему перейти в генеральский статус. Образование.
 Закончил он два класса церковно-приходской школы и категорически отказывался дальше учится.
 - Я, говорил Шпорт, - царских академиков-генералов в капусту крушил, зачем мне ещё учится ?!
  Сталин, неизменно, просил очередных руководителей, оставить в покое старого рубаку.
 Как и кто решил поставить его на генеральскую должность, да ещё и одного из самых передовых родов войск, для нас это была загадка. Сказать по правде, "старик" дурных приказов не отдавал, всегда выслушивал заместителей, а снабжение поднял на немысленную высоту.
 -Вопрос второй, лейтенант, я тут, знакомился с личными делами, ты ведь, Тимофеевич?
 -Так точно- дальнейшее направление разговора, мне стало понятно .
 -Вы, товарищ полковник, с отцом, в 19-м году Первые командирские курсы в Москве заканчивали. Фамилия у Вас редкая, я запомнил. Батя про Вас рассказывал.
 -Гриша! - Шпорт позвал адъютанта.
 -Занавеску опусти и всё, что положено на стол!
 -Тимоша жив?
 -На Дальнем востоке снайперов готовит, а вот братишка младший под Нарвой без вести...
 -А у меня двое сыновей... Помянём потом, давай за Победу!
  Генеральский коньяк приятно удивил мягкостью вкуса.
 - Хорош коньячок у Вас, товарищ полковник.
 - Ладно сынок. Зови меня Фомой Лукичом. Армянский Сам (он показал пальцем вверх) пьёт и меня не забывает.
 - Про отца подробно давай.
 - в 23-м туберкулез у него нашли, из армии уволили, послали в Крым на парт работу. В 36-м болезнь прошла, восстановили в армии. 2-а года учился в Москве. В 39-м послали в Испанию вывести испанский золотой запас. Наградили орденом Ленина. Командовал пехотным полком в Крыму. Написал "Наставление по снайперской подготовке в РККА". Дали орден Красного Знамени. За пол года до войны перевели на Дальний Восток. Месяц был на фронте на стажировке, в должности командира дивизии. Ещё есть младшая дочь - моя сестричка Римма. Вот и всё.
 - Вишь как, со всего курса красных командиров, мы с твоим батей вдвоём остались, кто погиб, кто курву речистую - Тухачевского наслушался, военный переворот с ним готовил, только Кобу  никто перехитрить не сможет.
 -Давай за Сталина, да и прикончим мокрое дело, сейчас Чапаев с комиссаром придут - не будем их смущать?
 - Не будем, Фома Лукич.
 Выпили стоя, про промокшие ноги я как-то забыл.
  Были вопросы про мать и отца, рассказывал пока не пришёл полковник Чапаев вместе с замполитом.
  - Расскажи, старлей, как ты без потерь три дота раздолбал.
 - Не совсем раздолбал, товарищ комбриг, я только попал в амбразуры, выбил прислугу. Все форты соединены подземными ходами, солдат новых пришлют.
  - Обученных  из рукава не вытащишь. Да нам и не нужно  всё разрушить.
 Задача ослепить сектор, дать возможность подрывникам и огнемётчикам подойти в плотную, подорвать  и сделать проход внутрь системы, тогда весь узел фортов к чёрту!
   Хочу выполнить задачу и людей сохранить, потому Вас позвал.
  Чапаев, почему у Колобова позавчера не было даже раненых?
  - Рядом танкисты стоят, договорились с их ремонтными мастерскими. На три бронетранспортера по правым бортам приварили крючки, навесили танковые траки, броневые листы . Колобов с разведчиками выбрал позицию. Три бронека с пушкой выскочили перед фортом, стали в линию правыми бортами, под их прикрытием орудие подготовили, зарядили, по команде машины в стороны, выстрел и к следующему доту.
  - Кто придумал?
  - Он  - показал на меня Чапаев - и придумал.
 - Так- Шпорт растянул три буквы секунд на десять, соседи - это полк тяжёлых танков, попробую с ними договорится.
 Тяжёлый танк - не кустарная самоделка, да и огнём прикроют.
 Тут я влез:
  - Товарищ полковник, по танкам артиллерия огонь откроет - не дадут развернуться, лучше с хитринкой, только немцы не дураки. Два раза один фокус может не пройти.
 - Лады, горячиться не будем, обмозговать нужно.
  - Комиссар, почему Колобов кандидатский срок выходил, а в партию не принят, не достоин?
 -Так я в полку человек новый, ещё своего мнения не сформировал.
 - А погибшему за Родину большевику - коммунисту, твоему предшественнику, ты не веришь?
 - Виноват..
 - Виноват, исправляй - пресек дальнейшие объяснения Шпорт.- До штурма провести парт собрание, принять всех кто достоин. На смерть солдат должен идти со спокойным сердцем, зная, что страна ему доверяет и надеется на него.
 - Иван Васильевич, поощрить твоего ПНШ нужно.
 - Так точно!
 - За форты, я представление подписал, а за мозгу, дам тебе, старлей, разрешение на посылку. Отправить родителям есть чего?
 - Найдётся, спасибо, товарищ полковник, только как?
  - Завтра к семи утра сюда. Возьмёшь  пятерых бойцов, полтора десятка пленных немцев. Отведёшь их сюда, пальцем показал на карте место, там сдашь под расписку, там же почта, военторг, купишь себе что-нибудь сладкое. К 20 часам доложишь об исполнении.
 - Есть, товарищ полковник.
 - Гриша, заверни из моих запасов две единицы, для отца старшего лейтенанта и разрешение на посылку выдай, а ты отпиши от кого коньячок.
 - Обязательно напишу, спасибо товарищ комбриг, разрешите идти?

 На фото 1-е командирские курсы г Москва 1918г
Колобов Т.Н слева В фуражке Шпорт Ф.Л.