Калейдоскоп событий

Вера Петрянкина
23 марта 1979 г.

 Калейдоскоп событий, я радостно удивлена. Выбрали старостой группы; с Зойкой ездили к Женьке в больницу; с группой были в гостях у Насти (она родила сына Игорька); получила паспорт; Веселова в восторге от моей работы (документации), попросила разрешения прочесть страничку из дневника на конференции, и я написала заметку о педпрактике (только не знаю, пройдёт ли она куда-нибуь, уж слишком лирично).

 Улыбающийся Мекш... Даже не улыбающийся, а весь улыбка - Дубашинский:
- Вы получили мою книгу? Нет?! А я думал, получили и ждёте, чтобы я её подписал.
- Нет, я ещё ничего не успела ни прочитать, ни купить, ни...
- Ну хорошо, я посмотрю, может быть, найду свободный экземпляр. Он будет Вашим!

Вот что представляет собой заметка:

 В жизни человека чередуются светлые и тёмные полосы. За удачами вдруг приходят неудачи, разочарования сменяются радостью. Светлой полосой стала для меня педагогическая практика. Она придала мне силу, уверенность в себе, она наполнила смыслом мою жизнь.

 Мы с однокурсницей Аллой Ш. проходили практику в Елгавской средней школе №5. Коллектив школы отнёсся к нам, практиканткам, с искренней доброжелательностью. Тёплые слова, мудрые советы, дружеские предостережения, - всё это дало нам возможность почувствовать себя своими в этой прекрасной школе. Особенно помогла нам методист по литературе Р.Г.Савина: она направляла нашу работу, делала тонкие, верные замечания, делилась опытом. С её помощью мы воплотили знания, полученные в институте, в зримую и значимую форму.

 Уроки литературы в десятых классах всегда проходили живо, интересно, мы старались разнообразить их с помощью технических средств обучения: проигрывателя, диапроектора и тп. Мы подготовили выставки, посвящённые творчеству Н.Островского и А.Толстого. В ходе дискуссий на уроках приходилось порой будить мысль учеников, ставить перед ними проблемные вопросы о долге, чести, истинной нравственности. Иногда споры бывали по-настоящему жаркими.

 К концу практики мы сроднились с нашими десятиклассниками. Конечно, этому способствовали и школьные вечера, и классные "Огоньки", и лекции, и долгие задушевные беседы. Будь моя воля, я бы несколько изменила ход практики: две недели я посвятила бы внеклассным мероприятиям, чтобы получше познакомиться с классом, с каждым учеником в отдельности, попыталась бы как-то расположить ребят к себе, а затем уже давала бы уроки литературы. Получалось бы, что авторитет учительский основывается на авторитете человеческом.

 Идеальный контакт с классом наблюдается подчас только в самом конце практики, а это обидно. Ведь некоторые студенты так и останавливаются на дидактике, на голом морализировании, которое они применяют к совершенно незнакомому коллективу класса. А нужно не это! Нужно доверие, нужна обоюдная радость общения, нужна искренность мыслей и чувств, нужна любовь.

 Надолго запомнится школа, похожая на корабль, плывущий среди снегов, наполненные синим светом коридоры, вечно гостящее в кабинете литературы солнце и лица моих ребят, их глаза: голубые или карие, смеющиеся или грустные, внимательные или не очень, но всегда живые, всегда добрые.

 Всё это было как песня, слушая которую, хочешь, чтобы она длилась бесконечно.

Продолжение: http://www.proza.ru/2016/03/05/1298