В рубашке родился

Вячеслав Воложин
        Вспоминается один случай из моей далёкой юности. Работал я на заводе первый год учеником электрика. Мне тогда едва исполнилось семнадцать лет. На работу берут обычно с восемнадцати, но, в виде исключения, по решению специальной комиссии при поселковом совете, при потере в семье кормильца, брали на завод ребят, которым было менее восемнадцати лет.

        До завода я успел лето поработать на стройке, на разных работах, а, в основном, пришлось таскать раствор в носилках. Поднимали его на второй этаж строящейся бани.

        Но вскоре меня вместе с мамой вызвали на комиссию, на которой зачитали какие-то бумаги, вспоминали рано погибшего отца, а эта тема для меня была тяжела. Сразу вспомнилось, как мы остались без папы, когда мне было четырнадцать лет, сестре – двенадцать, а братишке вообще семь лет. Да ещё брат Володя учился в училище, и ему тоже надо было помогать материально.

        Посудили, пожалели, решили, и вот я уже работаю в цехе под названием ДСЦ, где столько всякого оборудования, что страх берёт, как можно здесь одному электрику следить за массой аппаратуры, громадными электродвигателями  чуть не в мой рост. Но, самое главное, от тебя зависит работа всего коллектива, если ты не сможешь своевременно отремонтировать тот или иной агрегат. Хорошо, что есть время всему научиться, ведь рядом всегда опытный электрик, который подскажет, что непонятно.

        Мне ещё легче было влиться в рабочую среду завода оттого, что здесь когда-то работал отец электромонтажником, в настоящее время работали три брата и старшая сестра. Старший из братьев был мастером электроцеха, второй брат – энергетиком цеха на новом заводе, а третий брат – просто электриком. Получалась настоящая энергетическая династия, ни дать, ни взять.

        Хотя уже тогда от отца и от братьев я наслышался много о том, насколько это опасная профессия. Мы все находились в шоке, когда от электричества сгорел лучший друг нашего брата Геннадия.

        И вот я уже работаю  на заводе, а по вечерам хожу в вечернюю школу. Рабочий день на час короче, чем у других – благодать. Наставники мои, электрики, каждый день новые, так как у них был скользящий график, а мне это было даже лучше, у каждого можно было чему-то научиться.

        Парнем я был обычным, не отличался особыми талантами в школе, но понимал, что братьев подводить никак нельзя и надо осваивать профессию. А, если сказать проще, то у меня было большое желание набраться знаний и опыта, какие были у дежурных электриков. Несмотря на молодые годы, я лишь на миг представил, как сам останусь за электрика ночью на целую смену, и всё будет зависеть только от меня.
 
        Электрики были люди своеобразные, у каждого – своя изюминка, и о них можно было бы много писать.

        Был среди них электрик Валера Ананьев. Парень только что пришёл из армии, но специалистом был хорошим, так как работал здесь ещё до армии. Проработал я к тому времени всего два месяца.

        Однажды он попросил меня приготовить весь необходимый инструмент для того, чтобы сделать ревизию в РП, которое располагалось в соседнем цехе, буквально, в пяти метрах от помещения электриков в котором мы обычно сидели.
 
    Я приготовил большой мех, чтобы сдувать пыль с электрических шин, ветошь, щётки, вольтметр и прочее. Валера при мне позвонил на электроподстанцию и всё сделал, согласно принятым правилам: назвал свою фамилию, должность, цех, какое РП необходимо отключить и на какое время.

        Через положенное время мы взяли всё необходимое и пошли в соседний цех. Валера открыл специальным ключом все двери большого распределительного щита, глянул на большое количество скопившейся пыли на шинах, на клеммах и на стеках РП и произнёс: «Ну что, ученик, работы здесь хватит, а любая работа должна начинаться с перекура».

        Мы присели на корточки перед раскрытым РП, закурили. Говорили о том, о сём, а сами поглядывали на шины, по которым проходило обычно очень высокое напряжение.
   
        Вспомнив, что несколько дней тому назад этот же Валера, учил меня, как надо измерять напряжение в сети, я попросил его: «Валер, пока ты куришь, можно я сам проверю наличие напряжения на шинах, ведь ты сам меня этому научил?»

        Очередной раз, втянув в себя сигаретный дым, электрик струйкой выпустил его сквозь трубочкой сложенные губы, но брови его в недоумении поползли вверх. Помолчав, он сказал: «Ты что, ученик, не слышал, что ли как я звонил на подстанцию или у тебя со слухом проблема?» Я объяснил, что я всё слышал, но хочу, пусть, без напряжения, всё повторить, правильно ли я всё делаю, чтобы всё закрепить. Валера махнул рукой и сказал: «Ну, хорошо, замеряй, если у тебя есть желание».

        Я рассказал, как буду делать замеры, надел резиновые перчатки и сделал первый замер, коснувшись ближайшей шины. Стрелка вольтметра прыгнула, показав обычное напряжение, под которым находилось это РП. Я, очевидно, не представляя всей опасности происходящего, спокойно сказал электрику, что на шине есть напряжение. Валерий на это сказал: «Знаешь, я не думал что ты такой шутник, но шутишь ты не совсем удачно. Давай бросай ерундой заниматься, бери тряпки и чтоб шины блестели у меня через час, а то время у нас ограничено».

        Тогда я, взяв вольтметр в руки, позвал его самого глянуть на шкалу. Он с недовольством, что ему не дали докурить, соскочил, схватил у меня прибор и приложился проводами к шинам. Я честно скажу, что в свои семнадцать лет, я впервые увидел, как человек бледнеет на глазах. Волосы у него, конечно, не поднялись дыбом, но шок он явно испытал.

        Схватив связку ключей, он стал закрывать все двери РП, при этом беспрерывно повторяя: «Вот паразиты, да как так можно?»

        Сорвавшись с места, он побежал к нам в помещение, трезвонил на подстанцию, что-то выяснял. Через какое-то время мы, конечно, пошли делать ревизию. Но Валера сам вначале детально сделал замеры напряжения и мы со спокойной душой, навели такой порядок в РП, что всё блестело.

        В конце работы мы опять присели покурить. Все двери РП были открыты. Глядя на аппаратуру, расположенную в РП, Валера произнёс: «Честно тебе скажу, сколько работаю, такого никогда не было. От других электриков тоже такого не слышал. Хорошо, что всё так кончилось. Определённо кто-то из нас в рубашке родился".