Ю. Поляков о статусе писателя

Владимир Костылев
Ю.Поляков о литературе. Отклик на статью Ю.Полякова "Кустарь с монитором" (ЛГ, № 9 за 2016 г.).

И это анализ литературного процесса в стране? Где вы – Белинские и Добролюбовы, с открытым забралом боровшиеся за народ и называвшие всё своими именами? Какова же оценка профессионалом своих собратьев?

Ну как же можно не упомянуть «заповедник», в котором в «суровые интернационально-атеистические годы удалось сберечь, зашифровав в художественных иносказаниях, национальные и религиозные коды народа». И это притом, что в начале статьи упомянуты именно те имена, которые в эти «суровые» годы были не просто уважаемы, но и возвеличены. Да и корабли-то, построенные в то время, тогда же и были названы. 

А как быть с тем, «что советская власть, по сути, на страницах советской литературы закончилась задолго до того, как госдеп подсадил Ельцина на танк»? Выходит, не такие уж они были и суровые годы-то! А то, что некоторые писатели, стараясь, в своем стремлении к популярности, оболгать и очернить, так это – пожалуйста, за нами не застоится. Так и ковалось либеральное мировоззрение, в погоне за известностью. Именно эти «иронисты» страну-то и «прохихикали. Отросшая «фига» постепенно увеличиваясь в размерах, превращалась в некий карманный источник удовлетворения собственного тщеславия. Уж больно хотелось превратиться в «опору трона» да и «место в парламенте» не помешало бы.

Но, вдруг, несмотря на все потуги обличения «суровых интернационально-атеистических лет», новая ( добавим от себя - буржуазная) власть повела «решительную кампанию по отделению и отдалению литературы от государства».__ Получается всё не так, как хотелось бы обличителям «суровых» прошлых лет. С чего бы это?  Ну никак не угодить господам писателям. Раньше социализм им мешал, теперь новая власть воли не даёт, всё «отдаляет и отделяет». Ну, некуда кустарю с монитором податься!
 
А ведь, так хочется «течением мысли» порулить, направить в нужное русло, закрепить духовные устои, подлинный «смысл жизни» показать (допустив, например, на стр. ЛГ псевдофилософа Гиренка или его собрата Тростникова).
 
Налицо либеральное раздвоение личности г-на Полякова, стремящегося и «почвеннические основы» поддержать, и «суровые интернационально-атеистические годы» пнуть. «Центрист», однако!

Ну и, конечно, не обойтись без саморекламы и самовосхваления. Это я о «сказке» о  «знакомце литературной молодости, друге молодости» Ю.Полякова. Представить себе, что человек, «видный интертекстуал», ничего не знал о работах автора, просто невозможно. Более того, с какого «бодуна» в разговоре возникает тема спектакля? Всё это притянуто «за уши», как и во многих прошлых публикациях Полякова. Кстати, какое отношение этот спектакль имеет к «основам» и проблемам «нашего дорогого Отечества» непонятно. «Центризм» писателя Полякова именно так и проявляется, в поисках тем и сюжетов, никак, на самом деле, не затрагивающих суть происходящего, а всего лишь «с тонким юмором и изящной эротикой» отражающих гламурность происходящего. «Пепелище, погорельцы – всё это за кадром»...

Ю.Поляков так до сих пор и не понял, что произошло в России, чем ценны власти  «подзападники интертекстуалы» (термины Полякова) и прочие «западники». Казалось бы, Поляков, и иже с ним, так стараются на ниве патриотизма, ан нет – власть никак не благоволит. До «парламентских мест» и в «реестр профессий» не пущает.

Приходится напоминать простые истины. Пришедшая к власти буржуазия, как и прежде, заинтересована в литературе, которая бы максимально сглаживала в сознании людей  пороки капиталистического общества, не давала людям повод усомниться в благости наступивших перемен, в их необходимости.

Любая власть относится к литературе  прагматически, понимая её роль и значение для умонастроений своих граждан. Любой властитель, как правило, трезво оценивает произведения того или иного писателя, желая выглядеть в глазах своих поданных должным образом. Вот почему отношение к литературе всегда было со стороны власть предержащих прежде всего конъюнктурным. Своим – всё, на остальных – наплевать. И Поляков понимает это много лучше других. Вот почему и избирает свой «центризм», как палочку-выручалочку. Ни нашим, ни вашим. 

Разве много изменилось во взаимоотношениях писателя и власти? Разве так не было испокон веков? Разве не понятно, что пока в обществе существует неравенство, пока власть есть лишь отражение экономической несправедливости, до тех пор будут существовать эти отношения между литературой и властью? Власть выбирала и выбирает среди писателей своих единомышленников, писателей, идущих в фарватере её политики на удержание власти и собственности. 

Другое дело, каков ты, писатель, готов ли ты идти «до конца» за свои идеалы, или выбираешь «середину»? С кем твой талант? Кому в услужение ты его посылаешь? Народу, или власти? «Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков!». 

Легче всего, конечно, подобострастно просить у власти возвращения «писателей в реестр профессий». А уж, мы учтём прошлые ошибки, со всякими там  «Сто днями до приказа» лезть не будем, нас и лёгкая эротика устроит.