Поддельная оценка

Петр Панасейко
                - Садись, Зайцев, «двойка» тебе, неси мне сюда свой дневник, - командирским голосом произнесла учительница третьего класса Лабгаева. – Что это , Коля, с тобой случилось? Ты же с первого класса ни одной двойки не получал.
          - Забыл выучить, рано уснул вчера.
          - Да ты это стихотворение в восемь строк мог выучить и по дороге в школу. Ничего, постоишь вечером дома в «углу», не будешь забывать.
          
           После уроков мальчик сразу домой не пошёл, а  направился на речку  посидеть, подумать, как выйти из нехорошего положения.
           В середине мая на речке уже купались  односельчане. Коля купаться не стал, не до того, хотя его и звали мальчишки с соседней улицы. Они по возрасту старше его на два года.
          
           Коля пристроился поближе к одному дяденьке, который раз за разом вытаскивал удочкой рыбу. В то время как сидящие рядом мужики с надеждой смотрели на свои поплавки в воде, которые, как говорится, «не туда и не сюда».
          - Дяденька, а почему у вас клюёт, а у них – нет?- поинтересовался мальчишка.
          - Это секрет, мой друг. Рыба клюёт не на червяк, а на мой запах.
         
          Только теперь Зайцев понял, что дяденька этот был немножко «под градусом». От  него шёл какой-то непонятный запах. Коля не мог определить, чем пахло. Его папа «по праздникам» любил пропустить для аппетита перед обедом сто грамм водочки или рюмочку коньяка, но тот запах отличался.
           - А что ты такой невесёлый, Коля? – спросил рыбак.
           - Вы меня знаете?
           - Это ты меня, Коля Зайцев, можешь не знать, мал ты ещё. Я же в этом селе живу уже сорок лет и должен всех знать. Так что у тебя случилось? Двойку получил?
           - Угадали.
           - Ну и попадёт же тебе от отца. Я его хорошо знаю, у него рука твёрдая. Но можно так сделать, что и не попадёт.
            - Как это? Как это?
            
            Дяденька-рыбак ничего не ответил, а взял свою рыбацкую сумку, достал из неё тетрадку, ручку  и стал что-то писать. Затем сказал:
            - На тебе записку, рыбу и сбегай к бабе Акулине, которая живёт на вашей улице в самом последнем доме, и принеси мне то, что она тебе даст. А мне оставь свой дневник. Хочу вспомнить школьное своё детство.
            
           Третьеклассник сделал так, как велел незнакомец. Баба Акулина забрала записку и рыбу, а взамен выдала  бутылку с какой-то жидкостью. При этом возмутилась:  "Обнаглели эти алкоголики, уже детей за самогоном посылают". Что такое самогон, Коля понятий не имел и лишних вопросов задавать не стал.
Вернувшись обратно, он отдал рыбаку бутылку и забрал  свой дневник. Развернув его, не поверил глазам своим: по русскому языку вместо «наглой» двойки красовалась «улыбающаяся» пятёрка.
            - Как это Вам удалось? – удивился «бывший» двоечник.
            - Опыт большой имеется, дружок. Когда я учился в школе, ко мне все «двоечники» в очередь выстраивались. Пока папа-криминалист одного из одноклассников под микроскопом не разглядел подделку оценки своего сына-двоечника. После этого я стал «корректировать» оценки только в своём дневнике. Так что иди домой и ничего не бойся. Получишь ещё двойку, знаешь, где меня найти.
            
             Не успев переступить порог дома, отец потребовал дневник:
            - Ты где ходишь так долго? Правду что ли двойку получил? Или Светка  тебя оклеветала? Ну-ка, показывай дневник.
             Отдав дневник, Коля приготовился к худшему, ведь его одноклассница-соседка уже успела «разболтать».
            
            Закрыв дневник, отец похвалил сына за отличную учебу и уехал на свою  работу. Однако мама Коли, внимательно наблюдавшая за сыном, когда отец смотрел дневник, засомневалась в «отличной учёбе» и скорей поверила Светке. Мама не имела педагогического образования, но в данной ситуации  поступила очень мудро. Она рассказала сыну историю из своей школьной жизни.
            
            ...В их классе учился плохо один мальчик, но мастерски умел подделывать оценки и в дневнике, и в тетрадях, и даже в классных журналах. Все «двоечники» выстраивались к нему в очередь. В конце-концов его разоблачил один родитель. После пятого класса его со школы просто выгнали. А может он и сам не захотел дальше учиться. В шестнадцать лет поступил  в колхоз, но от  своего «таланта» не отказался и за приписки в отчётности его вскоре уволили. Так он с тех пор нигде и не работает. Ловит рыбу, раков и торгует ими. Очень любит самогон...
         
          - Плохая оценка, сынок, - продолжала беседу мама, - это показатель знаний ученика. Если он эту плохую оценку исправит на лучшую, то получит только временное удовлетворение. Ведь знаний при этом никак не прибавится.
          - Ты кого имеешь в виду, мама?
          - Тебя, Коля. Мы тебя с папой любим и будем любить и дальше несмотря на то, какую оценку со школы ты нам принесёшь. Вырастишь, будешь в своей жизни получать много оценок. Они не всегда бывают объективными. И что же, опускать руками из-за этого. Ни в коем случае. В жизни ценятся сами знания, а не то, как их кто-то оценивает. Ты меня понял, сынок.
          - Понял , мама. Я тебе даю честное слово, что это было в первый и последний раз. Но я сам до этого никогда бы не додумался. Сегодняшнюю мою заслуженную двойку в дневнике подделал не я, у меня бы это никогда не получилось.
         
            Далее, Коля рассказал маме, что произошло на той речке. Мама заулыбалась и сказала:
          - Сынок, а ведь это я тебе про этого дяденьку и рассказывала. Он - мой одноклассник. Ты уж с ним больше не связывайся.
          
           Когда вернулся с работы папа, которому мама всё рассказала,  они втроём стали совещаться, что делать, чтобы об этом не узнала учительница. В это время за окном пошёл весенний дождь. Отец выбросил в окно дневник сына. Когда Коля сбегал и принёс его обратно, то из-за грязи разобрать, какая оценка стояла по математике не смогли.
            
          На следующий день Коля  пошёл в школу с запиской: «Уважаемая Екатерина Львовна! Приношу извинение, что я нечаянно испортил дневника сына. Завтра у него будет новый дневник. Ваша двойка с сыном проработана, больше такого не повторится. С уважением, папа Коли Зайцева». После этих слов в записке шли собственноручно написанные слова мамы: «Простите нас Екатерина Львовна, что мы испортили дневник. Мы больше не будем.»
         
           Увидев такую реакцию своих родителей, Коля  теперь, идя на речку купаться, обходил «десятой дорогой» того волшебника, который за бутылку самогона свободно превращал в дневнике учащихся «двойки» в «пятёрки». Екатерина Львовна ему и так теперь ставила пятёрки каждый день на вполне законных основаниях: по знаниям он числился  на первом месте. С него брали пример другие. Но никто в классе так и не узнал, что же на самом деле случилось с  дневником Зайцева. Догадывалась только одна учительница, но она, как опытный педагог, об этом никому не рассказывала.

05.03.2016 г.

Фото из Интернета