Благословение не зрящим Бога

Евгений Медем
   В дискуссиях Интернета нередко встречается отрицание Божьего присутствия и Его попечения о человеке. Обычно делается это походя, безапелляционно, как само собой разумеющееся. Скрытым посылом такого отрицания является боязнь ответственности, неизбежно сопутствующей признанию над собой высшего начала, но облекается оно в форму неприятия тех или иных постулатов богословия, зачастую искаженных, неверно понятых или притянутых за уши.   
   Есть тут и повторяющиеся мотивы. Как же: «Нет ни одной восточной религии, где бы дева не родила Бога», «Ударят тебя в левую щеку – подставь правую», «Бог сотворил человека по образу и подобию Своему». А то: «Может ли Бог создать камень, который не может поднять?» Что уж тут говорить о триединстве ипостасей Господа и других тонкостях богопознания.
   Причем те же критики молчаливо мирятся со сложностями и противоречиями в других сферах бытия, не вникают в тонкости реализации их правил и законов, соглашаясь со спецификой их применения и исключениями. Вот для примера. «Нормальное положение всех дверей, люков, крышек, горловин и иллюминаторов –  закрытое». Но это строгое положение корабельного устава не мешает жизни на судне. «Перевод стихов невозможен, каждый раз это исключение». И мы имеем доступ к иноязычной поэзии за счет этого исключения. А вопрос о камне сродни вопросу об электричестве: «Как это кривой ток идет по прямому проводу».
   Мы живем в лоне веры или, точнее, доверия друг другу. Пешеходы и водитель уверены, что все участники движения на дорогах соблюдают его правила. Заселяющиеся в дом верят, что его создатели действовали в соответствие с законом Гука и заложили в строение достаточно прочности, чтобы оно не рухнуло под дуновением ветра, и пол не провалился при внесении рояля. Пользуясь электричеством, мы верим, что здесь учли законы Ома и Кирхгофа и правильно подобрали проводники, выключатели и контакты, исключив возможность замыканий и возгораний. Мы также верим врачам, хлебопекам, педагогам, метеорологам, астрофизикам и прочим теоретикам и практикам тех сфер деятельности, где сами не являемся специалистами. И только в своей области видим противоречия, неполноту и неточность представлений. Тем не менее, в богопознании многие считают себя экспертами с правом решающего голоса.
   Но ведь наука и религия имеют один объект познания – мир Божий. Только наука изучает строение и закономерности свершившегося промысла Божия – мироздания, а религия – пути воплощения замысла Его по возрастанию человека к Богу.
   Бог создал Вселенную – мир мертвой материи с единственным свойством: быть, отражать и выполнять физические законы (всякие там гравитации, слабые, сильные и электромагнитные взаимодействия). Так сформировалась и по таким законам развивается система, называемая Вселенная и изучаемая наукой. Средства науки: наблюдение, измерение и анализ, средства богопознания: богообщение, богословие и богослужение.
   Наука при всей сложности исходит из постулата постижимости мироздания, достигаемой методом проб и ошибок, наблюдений и толкований, теорий и опровержений, где на переднем крае есть свои противоречия и пробелы. В том же электричестве теория Умова-Пойнтинга утверждает, что энергия распространяется вне проводников, а практики все же тянут кабели толщиной в руку. И только, говорят, Тесла умел отделять одно от другого и передавать энергию на огромные расстояния. Вот написал я нечто вроде бы умное, но отстраненным от подобной проблематики вообще непонятно, о чем идет речь. Что же будет в их головах, если заговорить о совсем специфических вещах вроде запаздывающих нейтронов в ядерной физике или перцептивной антиципации в психологии. Ситуации со сложностью, неопределенностью и противоречивостью случаются во всех научных областях, ибо таков путь к новым истинам.
   Богословие постулирует непостижимость Творца в Его вездесущности, всеведении и всемогуществе. Суть богопознания в созерцании совершенного творения Господа и размышлении о проявлениях неизменного милосердия и благоденствия Его, постижении путей, предначертанных им в замысле Его. Счастье человечества в следовании этому пути.
   Богопознание, богословие, теология такие же сложные и глубокие приложения человеческой мысли, как самая высокая академическая наука. Для приобщения к ним необходимы годы специальной подготовки, масса прочитанных книг, просвятительские беседы с духовниками и наставниками.
   В обыденной жизни мы повседневно пользуемся только верхушками, наглядными выводами высоких теорий: «Не влезай – убьет!», «Не стой под грузом», «Курение вредит здоровью», «Переходя улицу, оглянись по сторонам»… Так же и в богословии есть насущные заповеди и наставления на каждый день индивидуальной и социальной жизни: «Не укради», «Не прелюбодействуй», «Не пожелай имущества ближнего своего»… Но прежде всего оно взывает к любви: искреннему, глубокому, действенному, жертвенному желанию счастья и процветания любимому (человеку, делу, миру, Богу). Любовь к Богу означает приверженность к Его целям, стремлениям, планам, намерениям, следование Божьим предначертаниям, противление всей душой и всем промыслом злым намерениям: украсть, убить, совратить, обмануть.
   Свои наставления, заповеди, поучения Господь ниспослал человечеству для его процветания, устойчивого и благого развития, дабы бытующая в людях страстность, алчность, властность и жестокосердие не привели к самоуничтожению и гибели.
   Однако некоторые опасаются: вот я буду все соблюдать, не рвать на себя, долги прощать, милосердие проявлять, а другие за моей спиной и за мой счет обогащаться и предаваться излишествам. Так уж нет, я своего не упущу и чужое, по возможности, прихвачу, а Бога оставим за скобками. В этом суть – кругом чужие, в отношение которых все дозволено.
   Давайте взглянем на Божьи наставления шире, в контексте общей системы отношений, угодных Господу. А система эта основана на братстве, единстве, общности всех чад Божьих. «Вытащи бревно из глаза своего, тогда найдешь, как вынуть сучок из глаза брата твоего», «Прощай брату твоему до семидесяти семьдесят раз». Часто обращают внимание на «бревно» и «сучок» и не замечают слово «брат». А ведь Бог призывает нас к братским отношениям: «Возлюби ближнего как самое себя». Ощути себя и веди себя с окружающими по братски, и когда брат ударит тебя в правую щеку, то, дабы успокоился, подставь ему и левую, а после по братски решите дела ваши.
   Являясь средоточием любви, Бог призывает нас к братству, братской любви, братской взаимопомощи, братскому взаимодействию: «Не делай и не желай ближнему (сиречь, брату твоему), чего не хочешь себе». Давайте воспримем это, и будет кругом мир и благоденствие.
   Но вернемся к не видящим Бога во избежание ответственности перед Ним.
   Этот уход от ответственности сопровождается боязнью упоминания о грехе.
   Не надо думать, что Бог это мелочный дотошный брюзга, скрупулезно собирающий досье наших грешков. Он любящий отец, с интересом, вниманием, заботой и радостью, а то и с ужасом внимающий нашим делам. Он радуется, когда эти дела ведут ко благу (совершенствованию и процветанию человечества) и огорчается, когда они несут вред и разрушение. Человечество обычно самонадеянно и легкомысленно, поверхностно и сиюминутно, оно не умеет и не хочет предвидеть и оценивать дальние последствия своих деяний, потому часто действует себе во вред.
   Для выявления, указания опасного, вредного развития событий служат заповеди Господни, отход от которых свидетельствует о грехе – нанесении вреда человечеству и принесение огорчения Господу. Деяние является грехом не по факту своего явления, а по вреду, который оно наносит духовному и материальному благосостоянию человечества. Именно это огорчает и беспокоит Господа, который провидит все негативные последствия. Бог не формирует воздаяние за грехи, они вопиют сами за себя, своевременно или несколько позже вызывая неустранимые отрицательные результаты. Некоторые действия имеют далеко идущие последствия, часто не осознанные и не получающие должной оценки. Вездесущий и Всеведущий Господь изначально видит неизбежные вредоносные следствия и страдает, ибо любит человека и желает ему добра. Таким образом, грех имеет двоякий характер: нанесение вреда человечеству и причинение страданий Господу.
   В организме для выявления негативного развития событий существует нервная система, сигнализирующая о грядущей опасности. Невозможно индивиду устойчиво существовать без чувства боли, без предупреждения беды. Точно также сообществу невозможно безмятежно прозябать без представления, что такое хорошо и что такое плохо в общественных отношениях разного уровня: семья, клан, профессиональное сообщество, государство, человечество.
   Первичным, почти инстинктивным видом таких представлений является чувство греха, которое, к сожалению, не является врожденным (как чувство боли), а должно быть взращено и выпестовано в сознании человека. Ориентирами чувства греха являются поучения Господни, данные в заповедях-предписаниях, заповедях-запретах, заповедях блаженства, притчах и откровениях. Физические законы постигаются по мере необходимости и возможности, но нормы нравственные и общественные, в силу их исключительной важности для выживания и процветания человечества, Господь дал людям сразу в исчерпывающем виде, чтобы они не вымерли или не истребили друг друга, пока истины любви, нестяжания, добронравия и честности проникнут в их умы.
   В то же время Он дал нам свободу воли и потому не правит каждый наш шаг и всякое слово, давая миру развиваться по установленным Им законам динамики и взаимодействия. Он не совершает чудес, то есть действий вопреки естественной связи событий, скажем, не останавливает полет пули, нацеленной в ребенка, как раньше не остановил движение спускового крючка, или еще раньше не стер злобную ненависть стрелка, а еще раньше не лишил преступной воли его руководителей. Ибо еще ранее Он заповедовал: «Не убий», «Не пожелай имущества ближнего твоего», «Возлюби врагов твоих», «Не лжесвидетельствуй», которые при их соблюдении ограждают человека от неправедного пути.  С их нарушения начинается грех, то есть путь к огорчению Господа и разрушительным последствиям, и нечего пенять на отсутствие милосердия Господа.
   Милосердие Господа в другом, прежде всего в стратегическом строении и обеспечении путей мироздания, накоплении ресурсов для существования жизни и человека в ней. Возьмем, к примеру, воду: Создателем приуготовлено, чтобы вблизи точки замерзания плотность воды не увеличивалась (как положено при снижении температуры и замедлении Броуновского движения), а уменьшалась и замерзшая вода (лед) всплывала, защищая от холода глубины водоема и не давая ему промерзнуть до дна. Это даже в холодное время обеспечивает приемлемые условия для жизни в толще воды.
   Или, скажем, запаздывающие нейтроны: обычно нейтроны в ядерных реакциях при создании соответствующих условий выходят из своих ядер мгновенно, однако некоторые иногда почему-то задерживаются и покидают свои ядра несколько позже («запаздывают»). Именно этот эффект (необъяснимый теоретически и полагаемый приуготовленным Создателем) позволил избежать ядерных взрывов при экспериментах по определению критической массы, да и вообще создает понятные условия для управления ядерными реакциями.
   Господь попустил множество наук, способных в совокупности детально и упорядоченно подразделять объекты и явления  вселенной, целенаправленно употреблять в этих целях свои ограниченные ресурсы, открывая пути их использования во благо и процветание человечества.
   Вместе с познанием возникают соответствующие приложения, применения, реализующие предоставляемые теорией возможности в направлении удовлетворения насущных потребностей. Именно в применении, а не в теории, проявляются потенциально негативные последствия тех или иных научно-технических достижений. Но это уже не от Бога, а от человека: как говорится, топором можно рубить избы, а можно и головы.
   Законы общественного развития, социально-экономических отношений осваиваются человечеством со значительным отставанием от познания законов физико-технических. Действие и последствия социальных отношений более сокрыты и запутаны, долгое время было скрыто само существование закономерностей жизни общества. Потому в понимании и исполнении Божьих законов физического мира человечество продвинулось гораздо дальше, чем в понимании и следовании законам социума.
   Повинуясь душевным порывам, человек тянется к Богу, а навстречу всеблагой Бог идет к людям. В данном случае Богу пришлось прибегнуть к откровению (в той или иной форме) и ниспослать людям основы общественной жизни. Это не сами законы, указывающие параметры связи причин и последствий социально-экономических деяний (многофакторные, вероятностные, дальнодействующие в пространстве и времени), а система правил и ограничений, соблюдение которых гарантирует благое существование и позитивное развитие человечества.
   Но опять же, не от Бога, а от человека идет иное. Система резонов и аргументов финансово-экономических аналитиков (а вслед за ними и социологов) исходит из того, что целью общества (страны, народа, индивида) являются выгода и рентабельность, извлечение прибыли, чем гладко прикрываются  корысть и стяжательство. Как правило, нигде, ни в каких прогнозах и рекомендациях не указывается на необходимость следовать Божеским наставлениям на благую жизнь.
   Так и живем, отмечает апостол Павел: «Знаю, что хорошо, а делаю другое!»
   Сиюминутно Господь позволяет себе вмешиваться в символические случайности, помня о людях, которые помнят о Нем. Например, вы можете припомнить о забытых ключах за секунду до того, как захлопните дверь, или заметить подмерзшую лужу и не поскользнуться, или опоздать на отплывающий «Титаник» и т.п. Но Он не позволит себе взять тонущий «Титаник» и перенести его на сушу, ибо тогда это будет уже иной мир, где мы будем полагать себя в Боге, а не Бога в себе, как следует сейчас.
   Небесный свет влечет человека обратиться душою к небесам, откуда Божественные любовь и благодать изливаются на Землю, указывая путь к достойной жизни.
   А чего не хватает в общественной жизни по всем ее стратам (политика, экономика, управление, наука, техника, образование, медицина, армия) так это соблюдения достоинства как в процедурном, так и личностном плане.
   Окружающие воспринимаются нами как чужие, или, по крайней мере, посторонние, в отношении которых мы не имеем никаких моральных обязательств и не ждем того же от них. Но внутренне человек зрит, ощущает прежде всего себя и ценит, ограждает свое достоинство. Вслед за этим он видит, соприкасается, ощущает людское окружение, своих по роду и духу, миропониманию и целеполаганию, кого хотелось бы иметь, воспринимать, принимать братством. И, наконец, ему видится организационная структура доступного общества, определяемая как государство, средоточие общественных сил и объект патриотизма. 
   Человеку общественному, социальному свойственен патриотизм в отношении государства, чувство братства в отношении народа и соблюдение личного достоинства.  Девизом, национальной идеей сбалансированного общества может быть лозунг: государству – патриотизм, народу – братство, личности – достоинство. Это по Божески.
   Братьям нашим, не зрящим Господа, остается сказать: «Благословенны будьте в мире сем, а чувство греха да упасет вас от скверны».