Олесский замок. О турпоездке по Украине

Алла Валько
               
               
Последним в нашем путешествии по замкам Львовщины был Олесский замок, сохранивший в своей архитектуре отпечаток событий XII-XVIII веков. Это самый старый из сохранившихся во Львовской области и единственный сохранившийся замок времён Киевской Руси.

Он возник на высоком, пятидесятиметровом холме в посёлке Олеско свыше шести веков назад. Это произошло в период распада Киевской Руси на удельные княжества, после победы войск Чингисхана на реке Калке в 1223 году, ознаменовавшей собой завершение периода могущества Киевского государства. В 1241 году отряды Батыя уничтожили город Плисненск, находившийся в десяти километрах от Олеско. Плисненские беглецы, вероятно, и заложили на холме городище, на месте которого впоследствии появилась крепость. Позже на этом месте один из сыновей галицко-волынского князя Юрия  Львовича - Андрей или Лев - создал Олесский замок.  По склону горы, на которой он был возведён,  проходили два вала – один с частоколом, второй – с водным рвом. На вершине холма была возведена овальная стена, которая в периметре составляла 130 метров.
 
Замок, имеющий в плане овальную форму, с уютным внутренним двориком, изначально строился из камня, его крепостные стены достигали десяти метров в высоту и двух с половиной - в толщину, служа защитой от врагов, особенно татарских орд, набеги которых, разорявшие и разрушавшие замок, продолжались вплоть до XVI века. Овальная форма является редкостью даже среди богатой замками и крепостями Западной Европы.

Впервые этот замок упоминается в 1327 году. Его расположение на границе Польши и Литвы стало причиной постоянной борьбы за владение им и частой смены владельцев. В течение нескольких столетий между поляками, литовцами, венграми и галицко-волынскими князьями велись войны за обладание замком.
С 1340 года обладателем Олесской крепости был литовский князь Любарт, а в 1366 году её завоевал польский король Казимир Великий, которого сменил Людовик, одновременно бывший и венгерским королем. Людовик передал Олесский замок в собственность Опольскому князю Владиславу — последнему князю Галичины.

Владислав Опольский проводил политику католизации галицких земель. Он добивался от Рима права на создание отдельной галицкой митрополии, но, поняв бесперспективность своих планов, в 1375 году передал Олесский замок в собственность галицкому епископу, что вызвало бунт среди населения, и замок на два года перешел в руки повстанцев. Укротив восстание, Людовик разместил в замке венгерский гарнизон, который должен был охранять окружающие земли от посягательств литовцев. Однако литовский князь Любарт не терял надежды вернуть Олеско, и его отряды часто проверяли прочность замковых стен, а также уровень готовности гарнизонных солдат. Венграм это очень не нравилось, поэтому после смерти Людовика в 1382 году они за выкуп отдали замок литовцам.

С конца XIV века Олесский замок принадлежал Свидригайлу, который несколько десятилетий вёл борьбу с Витовтом за то, чтобы не присоединять галицко-волынские земли, в пределах которых находился Олесский замок, к Польше. В результате началась война между Литвой и Польшей. Во время этих бурных событий Олесский замок оставался пограничным форпостом Свидригайла и почти полвека оставался неприступным для польских магнатов. Однако в 1432 году после длительной осады замок был взят войсками польского короля Владислава и передан вместе с окружающими землями Яну из Сенна, потомки которого начали называться Олесскими.
 
Вторая половина XV — первая половина XVI веков характеризовались постоянными набегами татарских орд на украинские, в том числе и на галицкие, земли. В XV веке Олесский замок дважды отбивал нападения, но в 1512 году не выдержал осады и был разрушен. Его отстроили, но простоял он недолго — до 1519 года, когда татары опять появились на олесских землях. В середине XVI века татарские набеги прекратились — жизнь в округе несколько стабилизировалась. Началась достройка и укрепление замка. Во второй половине XVI века ожили торговые пути, которые проходили через Олеско. Возникли ремесленные цеха.
Уже в XIV столетии Олесский замок меняет свой статус – из оборонного он превращается в резиденцию владевших им магнатов. В 1605 году замок и все окружавшие его земли перешли в собственность украинского магната Ивана Даниловича. Он решил перестроить Олесский замок и превратил средневековую крепость в ренессансный дворец. В то время в замке служил отец Богдана Хмельницкого Михаил Хмель.
 
После Даниловича замком владели Собеские, Ржевуские, Зелинские, Литинские. В 1629 году в Олесском замке родился один из величайших польских королей-воителей Ян III Собеский, впоследствии защитивший Европу от турок. Во времена Яна III замок получил статус королевской резиденции. Спустя десять лет в замке родился другой будущий король Польши — Михаил Корибут Вишневецкий.
В 1707 году во время военного союза Петра І с поляками в замок вошли российские войска, которые пробыли в нем пять лет. Когда прервался род Даниловича, то в 1716 году польский король передал его огромные имения своему сыну Якубу Собескому, отцу будущего короля Яна III. Якуб, не пробыв владельцем Олеского замка и трёх лет, продал его Станиславу Жевускому. Его сын, воевода волынский Северин, щедро украсил интерьеры замка и превратил сооружение в роскошный дворец. После смерти Северина Жевусского владельцем замка стал его брат Вацлав. Этот магнат привёл замок к полному упадку. Он разорил его, вывез из него ценности и пустил «с молотка».
 
В XVIII веке интерьеры замка претерпели значительные изменения, которые осуществил французский скульптор Леблан. В замке появились новые камины и печи, стены были украшены лепниной, монументальными росписями и искусственным мрамором. Комнаты, в зависимости от своего назначения, получили названия: «портретная», «европейская», «венская», «зеркальная» и другие. С внутреннего двора по небольшой узкой лестнице стало возможным подниматься на стрельничий коридор на стене. С крепостной стены хорошо просматривался весь двор, ворота и окружающая местность.

Замок пережил несколько пожаров и землетрясение, да и сами владельцы нанесли ему немалый урон. В 1838 году после мощного землетрясения частично обвалился 42-метровый замковый колодец, которым пользовались ещё с XV века. На внутренних стенах колодца был изображён, как говорили, страшный дьявол, но каким образом это было сделано – неизвестно. Сегодня колодец расчищен сверху всего на 25 метров.
 
Когда в одной из стен был найден замурованный клад, началась настоящая «золотая лихорадка»: все искали драгоценности, срывая полы и варварски разбивая камины и расписанные стены, не заботясь об архитектурной ценности. К концу XIX века Олесский замок был почти полностью разрушен.

Как всегда, с замками связаны разные мифы и легенды. Не остался в стороне и Олесский замок. Рассказывают, что в 1615 году здесь произошла трагедия. В Марианну, дочку владельца замка Ивана Даниловича, влюбился сын гетмана Речи Посполитой. Однако отец желал для своей дочери более богатого жениха. Влюблённый юноша умолял отца согласиться на брак, но, не получив согласия, на глазах у всех присутствующих вонзил себе нож в сердце. Поскольку самоубийц на кладбище не хоронили, его тело бросили в болото. Его тень блуждает окраинами Олеска, до сих пор пытаясь найти свою невесту.
Согласно другой легенде, иногда здесь появляется призрак – тень монаха Яна Каспера, который то ли был замурован живьём в стенах за посещение проституток, то ли добровольно утопился. Его душа не успокоилась и сегодня. Этот монах служил в монастыре капуцинов, расположенном напротив Олесского замка. Монахи были известны как талантливые аптекари и, согласно легенде, впервые в мире приготовили кофе, который имел цвет их рясы – кофе капучино.

Американская группа исследователей «Охотники за привидениями» проводила исследования паранормальных явлений не только в Подгорецком, но и в Олесском замке, однако здесь им ничего подобного обнаружить не удалось, так что мифы и легенды Олесского замка являются выдумкой.

В 1882 году жители Львова собрали деньги и выкупили замок, передав его в государственную собственность. С этого времени начался следующий этап в его  существовании. До 1939 года здесь располагалась сельскохозяйственная женская школа, затем – лагерь польских военнопленных, в годы Второй мировой – военные склады.

В 1951 году от удара молнии замок сгорел дотла. Вплоть до 1969 года здесь были только руины. Однако значимость замка, наконец, была оценена по достоинству, и за восстановление и реставрацию  Олесского замка взялся заслуженный архитектор Украины Андрей Шуляр. Замок обрёл вид, который он имел в XVII веке. Экспозиции музея были созданы в 1972-1975 годах, и с 1975 года здесь находится филиал Львовской галереи искусств и один из самых интересных музеев Украины, идея создания которого принадлежит Герою Украины академику Б. Г. Возницкому. Сейчас это Государственный музей-заповедник «Олесский замок». В восстановленном замке снимались фильмы «Три мушкетера», «Борис Годунов» и многие другие.

В замке экспонируется богатая коллекция. Фонды музея хранят многочисленные экспонаты, среди которых старинная мебель, скульптуры, кафель, иконы, портреты, мраморный бюст королевы эпохи возрождения, надгробные портреты, гобелены. Олесский музей имеет также наибольшее в Европе собрание деревянной скульптуры XІ - ХІХ веков. Музей насчитывает много предметов живописи и прикладного искусства X - XVІІІ веков. Археологические находки представляют древнейшее искусство.
 
В картинной галерее музея-заповедника выставлены произведения искусства XIII-XIX веков: “Битва под Клушино”, “Битва под  Хотином”, “Битва под Парканами” и “Битва под Веной”, являющаяся жемчужиной коллекции. По словам Возницкого, специально для её размещения подняли крышу, поскольку её размеры составляют 7,65х7,38  метров. Стоимость этой работы составила 300 тысяч гривен. Восстановление полотен “Битва под забором” и “Битва под Веной” длилось четыре года. «Европа дала на это 4 миллиона евро», - добавил директор Львовской галереи искусств.

Панорамное полотно "Битва под Веной" написано художником Мартино Альтамонте в честь победы Яна III Собеского над турками под Веной в 1683 году. Художник, немец по происхождению, выпускник римской Академии святого Луки, приехал в Польшу. Со временем он стал придворным художником короля и работал в Варшаве, украшая королевские резиденции.

"Битва под Веной" была написана для иезуитского костёла в городе Жолвква Львовской области, в котором находились еще три батальные картины. Жолква в XVII веке была центром живописи: здесь работали известные украинские художники, с которыми Мартин Альтомонте встречался и имел возможность общаться.
 
Перед Мартином Альтомонте стояла довольно сложная задача - создать апофеоз Яну III в барочном стиле. Художнику помог случай: 25 июля 1684 года по случаю празднования дня рождения принца Якуба вблизи Жолквы была разыграна театрализованная битва под Веной. Для спектакля использовали оригинальные трофеи: многочисленные палатки турецкого визиря, сабли, копья, ковры, одежду и т. д. Это представление помогло Мартину создать его художественный шедевр.
На батальном полотне Мартин Альтомонте создает несколько планов: на первом - выступают главные герои - Ян III и его сын Якуб. Ян Собеский изображен верхом на лошади, в латах, с жезлом в правой руке. В лице и позе короля чувствуется могущество, решительность, величие. Внизу картины турки просят о помиловании. В правой части картины изображен воин-янычар, бегущий с поля битвы. Когда отважные турецкие воины оставляют поле брани, то очевидно, что битва проиграна.

Первый план картины характеризуется мощной динамикой и бурной эмоциональностью. Второй план занимают турецкие палатки с розовой палаткой Кара-Мустафы в центре, возле которого развернулись трагические события: отступая, турки ликвидируют свой зверинец. В картине показано, что воин в жёлтом наряде уничтожает страусов. На третьем плане изображена Вена, охваченная пламенем; слева - ангел Славы сообщает о победе Яна Собеского над турками.

В художественной коллекции замка представлены также портреты Ивана Даниловича, Яна Ш Собеского, волынского воеводы Северина Жевуского и других владельцев замка. В залах установлены скульптуры известного европейского скульптора XVIII века Иоганна Георга Пинзеля, бюст Барбары Радзивилл, надгробие саркофага девушки-католички в виде спящей дамы, старинные стулья с орнаментом и вогнутым сидением и другие экспонаты. Привлекает внимание роскошная, с резьбой по дереву кровать, покрытая ковром. Её небольшой размер, как объяснила экскурсовод, объясняется тем, что знатные хозяева принимали гостей, полулёжа в кровати. Таковы были обычаи того времени. В зале галицко-волынской иконописи мне запомнилась картина-икона неизвестного художника “Успение”, написанная на дереве в первой половине XVII века.

Еще одним примечательным местом музея-заповедника является парк. Ян Собеский и Северин Жевуский посадили в парке различные кусты и экзотические деревья, украсили его фонтанами. На аллеях парка они установили старинные скульптуры. Пейзажный парк, как и сам замок, был разрушен и опустошён, но в настоящее время восстановлен. Для этого потребовалось посадить около четырёх тысяч новых деревьев и кустарников. В старое русло вернули даже речку Либерция, которая текла вокруг Олесского замка. Парковые аллеи, сейчас украшают не только старинные скульптуры, но и изваяния современных авторов.

Рядом со старинным замком как-то совсем некстати смотрится скульптура рвущихся вперёд красных (на самом деле чёрных) кавалеристов Ковпака, ещё в 1975 году зависших в прыжке над трассой Львов-Броды. Местные жители называют монумент просто - “лошади”. Если перенести эту скульптуру подальше от замка, то это только улучшит восприятие древней жемчужины.

Вот и закончилось наше путешествие “Золотая подкова Львовщины”. Все мы немного устали и проголодались. Я направилась в кафе, хотя времени у меня было в обрез. Но я договорилась с приветливыми официантками, чтобы мне подали только борщ, который к тому времени уже был готов. Я была очень довольна своим выбором, потому что наши молодые люди, заказавшие на обед мясо, едва успели дождаться того, чтобы его приготовили, и с тарелками в руках выбежали из кафе, чтобы вскочить в готовый уже отъехать во Львов автобус.

 Продолжение следует.