Жизнь и любовь 8 марта

Веселова Анастасия Алексеевна
Сегодня восьмое марта. С интересом выхожу в международный женский день.

Ночью я спал плохо и не только из-за воспоминаний о моей любимой, безвременно ушедшей от меня жены. Мешала работавшая техника, очищавшая от корявых, черных сугробов площади, проспекты и улицы. Несколько раз я выходил на балкон и смотрел сквозь сигаретный дым, как черные истуканы самых неимоверных форм из жутких сказочных лесов, нехотя поддавались напору китайского малогабаритного трактора. Перед некоторыми крохотный китаец отступал и тогда ему на помощь приходил наш отечественный гусеничный гигант. Как ни корчили угрожающие рожи зимние исполины, бодренький старичок отрывал их от обжитых мест и лихо сгребал к очереди КАМАЗов, где они последний раз обнимались и с шумом рассыпались в морозную труху.

Весенний город встречает тишиной. Выходной. По дорогам неторопливо движутся редкие представители общественного транспорта, перевозящие в своих чревах воздух.
Снова вспоминаю мою любимую, как мы с ней бродили по этому городу много лет назад и тогда было именно такое движение: общественный транспорт по расписанию и редкие автомобили.

Ком подступил к горлу, перехватило дыхание, холодный порыв ветра не помог, а словно пластырем обхватил скулы. Останавливаюсь у высокой березы, которую помню еще юной, не дотягивающейся до стальных пик в кирпичном заборе, облокачиваюсь на влажный, широкой ствол.
С трудом выпрямляюсь. Небо кажется пытается вдавить меня бетонным монолитом в закостенелую землю. Ищу взглядом пятно, которое обязательно должно бороться с этим панцирем и сверлить его светом и побеждать. Да. Вот оно. Висит над железной крышей покосившейся трехэтажки. Запуталось в шипах на раскидистых, огрубевших ветках старой акации.

Вроде отпустило. Прощаюсь с березой благодарным взглядом и продолжаю путь. Надо успеть многое сделать. Первые торговцы цветами уже заняли самые бойкие места, но еще не вошли в кураж конкуренции и стоят молча. Да и зазывать особенно некого, хотя время уже девять часов.
Выбираю четыре букета: дочери, внучке, своячнице и Наташе – другу семьи. Долгие годы наши семьи шли рядом по жизни, но потом пути разошлись, мы остались в своем родном небольшом городке, а Михаил с Наташей и двумя сыновьями уехали в Москву. Сыновья сейчас занимают хорошие должности, обзавелись семьями, но вот с детьми, что-то оба не торопятся. Год назад Михаил погиб в аварии. Через полгода Наташа обратилась за помощью с обменом жилья. Она решила уехать из Москвы так как не могла находиться там, где не нужна никому.

-Здесь я хоть лица знакомые вижу, каждую улочку помню – говорила она через неделю после приезда.

Дочь живет всего в трех остановках от меня. Окна её квартиры выходят на набережную, и я решаю сделать небольшой крюк, и пройтись вдоль Волги. Всматриваюсь в лица встречных мужчин и женщин.

Давно заметил, что в этот день лица людей меняются. Вы не обращали внимания?
Женщины величественно спокойны и прекрасны. Мужчины учтивы, подтянуты и совершенно лишены свойственной многим спеси самца.
Меня - еще четырнадцатилетнего пацана, как-то взял с собой в командировку в Тбилиси отец.

Город мне запомнился светом. Мне казалось, что весь Тбилиси моют с шампунем. Витрины, окна, автомобили, остановочные павильоны все сверкало. Гранит и цемент совсем не такие, как у нас серые и неприглядные, они серые, но такие бледные, что издалека казались белыми и на фоне всего этого карамельно-воздушного города мужчины и женщины с черными, смоляными волосами.  Женщины с бледной кожей, а мужчины загорелые, на контрасте казавшиеся чуть-ли ни чернокожими, смотрящие решительно и даже вызывающе.

Пока мы добирались до места квартирования, я чувствовал себя чужаком и старался не встречаться взглядами с местными жителями, а отец шутил с везшим нас водителем, мол, у вас и воздух тут другой, мой сорванец сразу остепенился.
На квартире нас встретили неожиданно радушно. Посередине комнаты стоял большой, овальный стол на котором яблоку негде было упасть. Фрукты, зелень, овощи, сыр, шашлык и все это источало такие ароматы… Я не мог скрыть удивления, чем вызвал неподдельную заботу и внимание присутствовавших женщин. Они вели меня мыть руки, подавали полотенце, усаживали за стол и безустанно пытались накормить, то и дело приговаривая: кушай, орлом станешь, высоко полетишь, горы покоришь, с гор людям добро принесешь.

Только когда в дверь позвонили я смог встать из-за стола, хотя был сыт уже минут сорок.
На пороге появилась сначала она – шелковое платье небесного цвета было перехвачено красной лентой на осиной талии, губы без следа косметики в цвет пояса и глаза такие же голубые, как небо. Она улыбнулась и кротко произнесла:
- Здравствуй! Меня зовут Тамина. Слышала у тебя проблемы с математикой? Я учительница и за каникулы, обещаю, ты выучишь математику на отлично!

После понимания слов, сказанных этим прекрасным созданием, оказавшимся страшнее оборотня, у меня похолодела спина. Ужаса добавил вошедший следом здоровенный рыжий парень. Он пригнулся, чтобы не удариться головой о балку крашенной синей краской двери и шумно выдохнул, утирая пот со лба.

- Дато! – встретил его водитель, подвозивший нас с отцом – Ты чего запыхался? На улице не жарко. По дороге к нам, наш Геркулес победил дикого зверя из ущелья?!
- Да, нет, дядя Бесо, это я устал корчить на улице дикого, ревнивого зверя.

Эту историю я стал вспоминать давно и именно восьмого марта. Как бы мы ни строили из себя друг перед другом Геркулесов, диких зверей, самцов, на самом деле мы преданные женщинам их избранники.

И именно восьмого марта я вижу мужчин такими какие мы есть – без масок.
Солнце раскололо безликий монолит неба и дотянулось до Волги. В мгновение город залило весенние тепло. Вот и дом дочери.

Меня встречают мои любимые девочки. Ради их улыбок, звонких голосов и ласковых взглядов я продолжаю жить.
- Папа, оставайся! Игорь сегодня обещал нас поразить необыкновенной рыбой. Правда не признается какой и вообще не пускает меня на кухню. А вдруг он акулу притащил и сначала должен её поймать, потом убить и только потом приготовить?! – смеется Маша.
- Не могу! Надо Свету и Наташу поздравить.
- Да, да. – Соглашается дочь. – Обязательно надо.
Подумав добавляет:
- Пап, а приходите к нам!

Целую дочку в ароматные волосы – Это хорошее предложение! Посмотрим. Созвонимся.
Удивительно изменилась наша жизнь всего за несколько десятков лет. Я стал замечать, что люди как-то обособились. Вот и сейчас я иду по набережной, время к полудню, прекрасная погода, а нет шумных компаний, гуляющих парочек, не стоят парни с цветами у памятников и кафе. Только в отдельных, изолированных ячейках – квартирах продолжается жизнь.

У Светланы меня ждал сюрприз: она пригласила Наталью. Хоть я и старик, и простит меня моя Мариночка, но я хотел пообщаться с Наташей наедине. Общее горе объединяет… Да, что я вру?! Тоска страшная и хочется посмотреть в женские глаза и слово женское услышать… Я же человек. Живой… Пока живой человек.
Что делать? Женщины все решили. Отправляюсь на кухню к Ивану.

- А, Семен! Здорово! – встречает меня хозяин дома и протягивает локоть, ибо руки у него в майонезе и томатной пасте.
- Здоров! Ты чего стряпаешь?
- Хочу сделать курицу под болгарским соусом.
- О! Я знаю один замечательный рецепт! Когда я был в Геленджике меня ему научила квартирная хозяйка. И я даже уже готовил один раз по её рецепту. Хорошо получилось. Вкусно. Сейчас мы удивим наших дам.

Иван смотрит на меня с благодарностью, как обычно смотрит пес на своего хозяина, который вместо трепки дал ему сахарную кость.
Во время праздничного застолья раздается звонок от моей дочери.
- Пап, ты смотри, мы ждем вас. – Подтверждает свое решение и настаивает дочь.
- Машенька зовет в гости – докладываю я собравшимся.

Светлана просит трубку и увлекает знаками Наталью из-за стола, они скрываются в кабинете Ивана.
- Сейчас нам устроят бег за мороженным через мытьё посуды – сокрушается Иван. Налив больше чем при женщинах, мы выпиваем молча.
- Значит так! – Торжественно объявляет Светлана. – Хватит сидеть, кукситься, мы решили прогуляться по набережной!

Встречаемся у памятника героям Афганцам. Возлагаем цветы. У памятника нет свежих венков, но до нас кто-то возложил несколько букетов – это вселяет надежду: не все потеряно. Некоторое время идем молча.
- Деда, мам, пап, смотрите – привлекает внимание Сашенька – ангел на небе!
Мы смотрим на облака, в которые упирается крутой спуск к набережной.
- Да, милая, правда это облако похоже на ангела – подхватывает дочку на руки отец и кружит.

Наталья плотнее прижимает свою руку, положенную на мою.

Мы спускаемся вдоль домов, ютящихся на спуске к Волге ни первый десяток лет. Некоторые дома еще деревянные, покрашены зеленой и голубой краской в их окнах резные занавески и кажется именно в эти окна первой приходит весна, да и зимы вовсе там не бывает потому, что тепло от этих домов, как жарким августом.

Прогуливаясь по набережной, я замечаю парня с букетом тюльпанов, явно ждущего девушку. Навстречу нам проходят парочки и шумные компании.
«С чего это я решил, что люди одичали?»
- Пап! Мы хотим на теплоходе покататься!
- Маша, кто мы? – спрашиваю у дочери – Все?
- Ну, да! Тетя Света согласна и Саша хочет, и дядя Ваня, ну и Игорь естественно!
Наташа берет ситуацию в свои руки:
- Вы прогуляйтесь на теплоходе, а мы вас на берегу подождем. Да, Семен?
Я радостно соглашаюсь. Хорошо когда можно быть самим собой и твои желания исполняются.