Есть ли у пролетария Отечество?

Роман Носиков Публицист
Источник:
]

Чем сильнее запах жареного, тем острее проходит в политизированной молодежной (и не очень) среде дискуссия об отношении к текущей версии страны России.

К тому, что современным националистам и поклонникам «Белого Дела» Россия, как наследница «совка», «антирусское государство», «эрефия», «россияния» и «многонационалия», в качестве Отечества неугодна, мы как-то привыкли. Но вот примерно те же интонации в других формулировках, раздающиеся из левого лагеря, выглядят свежо и наскучить пока не успели.

Голоса и советы

Начнем обзор традиционно — с инструкции из-за океана. В данном случае, инструкции дает уроженец СССР, эмигрировавший в США и поныне там вполне благополучно проживающий, — профессор Сергей Лопатников:

«Всякий наемный работник есть пролетарий — хоть наемный менеджер с многомиллионным окладом, хоть мойщик посуды с зарплатой в $3 в час. Почему у пролетариата нет отечества? — По простой причине: потому что для наемного человека безразлично кто его хозяин: русский, американец, православный, атеист, черт лысый».

Для нас, безусловно, очень ценно мнение бывшей интеллигенции относительно того, как мы должны относиться к буржуазии — к отечественной и зарубежной. Невозможно не заметить, что тут имеет место история успеха самого профессора, который в результате серии выборов между по-разному платящими буржуями в итоге оказался не нашим, а американским соотечественником.

Но все же мы не можем переехать в Америку, не так ли?

Однако эталонным мне показался другой текст неизвестного автора — естественно, отечественного производства. Короткой цитатой в данном случае обойтись невозможно, поэтому заранее прошу прощения:

«Пролетарий! Будь же и ты — как тот премудрый буржуй! Руководствуйся интересами своего класса! Питай беспредельную ненависть к «Капиталистическому Отечеству». Ненавидь его всеми фибрами души. Борись с ним любыми возможными способами. Твоя задача — разрушить капитализм и построить социализм. Помни об этой задаче всегда и везде — на работе, на отдыхе, на учебе, в армии, в больнице, в тюрьме. Когда буржуй и буржуйский подпевала зовут тебя «защищать Отечество», помни, что Отечество тебе еще только предстоит отвоевать — отвоевать у буржуя-соотечественника, в первую очередь. Когда буржуйские СМИ будут кричать про «День защитника Отечества», помни, что этот праздник — не для тебя. У тебя, товарищ пролетарий, нет Отечества. Пока что нет. <…>

Резонный вопрос — а что же делать сознательному великорусскому пролетарию (и сознательным пролетариям других национальностей), если на современную РФ вдруг, паче чаяния, нападут империалистические хищники из тех же США, например? Ведь в этом случае уклониться от сражения — значит сдать страну жестоким оккупантам, а сражаться — значит «проливать кровь за яхту Абрамовича»... Как же нашему пролетарию поступить?

А как поступила российская буржуазия, как поступили белоэмигранты, когда на наше, пролетарское, Социалистическое Отечество напали хищники из нацистской Германии? Мы помним: белоэмигранты в лучшем случае заявили о своем нейтралитете, в худшем — переоделись в германские мундиры и отправились на Восток в германских обозах.

Учитесь классовой ненависти, товарищи читатели. Это очень правильное, очень хорошее чувство, которого нашему трудящемуся сильно не хватает. И вот, вооружившись классовой ненавистью, ответьте на вопрос — нужно ли вам, сознательным великорусским пролетариям, воевать с оккупантами, если таковые вдруг нападут на богоспасаемую РФ.

Правильный ответ — как уже, вероятно, догадались наиболее продвинутые читатели — таков: нужно поступать в соответствии с интересами твоего класса. Главный интерес рабочего класса — Социалистическая Революция и установление диктатуры пролетариата. Вот за эти замечательные вещи и нужно воевать сознательному пролетарию. Нужно устранить с пути каждого, кто мешает пролетариату двигаться к этим заветным целям. И наоборот — нужно вступать в союз с каждым, кто поможет пролетариату этих целей достичь.

Так что не нужно думать, дорогой российский пролетарий, будто твои беды происходят от того, что Россия, мол, «недостаточно сильна» и «не отстаивает свои интересы по всему миру, как США». Если капиталистическая РФ завтра вдруг захватит Украину, Прибалтику и Константинополь с проливами заодно — жить тебе, товарищ пролетарий, не станет ни сытнее, ни спокойнее, ни веселее. Твой главный враг, дорогой российский пролетарий, сидит не в Киеве, не в Анкаре, не в Риге и даже не в Вашингтоне».

Нетрудно заметить, что в последнее время тексты такого типа появляются в Сети все чаще. Было бы наивным полагать, что эта мода на воспитание российских левых и спасение их от пагубного патриотизма — случайна.

Доходит до того, что наши левые начинают разбирать личное дело коммуниста Игоря Пыхалова только за то, что тот усомнился в максиме «У пролетария нет Отечества» и поехал воевать за Россию и русских в Донбасс, изобличив себя таким образом как «агента российского империализма».

Однако, как же спорить с такими простыми и логичными, на первый взгляд, рассуждениями? Неужели у пролетария Отечество все же есть?

Свобода, человек, культура

Для начала хочу напомнить уважаемым оппонентам наверняка знакомое им определение свободы от их классиков: «Свобода есть осознанная необходимость».

Необходимость не осознанная, во всей ее сложности, — никакой свободой не является и являться не может. А вот со сложностью у уважаемых оппонентов все плохо. Они, если мягко выразиться, — сильно упрощают проблему.

Упрощение заключается в том, что они сводят пролетария — исключительно к экономической и производственной функции. И уже таким образом, упростив человека до экономической функции, доводят поэтическую гиперболу «У пролетария нет отечества» до уровня непосредственно действующей аксиомы.

Наши левые оппоненты полагают пролетария сферическим Маугли, воспитанным офисными приложениями или отбойным молотком. В то время как пролетарий — это не только приложение к молотку и экселу, имеющее лишь классовый интерес. Пролетарий — полноценная личность, результат работы всей национальной культуры, вырабатываемой его народом в течение всей истории. Это плод трудов огромного народа на протяжении тысячи лет.

Человека не бывает без других людей, это доказанный факт. В то же время, в силу разделения труда, выработка наиболее высоких и сложных слоев культуры — задача интеллигенции, которая невозможна без того, чтобы пролетарий не отдавал ей часть, и довольно большую, продукта своего труда. Без этого присваивания в течение истории не были бы возможны ни литераторы, ни художники, ни философы. Ни Толстой, ни Чехов, ни Ленин, ни Маркс, ни Энгельс.


Не променять себя

Культура не только позволяет осознавать и формулировать интересы, в том числе и классовые. Она создает идеалы — идеалы отношений в обществе, идеалы человека, идеалы труда и творчества. Без этих идеалов не может быть ни сформирована идея коммунизма, ни проявлено стремление к этому идеалу.

Отечество имеет название, связанное со словом «отец», не только потому, что оно есть плод труда предков человека, но и потому, что оно выполняет по отношению к человеку родительскую функцию. Оно воспитывает человека, прививает ему культуру, создает его полноценность, его человечность, его способность воспринимать идеалы и руководствоваться ими. Ставить их выше интересов. И таким образом — быть человеком.

Люди, упрощающие реальность, взгляд на мир и человека, не позволяют человеку осознать необходимость во всей ее сложности. И, следовательно, крадут человеческую свободу. Они порабощают человека и унижают его. Низводят его до роли раба.

Человек, который себе подобных обменял на интерес, пусть и на классовый, недостоин ни Светлого Будущего, ни милосердия Прекрасного Далека, ни вообще свободы. Потому что он воспитал из себя раба — и неизбежно, в соответствии с законами истории, займет подобающее место.

Отечество — есть неотменяемая часть свободного человека. Пролетарий он или нет.

Отсутствие Отечества — есть точный и беспощадный признак раба.