ХР Словарь первобытных структур-образов

Александр Суворый
ХР. 2.7.82. Словарь первобытных структур-образов.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 82. Словарь первобытных структур-образов.


Иллюстрация из открытой сети Интернет.

Иллюстрация из книги «Структура символики в произведениях БГ», автор «Эльданаре», http://www.planetaquarium.com/library/


База данных главы:

Научно-редакционный совет издательства «Советская энциклопедия», Институт языкознания АН СССР, Лингвистический энциклопедический словарь, Главный редактор В.Н. Ярцева, Москва, «Советская энциклопедия», 1990.

Википедия, энциклопедии, толковые словари, научные монографии, школьные материалы учителей словесности.

База данных о количестве русских слов (более 40 000), слов, которые начинаются на конкретную букву русского алфавита и в которых есть конкретная звук-буква русского алфавита, на сайте http://www.crossworder.ru.

Егорова О. В.  Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. — М.: «Издательство «Гном и Д», 2005.




Африка. Ближний Восток. Саудовская Аравия. Южная Азия. Пакистан. Индия. Миграции первобытных людей. Современное человечество. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Допотопное человечество классических кроманьонцев. Первобытные традиции речи. Словарь первобытных структур-образов. 47 000 до н.э.


Реальный и действительный факт существования в природе естественных звуков, а в живой природе звуков-сигналов, издаваемых живыми существами, в том числе звукового сигнально-знакового языка животных и обезьян, неопровержимо доказывает наличие звуков и звукового сигнально-знакового языка в отношениях и общении гоминид, архантропов, палеоантропов, питекантропов, неандертальцев, палекроманьонцев, классических неандертальцев и классических кроманьонцев.

Реальный и действительный факт существования в живой природе у живых существ рефлекторных реакций, инстинктивного поведения, ощущений, чувств, чувственного восприятия и чувственных реакций неопровержимо доказывает наличие в структуре-системе мозга и центральной нервной системы соответствующих структур-образов, в частности, зрительной и звуковой памяти.

Реальный и действительный факт существования живых существ, в том числе первобытных людей, в течение определённого срока жизни, отведённого им судьбой вида, популяции или личной судьбой, а также биологическими возможностями организма, неопровержимо доказывает наличие у живых существ генетического, врождённого, наследственного и благоприобретённого жизненного опыта, навыков, способностей, практических знаний (вед).

Реальный и действительный факт существования живых существ разнополыми парами, разновозрастными и разнохарактерными группами, семьями, сообществами, объединениями (стаями, стадами) неопровержимо доказывает наличие у живых существ, в том числе гоминид, архантропов, палеоантропов, питекантропов, неандертальцев, палекроманьонцев, классических неандертальцев и классических кроманьонцев, у всех без исключения первобытных людей сознания, то есть совместного ведического (практического) знания, понимания (взаимопонимания), порождённого взаимным общением, взаимодействием, взаимопомощью, взаимным соперничеством, мирным сосуществованием, враждой и т.д.

Реальный и действительный факт взаимодействия и взаимоотношений живых существ друг с другом, с окружающей средой и миром неопровержимо доказывает наличие у живых существ, в том числе гоминид, архантропов, палеоантропов, питекантропов, неандертальцев, палекроманьонцев, классических неандертальцев и классических кроманьонцев, у всех без исключения первобытных людей своих структур-систем восприятия и отражения-выражения феноменов окружающей среды и мира в форме соответствующих абстрактных структур-образов памяти-сознания, а также в виде соответствующих рефлекторных, инстинктивных (бессознательных) и сознательных реакций, действий и деяний (поступков), в первую очередь в виде звуковой знаково-сигнальной деятельности – устной кричащей речи.


Автор просит прощения у нетерпеливых читателей за такие усложнённые формулировки, но без них невозможно логически (научно) доказательно подойти к реальному и действительному факту наличия у первобытных людей всех рас, народов, наций и весей Ойкумены (обитаемого мира) данного времени (50 000-40 000 до н.э.) практически единого общечеловеческого «Словаря первобытных структур-образов» первобытной памяти-сознания любого и каждого человека…


Закономерности онтогенеза психики человека, процесс возникновения и развития абстрактного мышления и языка мышления, реальный и действительный характер первобытного абстрактного мышления поведан автором в главе «ХР. 2.6.174. Эпоха первобытных цивилизаций. Первобытное абстрактное мышление. 55 000 до н.э.» (далее глава представлена в цитатном изложении).

С учётом всех известных факторов и материальных свидетельств уровня производства орудий труда, предметов быта и украшений первобытных людей данного времени (50 000-40 000 до н.э.), можно реконструировать типичное мышление или психологический портрет первобытного человека.

Это были люди энергичных действий и непосредственных поступков, выражающих и отражающих их мысли, ощущения, чувства, потребности и настроения. Они были очень чуткие, постоянно настороженные и чрезвычайно отзывчивые, как звери (хищные звери).

В их головах (мозгу) постоянно функционируют мысли, формируются структуры-образы, возникают взаимосвязанные цепочки ощущений-чувств-мыслей.

Они постоянно настроены на сравнение и анализ увиденного и услышанного, на выражение и передачу друг другу позами, поведением, мимикой и звуками своих мыслей-ощущений-чувств-суждений, вариантов решений и поведения.

Вероятно, во время общения они чрезвычайно говорливы, особенно женщины, хотя и ограничены количеством слов-понятий, слов-определений.

Мужчины-охотники предпочитают усиливать устную речь символической мимикой и жестами, женщины-собирательницы – оттенками произношения, выражающими, прежде всего, их ощущения, чувства, желания и потребности.

Наиболее свободные и непосредственные в речи и языке общения – это дети первобытных людей. Возможно, именно дети являются главными «изобретателями» новых слов-понятий.

С абсолютной уверенностью можно утверждать, что речь и речевое общение доставляет первобытным людям данного времени большое удовольствие.
Особенно они «любят поболтать» во время обсуждения результатов трудового дня, подготовки и проведения обрядовых и ритуальных празднеств и других мероприятий.

Возможно, в процессе подготовки к обрядовым и ритуальным действиям, к брачно-свадебным обрядам, к ритуалу инициации (обрезания и дефлорации) возникло и быстро развивается абстрактная (обобщённая) речь, абстрактное мышление, абстрактные рассуждения и абстрактно-символический (ритуальный) язык общения.

Чаще всего абстрактными рассуждениями (прогнозированием, планированием, распределением ролей и обязанностей) занимаются мужчины. Среди женщин больше всего абстрактно могут мыслить знахарки-ведуньи, бабки-повитухи и женщины родоначальницы родов и кровнородственных общин.

Среди первобытных людей данного времени обязательно есть такие, которые любят говорить и рассуждать, воображать и пересказывать свои воображения-фантазии вслух (сочинять мифы, байки, побасенки, сказки, легенды, притчи, бывальщины и анекдоты).
 
Их устные повествования и сказания, а также мистерии и представления, как правило, необычные, увлекательные, интересные, познавательные и часто шутливые (весёлые, юмористические).

Эти истории, повествования и сказания в свою очередь пробуждают мифологическое и гипнотическое мышление, воображение и фантазию слушателей-зрителей, обладают магическим (гипнотическим) действием.
Слушатели-зрители неизбежно и закономерно представляют себе структуры-образы повествований, их поведение, статусное положение и определённые функции в окружающей среде и мире.

Возможно, первыми абстрактно мыслящими и говорящими были люди, обладающие развитым абстрактным, мифологическим и гипнотическим мышлением – шаманы, колдуны, жрецы, знахари, ведуны и ведуньи.

Обладатели развитого абстрактного мышления, как правило, отличаются характерной невнимательностью к себе и своим близким, отвлечённостью от трудовых, семейных и бытовых обязанностей, отрешённостью от реального действительного мира. Они чаще других «витают в облаках» и становятся людьми «не от мира сего». 

Они, как правило, живут в своём личном (виртуальном) мире абстрактных рассуждений, идей и планов, центрированы на себе, хотя и думают обо всех и обо всём.

Характерной особенностью таких людей является их повышенная самооценка, которая отличается от мнения большинства окружающих их людей.

Однако некоторые из людей, обладающих гипнотическими (магическими) формами и методами абстрактного мышления, речи и языка, становятся истинными героями, духовными лидерами, вождями и вожаками, создателями верований и религий.

Таким образом, типичный представитель первобытного человечества данного времени уже обладает способностью мыслить сложными категориями, делать обобщающие выводы и видеть структуры-образы конкретной жизненной ситуации в разных вариантах.

Он или она обладают сильным мыслительным аппаратом, большой мыслительной работоспособностью и способностью увлекаться любимым делом.

Главное, они способны мыслить отвлечённо от реальной фактической обстановки в окружающей среде и мире, планировать и предсказывать свои и чужие действия и поступки. При этом у них сохраняется врождённая (инстинктивная) направленность на удовлетворение своих и прежде всего своих потребностей, желаний и устремлений.

Первобытные люди данного времени (50 000-40 000 до н.э.) больше эгоисты, чем альтруисты. Поэтому они прагматично рассеяны и невнимательны к окружающим, за исключением детей и стариков, родоначальников.

Иногда они, возбуждённые своими или внушёнными фантазиями, уходят в абстрактный (виртуальный) мир грёз, воспоминаний, мифов, мечтаний и отвлечённых рассуждений настолько, что их выводы и суждения становятся ошибочными убеждениями (суевериями, заблуждениями).

Примечательно, что физический и духовный голод, бедствия, страдания и неблагополучие неизбежно и закономерно пробуждают абстрактное мышление, будят фантазию, галлюцинации, мысленные структуры-образы, планы решительных действий, экспериментов и необычных поступков (нестандартных, нетипичных, не привычных). Недаром говорится: «Голь на выдумки хитра».

В процессе познания окружающей среды человек неизбежно и закономерно выбирает из увиденного, услышанного и испытанного самое существенное отвечающее его потребностям.

Перенасыщение зрительной (образной) памяти эйдетическими (фотографическими) впечатлениями и образами приводит к неизбежному отвлечению от несущественных деталей, концентрации на существенных, значимых, символических сторонах, свойствах и связях переживаемых событий и явлений.

В результате формируется отвлечённое от реальности или абстрактное мышление, видение, представление, мнение или абстрагирование – теоретическое обобщение, как результат такого отвлечения от конкретики.

Абстрагирование или обобщённое отвлечённое осмысление происходящего неизбежно приводит к созданию моделей образов-структур, образцам и примерам поведения, оценке такого поведения в сравнении с этими моделями, структурами-образами. Например, мода, стиль поведения, обычай, обряд, ритуал, традиции, понятия, идеи.

Мифологическое, гипнотическое и абстрактное мышление образует множество абстракций, обобщений и образов-структур-моделей. Все они взаимосвязаны и сами становятся материалом для ещё более обобщённых образов-структур и моделей.

В результате возникает иерархия абстракций – совокупность абстрактных понятий, суждений, мнений,  (мировоззрение, философия, идеология), находящихся вместе с их авторами-исполнителями в отношениях системы доминирования.

Примитивной или естественной абстракцией или структурой-образом считается чувственная абстракция – выделение из переживаемого феномена-события чувственных свойств предметов и явлений.

По закону подобия («всё подобно всему») эти свойства сравниваются с другими подобными свойствами подобных известных феноменов-событий и таким образом получают знаковые или символические образы-наименования.

Переход от чувственных свойств предметов и явлений в знаково-символическим (абстрактным) и выделение их нечувственных свойств (предназначение, функции, значимость) порождает абстрактную структуру-образ-наименование-определение-понятие – высшую форму абстрактного мышления.

Абстрактные структуры-образы-определения-понятия возникают при выражении или отражении событий и явлений (феноменов) через отношения между персонажами, предметами и явлениями каких-либо событий и явлений (феноменов).

Вот почему мифологическое и гипнотическое мышление неизбежно и закономерно порождает мифы – чувственные абстракции и абстрактные структуры-образы-определения-понятия.

Многократно повторённые и переданные из поколения в поколение мифологические структуры-образы-определения-понятия превращаются в архетипы, то есть в инстинктивные, врождённые и наследственные структуры-образы-определения-понятия, то есть в «словарь» обычных, типичных и  традиционных структур-образов языка общения.

Выражая и отражая в мифах структуры-образы и архетипы через их связи и отношения, первобытными людьми создаются высшие для данного времени абстракции – отвлечённые и со временем, становящиеся полу-понятными ритуалы, обряды, мистерии, произведения мобильного и изобразительного искусства.

Для современников авторов первых мифов и абстрактных структур-образов-определений-понятий кривые сучки, ветки, цветные раковины, причудливые камни или бесформенные куски глины, кости, клубки шерсти, маски, амулеты, обереги, чуринги становились живыми, одухотворёнными, значимыми, дорогими и ценными абстрактными предметами-обобщениями.

Так дети, например, играют совершенно бесформенной игрушкой, которая в их абстрактном чувственном воображении-мышлении представляется в структуре-образе животного, человека, птицы.

Таким образом, абстрактное, мифологическое и гипнотическое мышление не есть только лишь чувственное мышление, но неразрывно с ним. Мысленный образ-структура может возникнуть абстракцией (обобщением) только исходя из чувственного опыта и осмысления.

Абстрагирование – это мыслительная деятельность по формированию абстрактных структур-образов-моделей на основе выделения из действительности некоторых необходимых для распознавания знаковых элементов и отвлечение их от прочих элементов этой действительности.

Так, например, следы птиц и животных на земле могут помочь представить их конкретный образ (вид, внешность), их поведение, отношения друг с другом, фабулу прошедших событий.

Абстрагирование – прямой путь к созданию знаковой речи, знаковому поведению, символическим отношениям, позволяющим создавать структуры-образы-модели окружающей среды с определённых точек зрения (мнений, суждений, требований, идей).

Абстрагирование – это теоретическое обобщение, которое позволяет выразить или отразить, например, в мифах, основные закономерности исследуемых объектов, событий или явлений (феноменов), изучать и открывать их, а также прогнозировать новые, неизвестные закономерности.

Так, например, по свойствам движения планет Солнечной системы будут открыты «кончиком пера» невидимые, но реально существующие планеты. Так же будут открыты новые химические элементы с предсказанными свойствами.

В качестве элементов абстрагирования выступают структуры-образы-модели человеческого мышления – понятия, суждения, умозаключения, закономерности, законы, гипотезы, теории, формулы и т.д.

Абстрагирование неизбежно и закономерно возникает тогда, когда человеку невозможно выразить, показать и воспроизвести в натуре, например, путь охотников через горы, реки, болота, скалы.

В этом случае он вынужден создавать абстрактные символы гор, волнующейся воды, тропинки следов между знаковыми ориентирами и наконец, место, например, схрон охотничьей добычи, которое уже сейчас (50 000-40 000 до н.э.) может обозначаться на картах-схемах на земле знаком косого креста.

В результате абстрагирования или абстрактного мышления сначала статичные контурные изображения животных и людей будут воспроизводиться в живой и знаковой форме, например, в позе отдыхающего (спящего) животного, бегущего или танцующего человека.

Впоследствии возникнут изображения людей в фантастических масках или в формах, отличных от реального человеческого облика, но имеющие абстрактное символическое значение.

Так первобытные изображения «инопланетян» на самом деле могут быть абстрактными образами конкретных представителей иных тотемов-племён, общин или родов.

Примитивная чувственная абстракция отвлекается от одних свойств предмета или явления и выделяет другие, например, только форму предмета, без внимания на его цвет.

Обобщающая абстракция даёт обобщённую картину (совокупность структур-образов) предмета или явления, отвлечённую от частных отклонений. В результате появляется структура-образ, как выражение общего свойства объектов или явлений (например, формулы в математике).

Идеализация – это замещение реальной действительности абстрактной (идеализированной) структурой-образом-моделью или схемой, лишённой конкретных несущественных недостатков. В результате образуются абстрактные понятия, например, «хороший» и «плохой».

Изолирующая абстракция выделяет и обобщает только ту форму и содержание, на котором сосредоточено внимание.

Конструктивная абстракция – отвлечение от неопределённости границ реальных предметов, событий и явлений и  приведение к их определённости, к сфере действия, к области применения, к определённой схеме, чертежу, формуле и т.д.

Формальная абстракция  - это выделение фактических и неизбежных свойств предмета или явления, без которых они не существуют (например, силуэт, форма или цвет). С помощью формальной абстракции человек познаёт, усваивает знаки и символы, предметы и явления. Этот тип абстрактного мышления прямо ведёт к теоретическому мышлению.

Содержательная абстракция  - это выделение тех свойств предмета или явления, которые сами по себе обладают относительной самостоятельностью (например, клетка организма). Этот тип абстрактного мышления на основе закона подобия («всё подобно всему») развивает способность использовать абстракции в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Абстрактное мышление оперирует абстрактными понятиями «человек», «земля», «дерево», а конкретное мышление – «человек из рода тумба-юмба», «земля за рекой», «дерево дуб» и т.д.

Абстрактное мышление и конкретное мышление составляют единство и борьбу противоположностей интеллектуального мышления и свойственно, возможно, только человеку.

Например, закон подобия («всё подобно всему») является чисто абстрактным, так как в реальности каждый предмет, событие и явление являются конкретными, себе сущими, самостоятельными, состоящими в отношениях взаимосвязи и взаимообусловленности с другими конкретными предметами, событиями и явлениями. Вот эти взаимосвязи и взаимообусловленности имеют силу закономерностей, силу закона.

На основании этого абстрактного Закона подобия («Всё подобно всему») возникнут модели органического единства «макрокосмоса и микрокосмоса», например, подобия между организмом человека и организмом планеты Земля…


Абстрактное мышление человечества (человечеств) возникло одновременно с конкретным мышлением и усиленно развивалось вместе с устной речью и языком общения и благодаря языку человеческого общения, как структуре-системе символьного или знакового общения.


Невозможно абстрактно или конкретно мыслить, не имея определённого языкового знака-симвла, обозначающего нечто абстрактное или конкретное.

Например, в реальной действительности нет ничего абстрактного – всё реально, всё вещественно и материально, а в абстрактной действительности – всё виртуально, воображаемо, представлено в виде и в форме видовых и (или) звуковых структур-образов-определений-понятий.


Таким образом, абстрактное понимание и представление появляется только в мышлении человека в виде обобщающих структур-образов-определений-понятий, то есть моделей реальной действительности.

Вот такой моделью реальной действительности является Словарь первобытных структур-образов-определений-понятий…


Каким был или мог быть Словарь первобытных структур-образов-определений-понятий?

Какие феномены реальной, действительной и фактической окружающей среды и мира, какие феномены реальных, действительных и фактических отношений людей и взаимоотношений человека и окружающей среды и мира мог содержать и абстрактно выражать (толковать) этот Словарь первобытных структур-образов-определений-понятий?

Какие абстрактные (обобщающие) структуры-образы-определения-понятия-толкования были или могли быть в этом Словаре первобытных структур-образов?


Ответ даёт так называемый «список Сводеша» и содержание предыдущих глав «Хронологии» по теме «Первобытная азбука. Звуки и слова».


Научное обоснование и историю возникновения «списка Сводеша» или свода ведомых (известных) человечеству (человечествам) реальных и абстрактных феноменов окружающей среды и мира автор поведал в главе «ХР. 2.7.45.2. Человеческая информация» (далее глава представлена в цитатном изложении).

 

Реальная, действительная, фактическая окружающая среда и мир, то есть объективная реальность и действительность – первобытная информация – стала средой обитания органов чувств, головного мозга и центральной нервной системы человека.

В результате восприятия, осмысления и осознания первобытной информации (информационной окружающей среды) человеческий мозг создал свою субъективную информационную среду – человеческую информацию – мировоззренческую картину мира, структурно-образную или понятийно-смысловую модель окружающего мира.

Так как человеческая информация, мировоззренческая картина мира или понятийная модель окружающего мира формируется в головном мозге человека в виде множества структур-образов и инстинктивных реакций, зафиксированных в оперативной, глубокой, наследственной и генетической памяти, то процесс сравнения (анализа) и выбора варианта ответной реакции (синтеза) в этом множестве структур-образов и инстинктивных реакций является мыслительным процессом, мыслительной деятельностью, мышлением.

Как и животные, люди обладают способностью взаимодействовать с окружающей средой и миром, общаться, передавать друг другу различную информацию: сигналы, знаки, следы, наследство, данные, сведения, опыт, знания и т.д.

В результате такого информационного взаимодействия-общения формируется ещё более обширная и многомерная человеческая информация, общая мировоззренческая картина мира или понятийная модель окружающего мира – сознание (совместное знание), Ноосфера.

Масштабы этого человеческого информационного мира сознания разные – от семейного, родового, общинного, кланового до национального, общенародного и общечеловеческого.

Главное отличие человеческой информации от первобытной информации заключается в том, что человеческое общение или обмен-взаимодействие информацией (следами, знаками, звуками, сигналами, наследством, данными и т.д.) всегда имеет смысловое или целенаправленное значение-содержание.

Человеческая информация не просто совокупность сигналов-данных первобытной информации окружающего мира, но всегда осознанная модель, совокупная структура-образ, картина-действие, постоянно действующий фактический, реальный и действительный фильм-спектакль под названием «жизнь».


Человеческая информация отражается и выражается всегда понятийными, смысловыми и целенаправленными информационными структурами-образами, моделирующими (представляющими) не только объективные сигналы, следы, данные первобытной информации, но и осмысленное смысловое причинно-следственное содержание, взаимосвязи, взаимовлияния, причины, состояния и последствия человеческого поведения.

Поэтому смысл – это целевое понятийное содержание любой формы и вида человеческой информации, любой и каждой структуры-образа (особенно элементарного, первичного, изначального, типичного и архетипического).


Только человек и человечество (человечества) наделены возможностью посредством трудовой творческой деятельности трансформировать первобытную информацию в человеческую информацию и материализовывать её – делать объективной фактической реальностью и действительностью (например, озвучивать в устной речи, песне и музыке, и визуализировать в письменности и в произведениях искусства).

Поэтому в человеческом мире для человеческого поведения имеет важнейшее и определяющее значение не сама по себе информация (следы, наследство, данные, звуки, сигналы, знаки и т.д.), а её понятийно-смысловое содержание (значение).

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что:

человеческое поведение первобытных людей данного времени (50 000-40 000 до н.э.) определяется не только врождёнными инстинктами и естественным образом жизни, но также понятийно-смысловым содержанием мира человеческой информации:

генетической, наследственной и оперативной памятью;
трансферными (благоприобретёнными) инстинктами;
жизненным опытом (примерами) трудовой деятельности;
индивидуальными, групповыми, семейными, общинными и жизненными общественными потребностями;
сознательными отношениями дарообмена (стихийного товарообмена);
структурами-образами примерного воспитания и тренинга (обучения);
традициями, обычаями, обрядовыми и культовыми (культурными) действиями;
шаманскими практиками и ведическим естествознанием;
мифологическим мышлением и мифотворчеством;
половыми, дружескими и семейными отношениями; 
целевыми устремлениями системы отношений группового (общественного, прасоциального) доминирования.


Жизнь и жизнедеятельность первобытных людей данного и последующего времени (50 000-40 000 до н.э.) воистину стала человеческой, цивилизованной, насыщенной человеческой или осмысленной, осознанной и целенаправленной (моделируемой, прогнозируемой, запланированной) информацией.

Так, например, познав свойства мяса и шкур животных, добытых в разные сезонные периоды времени, первобытные охотники осознали пользу и выгоду осенней охоты на сытых и здоровых бизонов, занялись сезонной охотой.

Таким образом, первобытное хозяйство и мир человеческой информации данного и последующего времени (50 000-40 000 до н.э.), вероятнее всего, имеет выраженный сезонный характер, содержание и смысл.

Отсюда неизбежно и естественно первобытные люди создадут (или уже создали) природный сезонный временной «календарь», определили (создали) понятия периодов времени:

«год»,
«месяц»,
«весна»,
«лето»,
«осень»,
«зима»,
«день»,
«ночь» и количество дней/ночей (сутки).

Также, возможно, они уже определили понятия периодов-сезонов жизненного человеческого цикла-возраста:

«младенчество»,
«ребячество»,
«детство»,
«отрочество»,
«юность»,
«молодость»,
«зрелость»,
«старость»,
«дряхлость», а также массу других понятийно-смысловых значений мира человеческой информации.


Вероятно, понятийно-смысловое содержание первобытной половой, семейной, хозяйственно-бытовой и общинно-общественной человеческой информации данного времени (50 000-40 000 до н.э.) ничем не отличается от современной аналогичной (цивилизованной) человеческой информации (и поведения, кстати)…

В этом отношении по закону подобия («всё подобно всему») показателен так называемый «список Сводеша» - исходный набор из 100 структур-образов единообразных смысловых понятий, выраженных во всех известных «живых и мёртвых» языках всех современных народов мира.


Ещё 830 000 лет до н.э., вероятно, архантропы, палеоантропы, питекантропы обладали исходным или базовым набором структур-образов-понятий, отражающих многообразие объектов, событий и явлений окружающей среды и мира их обитания и жизнедеятельности.

Этот исходный набор структур-образов-понятий порождён, прежде всего, естественным (инстинктивным) поведением, бытом и соответствующей хозяйственной деятельностью архантропов-питекантропов, их инстинктивной и осмысленной реакцией на погодные, сезонные и климатические явления, а также результатами взаимодействия архантропов-питекантропов с окружающей средой, друг с другом, с хищниками и объектами охоты и собирательства.

Минимальный набор важнейших структур-образов-понятий данного времени (50 000-40 000 до н.э.) также сохранится в «ядерной лексике» всех будущих языков человечества («100 слов-понятий Сводеша»), в Словаре первобытных структур-образов.
 

Несомненно, качества или воспринимаемые свойства всего и вся, порождённые ощущениями и органами чувств человека (будущие прилагательные), выражаются в таких абстрактных количественных структурах-образах-понятиях, как «размер», «форма» и «количество»:

большой (big),
маленький (small),
длинный (long) или короткий,
круглый (round) или прямой,
полный (full) или пустой.

Структуры-образы «температура» или «влажность» (оценка осязанием) выражаются в понятиях:

тёплый (warm),
холодный (cold),
сухой (dry) или мокрый.

Структура-образ «время» (оценка зрением и разумом) выражается в понятиях:

новый (new),
старый или молодой.

Качественные оценки выражаются структурами-образами-понятиями «цвета» (оценка зрением):

белый (white),
жёлтый (yellow) или коричневый,
зелёный (green) или синий,
красный (red),
чёрный (black) или серый,
 
а также структурами-образами-понятиями «пользы» (оценка физиологическим удовлетворением и разумом):

хороший (good) или плохой.

Эти последние структурно-образные понятия (хороший или плохой) являются универсальными и относятся практически ко всему и вся…
 

Структуры-образы «действия», «поступки» и «деяния» (будущие глаголы) также являются качественными показателями-понятиями.

В мире природы или неодушевлённых предметов классические неандертальцы и классические кроманьонцы, несомненно, знакомы с такими понятиями действия, как:

падать,
лить,
течь,
жечь (burn) и
бить.

В мире живой природы (мире организмов) первобытные люди знают такие действия, как:

видеть (see) или смотреть,
слышать (hear) и нюхать,
пробовать.

В мире своей жизнедеятельности (питание и физиология) общим смыслом действия стали первобытные структуры-образы-понятия:

есть (eat),
кусать (bite),
пить (drink),
спать (sleep),
умирать (die),
рожать (рождать) и
расти (воспитывать).

К таким же первобытным структурам-образам-понятиям относятся универсальные смысловые значения половых отношений, сохранившиеся в современных языках, например, в форме основных нецензурных структур-образов и слов-понятий матерного языка…

(Эти слова-понятия автор не приводит – они всем хорошо известны. Кстати, эти древнейшие смысловые слова-понятия нуждаются в комплексном научном исследовании…)


Смысл действия «движения» и «покоя» в данное время (50 000-40 000 до н.э.), вероятно, выражаются такими базовыми структурами-образами-понятиями, как:

идти (walk) или бегать,
приходить (come),
лететь (fly) или прыгать,
плавать (swim) или ползать,
лежать (lie),
сидеть (sit) и стоять (stand).

В мире общения друг с другом классические неандертальцы и кроманьонцы, несомненно, обладают такими общими для всего человечества структурами-образами-понятиями оценки «взаимодействия» и «взаимоотношений», «помощи» или «борьбы», как:

давать (give) или брать (получать, нести),
убивать (kill) или бить (наказывать, карать).

В мире передачи друг другу опыта, навыков и умений (мышление и общение, тренинг и воспитание) им, вероятно, хорошо знакомы такие структуры-образы-понятия «обмена», «хранения» и «передачи» информации, как:

знать (know) или ведать,
сказать (say) или показать.

Мир существующих реальных и действительных «вещей» и «веществ» (будущие существительные) ведом классическим неандертальцам и кроманьонцам в форме основных структур-образов-понятий:

вода (water),
земля (earth),
камень (stone),
песок (sand),
зола (ash).

Несомненно, им уже хорошо известны структуры-образы-понятия, оценивающие географические «объекты окружающей среды» обитания:

гора (mountain),
родник,
река,
озеро,
путь или дорога (road).

Несомненно, уже давным-давно существуют структуры-образы-понятия, оценивающие природные «небесные объекты» (астрономические):

солнце (sun),
луна (moon) или месяц (фазы луны),
звезда (star),

а также природные «процессы и явления» (феномены):

дождь (rain),
ветер,
гром,
молния,
дым (smoke),
огонь (fire),
облако (cloud).

Качественные оценки «суточных изменений света» неизбежно породили общие для всех структуры-образы-понятия:

ночь (night),
день,
свет,
тьма,
тень.

«Взаимодействие людей с живыми организмами» породили такие общие структуры-образы-понятия, как:

вошь (louse),
муха,
червь,
жук,
дерево (tree) или трава,
птица (bird),
рыба (fish) или  змея,
собака (dog),
мышь,
кошка,
зверь (хищник).

Поиск и добыча растительной пищи неизбежно разделили «части растений» на соответствующие структуры-образы-понятия:

кора (bark),
корень (root) или ствол,
лист (leaf),
семя (seed),
плод или цветок.

Особенно много сохранится в общечеловеческом будущем (современном) языке таких структур-образов-понятий, оценивающих «части тела» животных и человека, как:

волосы (hair) или шерсть,
глаз (eye),
голова (head),
грудь (breast),
живот (belly),
жир (fat),
зуб (tooth),
коготь (claw) или ноготь,
кожа (skin) или шкура,
колено (knee),
кость (bone),
кровь (blood),
мясо (meat),
нога (foot) или лапа,
нос (nose),
перо (feather),
печень (liver) или кишки,
рог (horn),
рот (mouth),
рука (hand),
сердце (heart),
ухо (ear),
хвост (tail),
шея (neck),
язык (tongue) и яйцо (egg).

Несомненно, издревле (примерно с 830 000 до н.э.) имеются общепринятые структуры-образы-понятия «разделения первобытными людьми друг друга на категории»:

женщина (woman),
мужчина (man),
человек (person) или личность,

а также:

ба (баба),
ма (мама) и па (папа).

Причём издревле наиглавнейшим является структура-образ-понятие «ба», «баба», «ба-а-альшая баба» (доминирование старшей женщины и/или старшего мужчины, глав семьи, общины, рода).

Важнейшим и универсальным смысловым понятием, структурами-образами или критериями человеческой оценки-характеристики (то есть отличия и отношения) человека является «имя» (name) или «прозвище» (кличка).

Издревле каждый человеческий индивид имеет своё отличительное знаково-сигнальное имя-прозвище, на которое он отзывается, когда его окликают или кличут, а то и обзывают в шутку или всерьёз.

К общим универсальным для всех будущих исторических языков человечества относятся смысловые структуры-образы-понятия-местоимения (и наречия) количества:

всё и все (all),
кто (who),
много (many) или мало,
мы (we) или вы,
тот (that),
ты (thou) или он,
что (what),
этот (this),
я (I, ja) или «йа», «ай».

Также издревле первобытные люди (питекантропы-архантропы, неандертальцы и кроманьонцы) хорошо знают и ведают первые два элементарных «числительных понятия» – «два» (two) и «один» (one).

Недаром существует такая присказка-выражение численности группы-пары: «Ты, да я, да мы с тобой».

Также, несомненно, первобытные люди издревле используют такие структуры-образы, частицы и союзы вспомогательной лексики, как: «нет» (not), «да», «и», «или».

Как звучат эти слова-понятия на протобашенном праяязыке «Турит» (языках, наречиях) первобытных людей, классических неандертальцев и кроманьонцев данного времени (50 000-40 000 до н.э.) нам неизвестно и вряд ли когда-нибудь станет известно.

Однако, несомненно, такие смысловые структуры-образы-понятия мира человеческой информации в данное время существуют и выражаются они в звуковой форме звуками устной речи и фонемами звукового языка человеческого общения.

Причём, как мы увидели в предыдущих главах «Хронологии» каждый звук-фонема первобытной речи и языка обладает своей типичной, архетипической и традиционной структурой-образом-понятием.


Таким образом, из смысловых структур-образов-понятий базовой человеческой информации (смотри список Сводеша) складывается Словарь первобытных структур-образов-определений-понятий заложенных первобытными людьми в звуках-фонемах устной речи и звукового языка общения.


Инстинктивно, наследственно и путём благоприобретения, ведически (опытным путём) открывая-создавая, зная-ведая смысл, содержание и значение отдельных звуков-фонем устной речи и языка человеческого общения, первобытные люди могли и комбинировали звуки-фонемы, составляя определённые звукосочетания, слоги и слова, фразы, высказывания и предложения, соответствующие всё более сложным (составным) структурам-образам-понятиям природной и человеческой жизнедеятельности, творили мир человеческой информации.

Таким образом, каждый звук-фонема, каждая и любая интонация, нюанс, произношение, акцент в произношении, чёткое, шутливое или намеренно искажённое произношение звуков-фонем имеет свой смысл, содержание и значение в каждом или любом слове-лексеме.


Перед тем, как поведать о законах, закономерностях, технике и технологии первобытного словообразования соответствующих структур-образов-слов-понятий, автор представляет Словарь первобытных структур-образов звуков-фонем общечеловеческого первобытного алфавита (первобытной азбуки).

Естественно, это может быть только гипотетическая модель реально существующего когда-то общечеловеческого Словаря первобытных структур-образов…

(Подробное научное обоснование структур-образов-понятий-значений звуков-фонем первобытного алфавита смотрите в предыдущих главах «Хронологии»).


А, а - общепринятый символ первенства, первости, единичности, изначальности, наименьшего предела, разовости, перворазрядности, первородности, исключительности. Изначальная структура-образ фонемы-лексемы «А, а»: Аз, ас, совершенный человек, один, един, начало всему сущему, Азъ есмь – Я есть, Я существую. Синонимы союза «а» в языках человеческого общения: но, и, между тем, однако, затем, тогда.

Б, б - изначальная структура-образ фонемы-лексемы «Б, б»: ба (бабушка), баба (женщина-мать, замужняя женщина), бабка (пожилая женщина), бах!, бух! (удар, падение, шлепок), бабах!, бубух! (сильный взрыв, гром с молнией, затрещина с искрами из глаз), бука, бяка (обида, обидчивость), божество, бог, боги. Самые распространённые знаково-символические формы применения фонемы-звука «б» в речи: ба, бу, бы, бо. «Ба» - возглас радости, удивления, укоризны. «Бу» - возглас обиды, лёгкой угрозы, бодания. «Бы» - возглас досады, надежды, хотения. «Бо» - да, же, ибо, ну, потому что, или, конечно, ведь, как раз, и, так как, воистину, словно, палка-посох, титул, имя, язык.

В, в - изначальное значение, предназначение и функция звука-фонемы «в» - обозначать «движение чего-либо внутрь» и «нахождение чего-либо внутри чего-то». Старославянское или древнерусское использование фонемы-лексемы «в» вместе с «твёрдым знаком» и другими звуками – въ, въ-, вън, във, вов, вох, что родственно по произношению очень распространённой древней фонеме-лексеме «ин» (in) – «вин» (vъn). Кстати, лексема-слово «вън» - «vъn» или «въ» (ви) – это исходная форма русского слова-понятия «вы», «вин» – «этот», «вон тот»… Вот почему изначальное первобытное значение-смысл структуры-образа звука-фонемы-лексемы «в» - введение, ведение, ведание, понимание, вникание.

Г, г - со времён старославянского языка фонема-лексема «г» имеет собственное смысловое наименование-название-имя – «глаголи» или «глаголь», что означает «глас», «голос», «голосить», «гоготать», «глаголить» (говорить словами), «говорить», причём постоянно, плавно или бурно, как текучая реченька-вода, гогот или хохот. Вообще, способность говорить, отвечать, издавать звуки для всех времён и народов является приметой жизни, здоровья (в том числе психического), приметой отличия мёртвого от живого. Вот почему «глас», «голос», «слог», «сложение», «логос» являются признаками разумности, соображения, отзывчивости, адекватности, здравия, здравости, здоровья, жизни, жизнедеятельности.

Д, д -  совершенно не случайно, а естественно и закономерно звук-фонема «Д, д» получила в старославянском и староцерковнославянском праязыках значение, смысл и наименование «добро», «всё сущее». Потому что добро, как материальная и нравственная категория общечеловеческого мировоззрения, действительно является «всем сущим», всем существующим, живущим, действующим. Например, «Да» - это «добро азъ есмь» - «добро я есть» - «Я есть добро» - «Я добрый» - «Я даю добро» - «Я согласен».

Е, е - древняя форма голосового согласия, признания и утверждения «йе», из которой произошла не менее знаменитая лексема-слово «Йес!» (англ. Yes – да), в кириллических языках означает «есть» - «У меня всё е (йе)» или «У меня всё есть». Одна из форм почти самостоятельного существования полу- звука, полу- интонации «е» - это фонема-лексема «сё» или «се» со значением «всё» и «это»: «Сё злое да се против нас!». Таким образом, первобытное смысловое значение гласной связующей звуковой интонации «е» – есть, это, все (всё), связующий образ, соединение, единение, энергия взаимодействия.

Ё, ё - звук «ё» («йо»), несомненно, древний, но как буква «Ё, ё» - современный. Поэтому значение «Ё, ё» определяется характером использования, составом структур-образов-слов-понятий, в которых звук-буква «Ё, ё» является знаменательной, значимой, уникальной. Вот почему звук-буква «Ё, ё» символизирует бытие, жизнестойкость, развитие и бессмертие (речи и языка), приобретает смысл структуры-образа-понятия «есьм» - существую.

Ж, ж – в старославянском и церковнославянском языках буква «Ж» имеет собственное наименование – «живъте», живете, живите, жити, житие. Главная структура-образ живота-живете – это место зарождения и вынашивания новой жизни. Таким образом, мужской и женские животы – это место зарождения жизни, вынашивания и выращивания жизни, место рождения жизни. Вот почему «живот-живете» – это жизнь…

З, з - буква «З, з» называется «зэ», но издревле в старославянском и церковнославянском языке-алфавите имеет собственное символически-знаковое наименование – «земля». Вместе со знаками-символами: «точка» (.), «вертикальная чёрточка-палочка» (I), «горизонтальная чёрточка-тире» (-), «прямой и косой крест или перекрещённые чёрточки (+) или (х)» и «горизонтальный зигзаг (м)» - знак-символ «вертикальный зигзаг (Z)» является одним из изначальных, первородных, древнейших, первобытных знаков-символов, выражающих определённые структуры-образы. Вот почему структуры-образы звуков-знаков «з» (земля, округлая и мягкая материнская грудь, сосцы женской груди) и «z» (зело, змея, зло, резная руна, знак Зорро) соседствуют и перекликаются в старославянских и старо- церковных книгах (печатные книги Ивана Фёдорова). Вот почему, вероятно, одно из первых звукосочетаний с использованием звука-фонемы «з» - это слово-лексема-структура-образ (корень) – зри. Вероятное первоначальное (первобытное) значение звука-символа-структуры-образа звука «з» - звук, звон, зло, зело, очень, сверх, земля, забота.

И, и - это всегда знак-символ множественности, многочисленности, какого-либо множественного числа (больше двух), структура-образ понятия «много», например: нож – ножи, клинок – клинки, носок – носки, гудок – гудки, моток – мотки, песок – пески, комок – комки. Звук «и» изначально обозначал структуру-образ понятия «и-Я», а изначальное первобытное начертание любого человека или группы людей – это вертикальная или вертикальные чёрточки. В старославянской и церковнославянской речи и азбуках буква «И, и» имеет собственное наименование «иже» - «который», «которые». Основное значение звука «и» и буквы «И, и» - это выполнять функцию союза, связи, соединения. Союз или частица «И» используется, прежде всего, для соединения и придания смысла словам, «вязи слов» - предложениям, выражениям, фразам, речам, текстам, мыслям, идеям и т.д. Вот почему у звука-буквы-союза «И. и» много дополнительных смысловых значений-синонимов: «также», «даже», «что ты», «да ну», «ещё», «так далее», «потому», «поэтому», «следовательно», «вот», «всё же», «всё-таки», «однако», «тем не менее», «вдруг», «обычно», «хотя», «а», «да», «так», «только», «тогда», «теперь», «наконец», «так что», «соответственно», «это», «вот это-то», «почему», «почему-то», «тоже», «также», «а также», «даже», «равно», «равным образом». Вероятное первоначальное (первобытное) значение звука-символа-структуры-образа звука «и» - это союз, единство, сила объединения, равенство, равновесие, равноправие.

Й, й - очень древний, вероятно один из самых первобытных звуков на земле, потому что он входит в звукосочетание-фонему-возглас «Ай!», «Ой!» и фонему-лексему «Дай!». Вероятное первоначальное (первобытное) значение звука-символа звука «й» - это структура-образ максимальной краткости, практически мгновения, концентрации, сжатости и зажатости почти в точку, символ нюанса. Нюанс (франц. nuance - ню анс, праиндоевр. *sneudh- «туман» ) – это "незначительное различие в однородных свойствах чего либо, оттенок, мелкая подробность чего-либо, едва заметный переход от одного к другому".

К, к – «како», «как-как?», в единой общечеловеческой структуре-системе первобытной речи существовала структура-образ понятия «отношение или отнесение чего-то к чему-либо». Древнее, изначальное и первобытное значение звука «к» - это объединение чего-то с чем-то, кого-то с кем-то или чего-то с кем-то.

Л, л – «люди», глубинный смысл и содержание, то есть структура-образ этого древнего звука-фонемы-лексемы «ля-ля» - это значит петь, говорить, болтать человеческим языком, которым «лялякают» люди. Значение структуры-образа звука-буквы «Л, л» - это не только «люди», но «по (на) поверхности», «расстояние», «длина», «наполненность», «объём».

М, м - мудрые люди назвали «мыслете», придав ему значение структур-образов-понятий «рождение», «мышление», «мудрость». Характерно, что все эти общечеловеческие звуки-возгласы с основой звука «м» связаны с мыслительной деятельностью (затруднение в речи, глубокомысленное «гмыканье» и легкомысленное «хмыканье»).

Н, н - первобытное значение звука-фонемы «н», вероятнее всего, совпадает с изначальной структурой-образом простейшего действия – отдачи, передачи, отдавания, согласия («На!») и одновременно «зеркального» простейшего действия – отрицания, несогласия, неотдавания («Не!», «Неть!», «Нет!»). В любом случае звук «н» является союзным звуком, выражающим определённые конкретные отношения между кем-либо, то есть является структурой-образом наших отношений, нашего всего то, что нас связывает. Вот почему даже форма-вид буквы «Н, н», состоящая из двух чёрточек-палочек-людей, связанных одним пояском-поясом, доказательно подтверждает её значение - «наш», «наше всё», «всё известное» (о нас).

О, о - как и звук «а», является изначальным, естественным, первородным, первобытным. Звук «о» произносится всеми людьми на Земле практически одинаково и, несомненно, возник из естественного восклицания удивления и узнавания – «О!» («Он», «Они!», «Вон он!», «Вон они!»). Особенность общечеловеческого звука-буквы «о» взаимодействовать и образовывать фонемы-лексемы-слова-понятия практически со всеми звуками человеческой речи, почти со всеми буквами различных алфавитов. Вот почему, используя одни только возгласы с участием звуков «а» и «о» в разных интонациях и с соответствующей мимикой, можно с успехом общаться с любыми людьми, любых рас, народов, наций и весей.

П, п - выражает и отражает структуры-образы бытовых, хозяйственных, трудовых, семейных и общественных отношений. Это звук простого человеческого быта, жизни, жизнедеятельности, причём мирной, спокойной, покойной. Современный вид славяно-русская буква «П, п» получила из-за своего наименования «покой» - постой, помещение, покрытие, покрышка, защита. Значения буквы «П, п» - покой и защита совпадают по смыслу, структуре и образу со словами-понятиями: «папа», «пан», «пасти», «пастух», «пахан», «папаха», «панама», «паутина», «поп», «попа», «пояс», «пушка», «лапа», «половник» (и множество других слов). В старославянском языке звук «п» означал «покой» (спокойствие, мир, отдых), а в церковнославянском языке ещё и «умиротворение», «кончину», «память». Вот почему с буквы «П, п» начинаются наименования таких структур-образов-объектов как, попона, покрышка, покров, пелена, плащаница.

Р, р. - несомненно, был одним из первых звуков окружающей среды и мира, который первобытные люди слушали, ощущали, воспринимали либо с тревогой и ужасом, либо с весельем и радостью. Вот почему, вероятнее всего, первоначальным способом произнесения человеком звука «р» было некое «рычание» («р-р-р»), подражание хищному зверю, вожаку, вождю, начальнику. Рычание, рык, уверенный, громкий и даже грозный звук «р» изначально связывался со структурами-образами-понятиями верховенства, доминирования, силы, власти, угрозы, победы, радости. Не случайно наиболее распространённой формой произнесения звука-фонемы «р» является лексема-слово, сложенное из двух звуков «р» и «а» - ра. Зная изначальное первобытное значение звука «а», как выражение структуры-образа «Я» (аз есмь, я есть) и общепонятного звука рычания «р-р-р», можно предположить, что их согласие, соединение, сложение могло обозначать структуру-образ «победителя», «создателя», «героя», «демиурга», «бога» - Ра. Вот почему создатели старославянского и церковнославянского языков назвали звук-букву «Р, р» собственным именем-наименованием-прозвищем – «рцы». Рцы – это не просто звукосочетание или слог-фонема-лексема, а многосложная звуковая структура-образ системы позиционирования человека в окружающей среде и мире, его роли, его правового статуса разумного, то есть говорящего человека. Поэтому слог-фонему-слово-лексему «ра» можно воспринимать как структуру-образ говорящего человека-творца, то есть творящего авторитетным, громким, рыкающим, командным голосом-словом-речью обстановку и ситуацию в окружающей среде и мире (творящего мир). Вот почему остаётся универсальным понятием и общепринятой структурой-образом символическое и знаковое значение звука-буквы «Р, р» как речи (рецы), вибрации, соединения земного (бытового, человеческого) и небесным (идеальным, божественным).

С, с – в старославянской и церковнославянской азбуках звук-буква «С, с» имеет собственное наименование-название, отражающее его/её изначальное значение – «слово». Вообще звук «с» - это не просто символ согласия, согласования, соответствия, совместности, но и подобия. Например, в слове-лексеме «сбор» звук «с» звучит как «з», в слове «сгнить» - «згнить», а в слове «сшить» - «шшить». Звук-буква «С, с» объединяет различные лексемы-слова, придаёт им смысл взаимоотношений, устанавливает их взаимосвязь. Вот почему звук «с» в совокупности с логическим мышлением, дававшим всем и всему свои имена, названия и прозвища (знаменательные слова), породили структуру-образ «слога» - соединение (сплав) голоса с мышлением и основу языка общения - речи. Таким образом, значение и смысл звука-буквы «с» - это звуковая материализация мысли, слово речи – устного языка общения, «се» (это).

Т, т - возможно, звуковые детские игры привели к возникновению следующих устойчивых звуковых комбинаций-слогов, осознанных и обозначенных соответствующим смыслом-значением: «та», «тата», «то», «это», «ту», «тут», «ты», «тык», «тыч» и т.д. Даже внешне звук и буква «Т, т», которые неизменны по звучанию, форме и виду практически во всех славянских, кириллических и неславянских алфавитах, является выражением понятия «твёрдо», «твёрдость», «тотем», «тот», родовой столб, на котором держится всё. Вот почему звук-буква «Т, т» в старославянском и церковнославянском языках собственное наименование «тврьдо» или «твердо», что означает «твёрдое, крепкое, неприступное, укреплённое, надёжное, мужественное, непоколебимое, неотступное» (Википедия). К этому определению исторической знаменательности и значимости звука-буквы «Т, т» следует добавить, что её смысловое значение в структурах-образах – «утверждения свыше», «уверенности и твёрдости», «устоев традиции», которые проявляются и демонстрируются в общечеловеческой структуре-системе человеческой речи и языках общения.

У, у - практически единственный звук (естественно, кроме шумов, визгов, криков, рёва и ора), который могут специально произносить человекообразные обезьяны, это звук языка обезьян. Учёные ведическим, то есть экспериментальным путём открыли – звук «у» на языке обезьян означает «наивысшее удовлетворение, удовольствие, радость, сытость, корм, еду, комфорт, приятное ощущение, дружелюбие, признание». Причём в таких случаях обезьяны произносят звук «у» однотонно, полноценно, певуче, как звук флейты. Таким образом, структура-образ, смысл и значение естественного звука «у» древнейшего языка животных и обезьян - это, несомненно, - «зов», «послание», «чувственность», «устои» (традиций). Протяжный звук «у-у-у» всегда означал символ чего-либо значимого, значительного, выдающегося, умного и разумного: «У-у-у! Это что-то!». Вот почему, вероятно, издревле в старославянском и церковнославянском языках звук-буква «У, у» имеет собственное наименование «ум», «учение», «научение», «наука».

Ф, ф - в старославянском и церковнославянском алфавитах назывался соответственно «фрътъ» и «фертъ». в древнеславянском языке не было звука и буквы «Ф, ф», вместо звука «ф» праславяне произносили сдвоенные звуки «кв» или «хв», например, как в слове «охвицер» (офицер). Только к началу XVII века н.э. звуки «кв» и «хв» перешли в звук «ф» и были приняты в обыденную естественную культурную разговорную речь русского народа. Более того, звук и буква «Ф, ф» в речи и письме стали признаками культурности, цивилизованности, современности. Старославянское название буквы «Ф» - «ферт», скорее всего, звучало ранее как слово-лексема «хверт» и имело определённую структуру-образ некоего человека с горделивой осанкой, стоящего ровно подбочась обеими руками в виде буквы «Ф». Такая поза очень характерна для независимого, самоуверенного, набыченного возбуждённого человека. Вот почему старославянское слово-понятие «ферт» означает, как правило, горделивого, независимого,  самоуверенного, самолюбивого, самодовольного и надменного человека-щёголя, задиру-хулигана, молодца и ухаря, высокомерного модника. Таким образом, общечеловеческое значение звука-буквы «Ф, ф» - это ферт, гордость, воля, свобода, современность, флирт, фронда, дерзость, бунтарство.

Х, х - самый естественный, понятный  и непротиворечивый звук, который могли и могут произносить все люди на Земле. Звук «х» изначально является словообразующим звуком, без которого невозможен образ понятия (субъекта, объекта, события, явления, процесса, феномена), а также теряется смысл структуры-образа. В глубокой старине в старославянском и церковнославянском алфавитах звук-буква «Х, х» имеет собственное наименование «хъръ» («хер»). форма буквы «Х, х» является символическим изображением человека с раскинутыми в стороны руками и ногами и это положение тела человека совершенно естественное, привычное, обычное, традиционное. Характерно традиционное (очень древнее) отношение к форме звука-буквы «Х, х» - косой крест. Косым крестом, как правило, на схемах и картах традиционно обозначают места схронов, тайников, места встреч, перекрестие троп и дорог, место нахождения чего-либо. Косым пересечением чёрточек-палок-мечей-шпаг, как правило, изображают битвы, дуэли, стычки, бои. «Косой крест» - это традиционное символическое изображение сильных эмоций, чувств, радости, страданий, распятия. Вот почему косой крест – это всегда универсальный знак какого-либо «скрытия» или «закрытия». Вот почему старинное название звука «х», как символа чего-либо сакрально скрытого, тайного, спрятанного от чужих глаз, вошло в структуру-образ-слово-понятие «похерить» - уничтожать, скрывать, отмечать что-нибудь, уничтожать или отмечать что-нибудь… изображением креста или хера, перечёркивать, зачёркивать». По закону подобия («всё подобно всему») звук «х» в структуре-системе устной речи и языка общения выполняет ту же роль и имеет то же значение, что буква «Х, х» в письменности, в системе знаков-символов, то есть: «место сосредоточения», «пересечение путей следования», «место сокрытия», «тайное место», «тайна», «скрытие», «закрытие», «страдание», и одновременно, «раскрытие», «распахнутость», «обнажённость», «открытие», «указание». Таким образом, звук-буква «Х, х» изначально имеет первобытное общечеловеческое значение-структуру-образ места (точки) соединения всего и вся, хорошего и плохого, тайного и открытого, нужного и ненужного. Вот почему знак-буква «Х, х» - это символ «равновесного существования противоположностей», «преумножения всего и вся», «место преткновения», «точка превращения одного в другое».

Ц, ц - краткий цокающий или чмокающий звук языком люди иногда производят, чтобы показать свою досаду, недовольство, нетерпение, несогласие. Звук-буква «Ц, ц» (как и некоторые другие звуки-буквы) – это генетическое врождённое инстинктивное наследие наших пра- пра- предков, самых дальних первобытных времён, в том числе и данного времени (50 000-40 000 до н.э.). В старославянском и церковнославянском алфавитах звук-буква «Ц, ц» имеет собственное наименование «ци» и «цы». Возможно, первоисточник в древнерусском союзе «ци» («разве», «или», «верно ли, что»), что соответствует современному украинскому «чи». Однако, вероятнее всего стародавнее название звука-буквы «Ц, ц» произошло от разговорного союза «се», «тсе», «цэ» («это», «вот»), например, «От це гарно!» («Вот это хорошо!», «Вот это да!», «Ну и ну!»). Кстати, фонема-лексема «се», «тсе», «це», «цэ» ещё праиндоевропейского происхождения. Звук-буква «Ц, ц» также является смыслообразующим звуком. Звук «ц», несомненно, очень древний и одновременно – молодой. Творческая применимость изначальных звуков в современном языке человеческого общения и в разговорной речи является признаком их традиционной преемственной естественности, граничащей с наследственной инстинктивностью. Таким образом, звук-буква «Ц, ц» изначально (с момента первобытного возникновения) означала структуры-образы-понятия «центрирования», «сосредоточения внимания» на чём-либо или на ком-либо, имела значения «концентрации» чего-либо («энергия Ци»), «целостности», «высшего властного структурно-системного определения» («царь», «царица», «цаца», «Цыц!»).

Ч, ч - звук «ч» практически во всех человеческих языках сочетается со многими другими звуками, участвует в словообразовании множества звуковых и смысловых структур-образов, слов-понятий, что подтверждает её древнюю изначальность, первобытность. Вот почему звук-буква «ч» первобытная, изначальная, связанная с духовностью, с душой, с вместилищем духа-души, с пограничным или граничным состоянием между материальной реальной и духовной виртуальной жизнью. Вот почему со звука-буквы «ч» начинаются «чудесные» и «чудные» слова-понятия, структуры-образы своих и чужих, разграничения, ограждения и острожной защитной отчуждённости. Вот почему звук-буква «ч» - это символ материальной и духовной границы, черты, рубежа, межи и духа, защищающего эту межу, границу и рубеж. Вот почему старославянское, а вероятнее всего, первобытное, изначальное наименование звука-буквы «ч» - «чьрвь» - означает красную как кровь границу между жизнью и смертью, между явным и тайным, открытым и сокрытым, материальным и духовным.

Ш, ш - самый обычный, привычный и традиционный образ-структура звука «ш» - это шум. Любой шум, но прежде всего, шум ветра. Поэтому изначально общечеловеческий звук «ш» - это источник звукового шума и структура-образ-знак-сигнал шума, любого шума. Современное название звука-буквы «Ш, ш» («ша») сохранилось со времён возникновения старославянского и церковнославянского алфавитов, причём современная наука пока не может однозначно и доказательно установить первоисточник и смысл этого названия – «ша». «Ша» и всё. Возможно, название «ша» настолько древнее, обычное, привычное и потому малозаметное, что прочно вошло в традицию, понятную и близкую всем. Возможно, «ша» наиболее простое и первое соединение-объединение двух звуков первобытного алфавита. Звук «шшш» - это требование тишины, звуковой символ тишины, призыв к тишине, к спокойствию, успокоению и сдержанности, к молчанию, которое, как известно, - золото. Поэтому звук «ш» («ша») является символом-синонимом структур-образов-понятий и имеет значение: тишины, объёмного распространения, умножения эффектов существования и жизнедеятельности всего и вся.

Щ, щ – в древнеславянской разговорной речи употребляется как двойное «ш» («шш»), в древнейших текстах пишется как «Щ, щ», но с хвостиком в центре или как «шт». Звук «щ» является «изобретением» человека, человеческого ума-разума и сохраняется только в человеческой памяти-сознании. Наличие в древнеславянских языках звука «щ» и его участие в образовании звуковых структур-образов-слов-понятий «жгучего щипания», возможно, свидетельствует об изначальной древности (первобытности) восприятия этого характерного звука первопредками славян. Звук «щ» переходный, перетекающий, созвучный с другими звуками и часто используется как уподобление созвучиям «сч» и «зч» и перехода их в звук «щ», например: счёт – сщёт, счастье – сщастье, исчез – исщез. Таким образом, произношение и написание звукосочетаний «ща/щя», «що/щё», «щу/щю», «щи/щы», «ще/щэ» в русском языке является творческим, доисторическим, истинно традиционным, первоначальным (этимологическим) и сейчас регулируется только общепринятыми формальными правилами грамматики (синтаксиса).

Ъ, ъ – звука «ъ» не существует, а буква «Ъ, ъ» - есть. Твёрдый знак «Ъ, ъ» - это элемент краткой твёрдости в словотворении, в сотворении смысла, содержания, понятия, структуры-образа, слова-логоса. Вероятно, многие видели, а многие знают, как сворачивается, скукоживается, съёживается ёж. По закону подобия (всё подобно всему) точно так же съёживается в нужный момент любой звук, чтобы придать лексеме-слову определённый смысл, содержание, структуру-образ. Таким образом, не новый или иной звук, а только манера, способ и техника произношения звука в корне меняет смысл, содержание и даже форму структур-образов, слов-лексем, слов-понятий. Вот почему «ъ» или «твёрдый знак» - это не звук, а знак-символ максимальной краткости звука. Возможно, сверхкраткий, то есть редуцированный (клацающий, щёлкающий) гласный звук-звучок «ъ» существовал в древнеславянском или в ещё более ранних праязыках. Возможно, клацающие, щёлкающие звуки-кликсы типа «ъ» (твёрдый знак) и «ь» (мягкий знак) есть наследие древнейших праязыков, таких, как койсанские языки южноафриканских народов (къхонг, къган-къне). Только болгарский язык сохранил звук «ъ» вместе с его обозначением «Ъ» («ер голям»), например: «Съвременната българска азбука» (болгарский звук «ъ» звучит как нечто среднее между «ы» и «э»). Таким образов, проявляется значение знака-звучка "ъ" как элемента краткой твёрдости в словотворении, в сотворении смысла, содержания, понятия, структуры-образа слова-логоса.

Ы, ы - смысловое значение звука «ы» устной речи в соединении звуков в одно смысловое содержательное единство, в едином соединении, единство соединения. В церковнославянском алфавите звук-буквы «ы» имеет собственное название «еры», а в старославянском – «;ры» (иэры). Дело в том, что в звучании звука «ы» присутствуют и краткость-твёрдость «ъ» и мягкость-длительность «и». Кстати, обозначаемый буквой «ы» гласный звук «;» был ещё в праязыке славян. Вероятно, одно из предназначений звука-буквы «ы» в устной речи и в языке человеческого общения - это придавать чему-либо множественное значение.

Ь, ь - если твёрдый знак «Ъ, ъ» практически «съедает» часть рядом стоящей буквы, то мягкий знак «Ь, ь» её точно так же сильно смягчает. Вот почему мягкий знак «Ь, ь» не просто способ изменения или произнесения звука-буквы, но и смыслообразующий звук-звучок, звуковой оттенок, нюанс, то есть якобы незначительное отличие звукопроизношения. Вероятнее всего, название «ерь» возникло из структуры-образа «не Р», то есть «мягкий знак – это вам не буква «Р». Мягкий знак только укорачивает и смягчает звуки-буквы, но сам по себе не является начальным звуком и буквой каких-либо слов. Несомненно, смягчение и наоборот, утверждение звуков устной речи применялось первобытными людьми изначально, с первых мгновений формирования языка человеческого общения, потому что само понятие «смягчение» или «утверждение» соответствует естественному инстинктивному фактическому и действительному поведению человека, да и любого иного живого существа. Поэтому нюансы (оттенки, различия) произношения так же, как отличия разнохарактерного поведения практически старше устной речи, старше и даже древнее самого раннего протобашенного праязыка «Турит» (любого праязыка). Вот почему твёрдый знак «ъ» и мягкий знак «ь» являются более древними по происхождению, чем сами звуки устной речи или буквы любой пра- письменности. Несомненно, среди первородных и первобытных структур-образов-слов-понятий особо выделяется лексема-слово-понятие «мать», с которым органично и логично связны структуры-образы-слова-понятия – «милость», «мягкость», «любовь». Таким образом, проявляется общее значение знака-звучка «ь» как краткого смыслообразующего естественного смягчения чего-либо и только от пользователя знака-звучка «ь» зависит – «быть или не быть».

Э, э - звук «ээээ» непроизвольно возникает практически у любого и каждого человека, который затрудняется подобрать нужное слово для выражения своей мысли, хотения или желания. Возможно, поэтому общепринято считать непроизвольное человеческое «блэээяние» или «мэээканье» признаком не очень умного поведения. Вероятно, изначально, то есть с самых древнейших времён возник общечеловеческий клик-оклик «Эй!». Клик-клич-оклик «Эй!» это естественное развитие простейших общечеловеческих звукосочетаний: «Ай!», «Ей!», «Ой!» и «Уй!». Звукосочетание «эх» («Эх!») тоже, вероятно, одно из самых древних, распространённых и понятных практически всем и каждому без перевода. Богатство и разнообразие случаев применения возгласа «Эх!» в устной речи и в человеческих отношениях доказательно свидетельствует о широком распространении соответствующих структур-образов жизненных ситуаций и феноменов, богатой и долгой истории этих отношений – жизненного опыта. Структурами-образами-синонимами слову-лексеме «эхо» являются слова-понятия: отзвук, отклик, отражение; антонимом – тишина, гиперонимами – звук, явление, феномен. Кстати, считается что слово «эхо» произошло от древне-греческого слова-понятия «;;;» - «отзвук» или от праиндоевропейского «*wagh» (Увах!, Вах!) - «звучать». Суммируя структуры-образы, понятия. Слова-лексемы и формы выражения-представления-использования звука-буквы «Э, э» в устной речи и в языке человеческого общения, можно предположить, что значение звука-буквы «Э, э» связано с той жизненной эмоциональной энергией, которая в них заключена, они придают речи и языку движение, преобразование, обращают речь и язык в прошлое, к истокам, в инстинктивно-первобытное состояние. Вот почему значение звука-буквы «Э, э» (в том числе беспомощно-глубокомысленного "э-э-э") – это «обращение к прошлому» (опыту, знанию, памяти), «эмоция», «энергия», «экология». 

Ю, ю - звук «ю» произносится всеми людьми в Ойкумене (обитаемом мире) практически одинаково. Как говорится: «Ю» и в Африке «ю». вук «ю» гласный и во всех человеческих языках служит для звукового обозначения мягкости начальных согласных звуков фонем-звукосочетаний и лексем-слов. Звук «ю» фактически сам по себе имеет несколько вариантов произношения, в том числе сдвоенное звучание оттенков двух звуков «й» и «у»: «ю» - «йу». Нетрудно заметить, что звук «йу» является обратным звукосочетанию-восклицанию «Уй!». Возможно, звук «йу» или «ю» возник из естественного общечеловеческого первобытного восклицания: «Уй, йо!» или «Уй, ё! (моё)». При произнесении звука «ю» язык, сложенный в виде желоба-трубочки, делает краткое и мягкое толкающее движение, как бы выталкивая воздух-голос изо рта. Причём начальная часть звука «ю» очень похожа на звук «й», а конечная часть звука «ю» - звучит как «у». Вот почему звук «ю» называют «двугласным». Звук «ю» голосовой, его можно произнести кратко (тюк), коротко (клюв), длительно (люди) и даже можно пропеть (лютики-цветочки). Старое, стародавнее название звука-буквы «Ю, ю» такое же, как сейчас – «ю». Таким образом, звук-буква «Ю, ю» является древней, многозначной, связующий и, самое главное, смягчающей слово-лексему-структур-образ. Звук- «ю» привносит в структуры-образы некоторую мягкую смешливость, усмешку, весёлость, юмор, шутку. Недаром слово-понятие-структура-образ «юмор» начинается на звук-букву «Ю, ю». Таким образом, значение звука-буквы «Ю. ю» в структурах-образах, в лексемах-словах-понятиях – это смягчение и мягкое движение рядом с чем-либо целостным, зримым, вещественным, значимым, юмор, шутка, смешливость, баловство юности.

Я, я - звук «я», как и звук «а» не требует перевода, так как изначально, с момента его появления в среде первобытных людей это краткое звукосочетание двух звуков «й» (j) и «а» (a) обозначало непосредственно человека, его собственную личность, индивидуальность, фактическую явную данность присутствия и существования. Звук «я» или звукосочетание «йа» (ja) существует практически во всех известных (живых), устаревших, бывших и так называемых «мёртвых» языках, во всех существующих структурах-системах устной речи. Звук «Я!» (йа, ja)- это озвучивание присутствия человека, его наличия, выражение согласия со своим присутствием-участием в каком-либо событии, факте, действии, поэтому возглас «Я!», - это ещё и знак согласия, утверждения, утвердительного ответа, подтверждения. Кроме этого, звук «я» внутреннего голоса или внутренней (мысленной) речи – это самосознание человеком своей самости, данности, сути, существования, своего «эго». Вот почему общепринятым и естественным считается значение и наименование звука «я»: «Я» (с большой буквы), «аз», «мы» (mi), «Аз многогрешный». Звук «я» неизменяем во всех вариантах произношения, во всех и любых словах всех языков всех рас, народов, наций и этносов по всей Ойкумене (обитаемому миру). Большое количество вариантов произношения и наименования звука-буквы «Я, я» в разных языках, доказательно свидетельствует об её изначальности в общечеловеческом протобашенном праязыке «Турит», о её признании и широчайшем использовании в структурах-системах-алфавитах устной речи и языков общения разных народов и весей, разделённых во времени и пространстве. Главное в том, что звук-буква «Я, я» (йа, ja) повсюду используется практически одинаково «для обозначения говорящим самого себя». Таким образом, естественно и закономерно звук-буква «Я, я» стала для всего человечества единой структурой-образом-понятием центра самосознания человека, центра окружающей среды и мира, центром картины мира, центром мировоззрения, символом центра всего и вся, центром «точки зрения». По закону подобия (Всё подобно всему) звук-буква «Я, я», как и человек, согласуется-адаптируется практически со всеми звуками-буквами алфавита любого первобытного языка, любой структуры-системы устной речи. Ведический (практический) сравнительный анализ слов-понятий-структур-образов, составленных с использованием звука-буквы «Я, я» показывает, что эта последняя буква-звук-фонема первобытного алфавита замыкает его в органично целую структуру-систему основных структур-образов-понятий человеческой речи и языка общения. Таким образом, значение звука-буквы-фонемы «Я, я» в осуществлении «божественной связи земного и вселенского», в соединении, замыкании в точке сингулярности, то есть в центре создаваемого человеком мира структур-образов-слов-понятий: реального и идеального; действительного и воображаемого; фактического и предполагаемого; материального и воображаемого (виртуального); человека-потребителя и сверхчеловека-созидателя.


Теперь, зная смысл и значение первобытных звуков, используемых первобытными людьми в устной речи, в общении друг с другом и с окружающим миром (например, с промысловыми животными и птицами на языке звукоподражания и дрессуры), можно вникнуть в смысл, содержание и значение первобытных звукосочетаний, первобытных лексем-слогов, лексем-слов-понятий.

Например, вероятное изначальное и первое сознательно-осознанное звукосочетание-слог-лексема-слово-корень-понятие «ма», состоящее из сочетания двух элементарных звуков-фонем «м» (эм) и «а» в совокупности значений этих звуков означает (смотри Словарь первобытных структур-образов звуков-фонем общечеловеческого первобытного алфавита):

«м» - «мыслете», «рождение», «мышление», «мудрость», «мыслю», «думаю»;

«а» - «первенство», «первость», «единичность», «изначальность», «наименьший предел», «разовость», «перворазрядность», «первородность», «исключительность», «аз», «ас», «совершенный человек», «один», «един», «начало всему сущему», «Азъ есмь – Я есть», «Я существую», «союз», «но», «и», «между тем», «однако», «затем», «тогда».

«ма» - «рождающее начало», «первое осмысление», «мысль моя первая» (моё первое впечатление, моя изначально первая структура-образ».


Отсюда происходит, вероятно, изначально первое осмысленное изначальное составное (комбинированное) слово-лексема-структура-образ-понятие-название-наименование - «мама».

«Мама» - «ма(я)» + «ма» (моя ма) - утверждение (повторение, признание, узнавание, удостоверение, подтверждение) первого осмысления, первой мысли, первого впечатление, первости, первенства и значимости изначально первой структуры-образа рождающего начала – родительницы, матери, мамы.


Остаётся только поведать о том, что по закону подобия (всё подобно всему) любое звукосочетание, любой набор или комбинация звуков в любых словах имеет изначальный смысл и значение, выражаемое значением соответствующих звуков-фонем…

В последующих главах «Хронологии» будет поведано о первобытных сложносоставных звукосочетаниях, о звуковых структурах-образах, о слогах, о словах-лексемах, о структуре-системе первобытного словообразования и о тайне возникновения языка (языков) человеческого устного (звукового) общения.