Шуруй-шуруй

Вячеслав Воложин
        Работала у нас на Южном Урале в геологической партии одна женщина-геолог, звали её Валентина. Энергичная, шустрая, очень коммуникабельная. И вот однажды она рассказала нам забавную историю.

        Ещё до нашей партии, ей пришлось трудиться в степной экспедиции. Работы проводились уже несколько лет, и состав работников почти не менялся, разве, за малым исключением. Вокруг степь да степь, как поётся в песне. Ближайший посёлок от базового лагеря находился в десяти километрах. Работы были в самом разгаре, но продукты заканчивались, и пришлось ей с новым водителем ехать в поселковый магазин.

        Машина бежала по бескрайней степи, настроение было хорошим, так как предстояло общение с новыми людьми.

        Хочешь, не хочешь, но когда приходится видеть одни и те же лица на протяжении длительного времени, это вызывает какой-то психологический надрыв или раздражительность. Об этом, кстати, неоднократно писали путешественники и полярники.

        Всё ничего, но водитель из новеньких оказался закоренелым молчуном. За всю дорогу он не проронил ни одного слова. Сидит себе, ухватившись за баранку, смотрит на едва различимый след, оставленный машинами в прошлом году, и молчит. Но мало ли какие бывают люди. У всех свои заботы, своя жизнь.

        Степь серебрилась под ковылём, и во все стороны, куда ни глянь, не видно было даже небольшого кустика.

        Но в какой-то момент непонятная тревога омрачила это безмятежное созерцание. Встрепенувшись, она только сейчас поняла, – откуда это беспокойство. Впереди, куда они ехали, была линия горных выработок – шурфов* глубиной более трёх метров. В прошлом году, в конце сезона, зарядили дожди, а трактор для их засыпки, найти не удалось. Вот и решили в следующем году засыпать старые шурфы и новые одновременно.

        До линии шурфов оставалось ещё приличное расстояние, но выбросы земли из них уже различались вдалеке. Ей пришлось притронуться к плечу водителя и громко прокричать ему, что впереди шурфы. Водитель понимающе кивнул, что всё понял, но вместо того, чтобы сбавить скорость, ещё больше дал газу. Валентина тогда закричала во весь голос, принялась колотить в плечо бестолкового водителя, показывая вперёд, что там шурфы, но уже было поздно. Машину так тряхнуло, что её оглушило от удара. Мотор заглох, наступила гнетущая тишина.

        Она, ожидая удара, сумела сгруппироваться и ухватилась за все ручки, которые были с её стороны, поэтому спаслась. А водитель так стукнулся в стекло, что по тому разбежались трещины.  Парень держался за голову и, покачиваясь, повторял: «Да откуда на дороге могли взяться эти ямы?»

        Валя уже в полной тишине сказала: «Я тебе сколько раз кричала, что впереди шурфы, шурфы. А ты что сделал? Погнал ещё быстрей. Ты, что глухой что ли?» Парень приподнял голову, убрал руки со лба, и она увидела, что там красуется громадная шишка. И вот тогда прозвучали слова водителя, которые привели её в шок: «А что такое шурф?»

        Она некоторое время молчала, всё осмысливая, а затем постепенно до неё стало доходить, отчего всё это с ними произошло. Откуда молодой парень, который работал с ними первый полевой сезон, мог знать, что такое шурф, если он его никогда не видел? А слова «шурфы, шурфы», он принял за привычные с детства слова «шуруй, шуруй» – вот и добавил газу, если начальница приказывает.

        Машина надёжно сидела передним колесом в шурфе. Далее всё было прозаично. Пришлось идти в посёлок за трактором и только глубокой ночью они добрались до лагеря. Народ ещё не спал, ожидая их. Быстро разгрузили машину, а на вопрос: «Что случилось?» и отвечать не было сил. Хотелось поскорее добраться до палатки и завалиться спать. Завтра опять предстоял рабочий день под палящим солнцем. Приключений у неё, конечно, при такой работе хватало до и после этого случая, но эта история ей запомнилась на всю жизнь.

*Шурф (нем. Schurf) — вертикальная (редко наклонная)
горная выработка квадратного, круглого или прямоугольного
сечения, небольшой глубины (редко более 20—30 м),
проходимая с земной поверхности для разведки
полезных ископаемых, при инженерно-геологических изысканиях,
для вентиляции, водоотлива, транспортирования материалов,
спуска и подъёма людей и для других целей.
Площадь поперечного сечения шурфа — от 0,8—4 м;.















*