Очарование темнотой

Олег Намаконов
 - Деда, как читать Библию и остаться христианином?
 - Ты о чем, Олежек?
 - Да о том, что трудно читать Библию и сохранить верность Христианству?
 - Олежек, я понял, откуда ветер дует,  эти вопросы ты обнаружил у профессора Джона Кроссана в его исследовательском труде: «Ужас и надежда главных тем священной книги».  Честно говоря, ему можно доверять, он профессионал своего дела, получил прекрасное образование и практический опыт службы в течение 19-и лет в католическом монастыре, учебы в Папском библейском университете в Риме, учебы во Французской библейской и археологической школе в Иерусалиме. Он защитил докторскую диссертацию по теологии и уже более 20-и лет является профессором Чикагского университета, где учит студентов грамотно воспринимать библейскую науку жизни. Может, и мы найдем  для себя полезные зерна, изучая его труд в этом непростом вопросе, который многим задает сама жизнь, особенно после того, как 70 лет  нескольким поколениям советского периода «выметали» религиозные познания из нашей повседневной жизни.
Хотя лично меня насторожила такая прямолинейность, и даже неприемлемость для богослова так ставить вопросы. Для них Божьи догмы – священны,  как приказы и распоряжения в армии, где сказал старшина «люминий», значит люминий. Свобода мнений это хорошо, когда это к месту, а когда сомнениями каплей за каплей размываются вековые устои религиозной веры, это плохо.
После прочтения исследовательского  труда Чикагского профессора, в душе осталась какая-то двойственность, что я, фактически «верующий атеист», как бы больше уважаю Всевысшего, его учение и церковные догматы и каким-то непостижимым образом всей душой с ним,  хотя меня нигде, никогда и никакому богословию не учили, а наоборот, мешали этому процессу…
И еще, когда появляются проблемные вопросы, у меня, как у строителя, всегда возникает встречный вопрос  -  кто заказчик этого исследования?  Или  это сомнения и размышления самого профессора Джона Кроссана, которые он выхлестнул на всех нас?  Поэтому, дорогие дети, давайте вместе и попытаемся разобраться и ответить на вопросы, как сохранить верность Христианству? Возможно, я и не прав, высказывая эти сомнения в адрес маститого ученого, доводы которого  весьма убедительны.

             Дорогие внучата, вы правы, когда утверждаете, о какой глубокой вере можно говорить, если после 1917 года у нас в стране церковь отлучили от государства, а религию идеологически  предали анафеме,  «как опиум для народа», с закрытием и даже разрушением многих культовых объектов.  И как не прискорбно констатировать, но  в фанатичном революционном угаре пострадало немало и священнослужителей, которых даже физически  уничтожали, как врагов народа!?  Как говориться, что было, то было – несмываемый позор на наши головы.
Возможно поэтому, так актуально звучать слова -  почти притчи, а скорее банального анекдота:
 - Что может остановить европейца?  Его сознание! 
 - А, что может остановить русского?  Только жандарм! 
Время идет, а сознание  русских по меркам запада не соответствует общепринятому сознанию в мире, и они настоятельно требуют ускорения  процессов «демократизации и толерантности»  в России. Они твердо уверовали, что они во всем правы и закрепили за собою право "требовать", и даже устанавливать санкции, игнорируя правовые требования ООН. 
Лично я, много раз приступал читать Библию, и только на рубеже 70-летнего возраста с карандашом в руках одолел ее полностью. Нужно прямо сказать, что  библейское произведение весьма объемное (из более 50 книг великих мыслителей), собранных в одну книгу, где Ветхий и Новый Заветы -  для всего человечества. 
Я не собираюсь состязаться с американским богословом в знании этого предмета, он – профи, но я по-крестьянски, так сказать со своей колокольни, все-таки постараюсь прояснить для вас, внучата, проблемные места Святого Писания, которые якобы дают повод усомниться в «верности христианству» после прочтения Библии?
И сразу должен оговориться, что изучая философские труды мыслителей планетарного масштаба, я не нашел ничего крамольного, чего так у боялись революционные власти, превращая нас в атеистов.
Многое действительно воспринимается неоднозначно, но нужно все рассматривать, сообразуясь со временем рождения великого учения и местом его создания, обновления и наполнения жизненной практикой в условиях тех древних цивилизаций.  Низкий поклон мыслителям тех древних времен,  апостолам и пророкам, которые смогли объединить свои труды в Библию на все времена! 

И как не прискорбно это  говорить и напоминать, мы пережили гордые времена «битвы за план», «битвы за урожай», а сейчас переживаем вялую битву за проценты роста экономики и за снижение процента роста инфляции.  Сегодня нам действительно нужно засучивать рукава и поднимать народ на битву за нашу христианскую веру – битву за Бога, горько осознавая нашу махровую невежественность в этой общественно-социальной сфере, воистину находясь многие годы в состоянии  «очарования темнотой» - без Бога в голове. 
В европейских странах уже появляются факты, когда православные храмы опустели и распродаются под увеселительные заведения, а в Косово и Сирии варварски уничтожаются христианские храмы и памятники многовековой истории и цинично и убивают христиан. Террористы непризнанного исламского государства в Сирии, перед видиокамерами на весь мир обезглавливают тела христиан и угрожают войной всему миру. Как говорится, дожили до светлых времен «всемирной демократии и толерантности…».  Беда.  Поэтому понимая всю сложность познания философского труда изложенного в Библии, постараюсь вешками кратко обозначить направление пути этого познания.

Дорогие внучата, чтобы понять, а точнее осмыслить происходящее, глядя на тысячи пройденных лет назад и даже вперед, нас философы просят не забывать, что  «бытие определяет сознание». Хотя и здесь большой вопрос, почему один и тот же народ во время Великой Отечественной войны выносил невероятные тяготы без протеста, а в конце 80-х годов,будучи вполне сытым, вдруг кинулся разрушать собственное государство. Бытие тут не причем - это извращалось сознание, оно-то в конечном итоге все и определило. Эта тема требует особого осмысления и мы к ней обязательно вернемся. Все мы рождаемся с разным уровнем мышления: одни мыслят всю жизнь в масштабах «своего дома» -  этих людей абсолютное большинство, а другие мыслят в масштабах государства и мира, и этих людей рождается меньше.  И из них мир получает великих мыслителей и пророков, а также  руководителей государств и империй.  Таких гениальных Правителей народ обрекал священной божьей силой, как Наместников Бога на земле. Благодаря и этому, Библия и христианское учение сохранилось, и через многие столетия  дошли до наших дней, а это уже исторический подвиг,  заслуживающий уважения, признания и почитания, как величайшей мировой святыни. 
Вы спрашиваете, к кому всегда и во все времена  обращено внимание? Правильно, к Пророкам. Первым пророком традиционно считается Моисей. Его называют «отцом пророков», потому что Господь говорил с ним «из уст в уста».  Как не уважать Маисея,  бросившего сытую жизнь, являясь воспитанником фараона и его жены, фактически вторым по значимости лицом в Египте,  который взял и восстал, и увел израильтян из рабства, и обрек себя  и свой народ в течение  40 лет на жуткое существование, лишения и страдания в пустыне ради святой веры. Также навечно связаны с Библией, имена пророков: Исая, Иеремия, Изекшиль, Осия, Иоль, Амос, Авдий, Иона, Михей. Наум, Аввакум, Софония, Агеей, Захарий и Мальхия и других. У них разные биографии и пророчествовали они в разных обстоятельствах.
Пророка называли «нави» - это «тот, кто видит» надвигающую катастрофу.
 Пророки  постоянно на страже: обличают грехи, заблуждения, пресекают раздоры, сердцем чуют опасность, пусть даже преувеличивая ее масштабы, утешают, склоняют к раскаиванию.  Пророк без колебания ополчается на Правителя, его отличает неуважение к царям и владыкам. Он громит и обличает властителей, не признает их привилегий, протестует против социальной несправедливости, нищеты, эксплуатации, ритуальных обычаев, лицемерия, которые губят религию. Многие пророки погибли, отстаивая свои убеждения. 

Дорогие внучата, изучая Библию нужно понимать, что Христианство возникло и развивалось, проходя все стадии исторического развития человечества.
Вы спрашиваете, как сохранить верность христианству, и как быть с Иоановым Апокалипсисом (греческое слово «апокалипсис» значит «откровение») и вторым пришествием Христа и  с возмущением говорите о море крови и насилия  и, как это мог допустить Всевышний Бог? Вопрос скорее риторический и справедливый,но нужно понимать, что странами правили и правят "помазанники Божьи". Для примера далеко ходить не надо: Московское государство было устроено по-умному, где в числе прочих добрых устроений существовала, говоря сегодняшним языком,страховка на случай кризиса власти. Если на престоле вдруг не оказывалось царя, на его место заступал патриарх. Но император Петр Первый не сошелся во мнениях с Православной церковью и разрушил опору собственного трона,решив,чтобы Россия была ну точь-в-точь как Европа, со всеми ее "закидонами", прорубая окно в Европу. Он упразднил патриарха - чтобы не мешал, а Церковь отдал во власть Священного Синода, который по сути стал "министерством благочестия", подчинявшимся царю, на тех же условиях, что и прочие министерства. В результате Церковь из самостоятельной силы стала крепостной рабыней, обязанной жить не по своей совести, а что хозяин велит.Об этом историческом периоде времени хорошо написала Прудникова Е.А. в своем труде "Всадники красной смуты".   
Изучая историю, вы уже хорошо знаете, что мир пережил многие завоевания и  лишения особенно во времена Римской империи, фанатичной инквизиции и походов крестоносцев, которые громили целые государства, и в огне костров сгорали тысячи недостаточно верующих и сомневающихся, наверное, таких, как мы с вами.
И сегодня мы в Сирии видим фанатичных игиловцев с черными знаменами и лозунгами о наказании «неверных» и массовую гибель народа, селений и даже городов, которые артиллерией террористов стираются с лица земли.  Поэтому Россия вынуждена была направить в этот регион по просьбе сирийского правительства свои военно-космические силы, чтобы локализовать очаг «заражения» не допустить расползания этой «заразы» по всему миру.

Изучая этот период (апокалипсис и второе пришествие Христа), профессор Джон Кроссан его назвал «Великое точило гнева Божия», и особо выделил слова пророков, что Христианская Библия заканчивается образом небесного брака: свадьбой человека и Божества. Перед нами предстает преображенный мир, не только Земля возносится на небо, но и Небо нисходит на землю. Мир обновляется и возрождается. Если говорить по-современному, то можно сказать произойдет «божественная уборка, или  «экстремальная перестройка». Эти образы продолжают и развивают пророчества ветхозаветной Книги Исайи. Я кратко напомню, о чем говорил пророк Исая Иерусалимский в конце 8-го века до н.э:
«И сделает Господь воинств на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, поглощена будет смерть на веки, и отрет Господь слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле (Ис 25:6-8).
Из этого пророчества следует, что финалом мировой истории не станет ни взрыв, ни плач, ни гибель, ни уничтожение; ни эвакуация на небеса, ни эмиграция в ад, а дивный пир «для всех народов». Бог уже не Господь воинств, а Господь свободных  и мирных людей.

Для наглядности приведу еще слова одного пророка Ионы, который взял у Исайи эту прекрасную надежду, но возвестил не просто великий пир, а великий брачный пир:
«И я, Ион, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная у мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий:
«Се, скиния Бога с человеком, и он будет обитать с нами,  они будут его народом, и сам Бог с ними будет Богом их.  И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже, ни плача, ни воина, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло». И сказал Сидящий на престоле:
«Се, творю все новое…» (Откр 21:2-5а). Поэтому правильно подмечено, путь к свадьбе лежит через море крови…
 Читая Откровение, перед нами метафоры и символы, но это метафоры убийства и символы насилия, где земля описана как виноградник, в котором грозьдя уже созрели, но рекой польется не вино, а кровь:
«И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия. И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий (Откр 14:19-20). Для примера вспомним гражданские противостояния в Америке, во Франции и в России, где Бог топтал гроздья гнева. Но сколько же нужно мертвых, чтобы кровь поднялась до конской узды и разлилась на триста километров?  Что касается образа Иисуса Христа, он и есть  «закланный Агнец» (Откр 5:6,12), мученик, отказавшийся взять оружие и павший жертвой имперской власти. Именно его вечеря есть брачная вечеря Агнеца (Откр 19:7,9, 21:9). С другой стороны, Агнец же посылает страшных всадников: всадник на белом коне есть Христос – победитель (Откр 6:2,19:11); всадник на рыжем коне – губительная война (Откр 6:4); всадник на вороном коне – голод и монипуляции ценами (Откр 6:5-6), а всадник на бледном коне – Смерть (Откр 6:8). Да, дорогие внучата, это опять метафоры и символы, однако говорят они об ужасах, которые посылаются свыше пораженному жутким страхом человечеству.
 
И здесь конечно появляются новые вопросы. Почему толпа радовалась Иисусу утром Вербного воскресения, а в Страстную пятницу она же стала требовать его распятия? Почему радость и осуждение так близко друг от друга, почему история и богословие переплелись?  И чтобы это понять мы просто обязаны реконструировать исторического Иисуса. Хотя бы с того места, где текст Откровения предрекает великую последнюю битву между Царством Божим и Римской империей, и причем последняя, говоря современным языком, проходит под кодовым названием «Вавилон» (Откр 14:8, 16:19,17:5 и особенно – 18:2,10,21). Почему Вавилон? – пишет Кроссан, потому что Римская империя разрушила  Второй Иерусалимский храм (70 год н.э.), как Вавилонская империя разрушила Первый храм (586 год до н.э.). Рим есть «Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» (Откр 17:5). В нем «бесовские духи, творящие знамение, они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя» (Откр 16:14). Однако, он сделается лишь «жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой отвратительной птице» (Откр 18:2). И вот как описана последняя битва: «…и увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у него как пламень огненный, и на голове его много диадим. Он имел имя написанное, которое никто не знал, кроме Его Самого. Он был обличен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божье». И воинство небесное следовали за Ним на конях белых, обличенные в виссон белый и чистый. Из уст Его исходил острый меч, чтобы поражать народы. Он пасет их железом железным. Он топчет точило вино ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих» (Откр 19:11-16). Всадник на белом коне есть Христос – победитель, из уст которого выходит острый меч (Откр 1:16,2:12,16).

Вот такие богословские страсти – мордасти изучались и изучаются, и как  зримо все это представишь, так действительно во многом засомневаешься.  Чего только стоили вести о скорой гибели Рима?  Но Новозаветный Апокалипсис оказался глубоко неправ относительно участи Рима и роли Христа. Так западная Римская империя просуществовала до конца 5-го века, а Восточная – до середины 15-го века. Поэтому давайте вместе, хотя бы на бытовом уровне рассмотрим образ Христа в Новозаветном Апокалипсисе,  в котором, к сожалению, насилия прибавилось. Особенно в последней великой битве, и где участвовал не только Христос и ангелы, но и люди, чтобы понять характер библейского Бога, в  свете концепции о ненасильственном сопротивлении  Иисуса римскому владычеству на его еврейской родине. И, как к этому вопросу, подходит весь Новый Завет и вся Библия?

Дорогие внучата, ища ответы,  приходится заниматься, а точнее сказать, нужно заниматься не только Евангелиями, но и Апокалипсисом, не только Иисусом историческим, но и Иисусом апокалипсическим. И здесь нужно согласиться с рекомендациями профессора Кроссана и выразить ему глубокую признательность как к богослову и ученому, который расшифровывая сложнейшие тексты святых писаний для нашего восприятия, восстанавливает прочный фундамент не только мифелогической веры, но и фундамент наших убеждений в крепость христианской веры, проводя глубокое исследование этой темы, как учения о двойственном Боге.  Мне по душе его идея, о том, что Бог не склонен к насилию, основанная на библейском тезисе: «ненасильственное сопротивление насилию».
Вспомним Нагорную проповедь: «…Мы должны любить врагов, ибо Бог «повелевает солнцу Своему всходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». Когда мы склоняемся к насилию в своей борьбе с насилием, мы становимся «детьми» Отца Небесного, который и сам так поступает (Мф 5:43, Лк 6:27-36).

Отсюда и вопрос, разве библейский Бог не столь двойственный в своем отношении к насилию, сколь и библейский Иисус? Вот и получается, что в Ветхом Завете Бог мстит и наказывает, а в Новом Завете – милует и прощает. Проще говоря, для тех, кто толком не читал Библию, как вы, дорогие мои внучата,  в Ветхом Завете Бог воспринимается, как хороший полицейский, а в Новом Завете Бог – плохой полицейский, как иронически подметил ученый Джон Кроссан.
Я напомню, что в Библии пророки – это люди, через которых говорит Бог, и спасибо им, что они описали те древние времена и перемены, хотя и очень завуалировано, фактически зашифровали свои тексты. Уверен, что когда-нибудь ученым удастся все это расшифровать.
Наша земля пережила эволюционный переход от собирательства и охоты к животноводству, земледелию и оседланному образу жизни, именуемому цивилизацией. И как процесс эволюция включает в себя установление контроля над зерном, животными и даже людьми. Для примера взять хотя бы организованный труд необходимый для того, чтобы создать и содержать плотины, каналы и запруды. В Египте ил – это дар и проклятие. Контроль над трудом начинался как добровольное сотрудничество во имя большего блага многих, но в итоге стал принуждением во имя еще большего блага единиц, все как у нас сегодня…

В жизни все взаимосвязано.  Поэтому где мы?  И что дальше? Как остаться добропорядочным христианином? Как согласовать два образа Бога: мирного Даятеля и жестокого Судии? Ведь оба эти образа встречаются на всем протяжении христианской Библии. И как примирить евангелевского мирного Иисуса на мирном осле с воинственным Христом Апокалипсиса на белом коне? 
В принципе,  исходя из жизненного опыта, могу четко констатировать, что  сознательное насилие похоже на любое другое проявление человеческой активности, благодаря чему мы улучшаем наш образ жизни (принуждая к выполнению планов, заданий и т.д.).
И верны рекомендации профессора Кроссана, если мы хотим познать отношения с божеством, то должны научиться работать с метафорой, моделью и матрицей. Поэтому и нужно читать Библию внимательно, вдумчиво и целиком. И помнить, что пророческая и псалмическая традиции рисуют крайне неоднозначный образ Бога. Более того, каждой из традиций присущ ритм утверждения и отрицания.

Дорогие внучата, вспомните, где на карте лежал Израиль, он лежал на стыке трех континентов: Европы, Азии и Африки. Это был кипящий котел и арена борьбы империй при воюющих сверхдержавах к северу и югу, а потом к западу и востоку. Вторжения на Израиль были неминуемы, а поражения неизбежны. Вторжение, голод и другие бедствия были не карой свыше за то, как израильтяне вели себя по отношению к завету с Богом, а человеческие последствия того, где они жили, то есть их жизненные обстоятельства…
Как мы видим из Библии, жизненной программой Иисуса была эсхатология – учение о судьбах мира и человека, ненасилие и мученичество, нахождение их в преемственности между собой. Насколько они согласованы между собой? 
Так  о ненасильственном сопротивлении показателен пример: взяли под стражу апостола  Иоанна и не сделали попытку арестовать его последователей. Именно так Рим реагировал на ненасильственный протест: казнить вожака, а остальные сами рассеятся. Согласно римской юриспруденции, «создатели волнений и беспорядков и подстрекатели народа должны, соответственно своему рангу, быть распяты, брошены диким зверям или высланы на остров». В библейских писаниях мы находим, что Марк называл Иоанна «началом благовестия об Иисусе Христе Сыне Божим», и что «от дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное претерпевает насилие и жестокие берут его силой (МФ11:12).  Если на Царство нападают, значит, оно уже есть. У Марка есть выражение: «Как бы Сын человеческий» становится титулом: Иисус есть «Сын человеческий», который уже здесь на земле – в жизни (Мк 2:10,28), смерти и воскрешении (Мк 8:31,9:12,31) и величии (8:38,9:9,13:26,14:62).  Хотя в это время на земле зверствовали: в Тивериаде – Антила, в Иерусалиме – Пилат, а в Риме – Тиберий. И здесь не нужно было ждать какого-то чудесного и божественного вмешательства Бога, а нужно рассчитывать на сотрудничество Бога и человека. Надо понимать и помнить послания пророков: «Бог без нас не будет ничего делать, как мы без Бога – не можем…»

Дорогие внучата, я напомню, что первохристианские евреи уверовали в мессианство и богосыновство Иисуса, но действительно проблема в том, что мирного Иисуса в Библии представили, как жестокого Иисуса и жестокого Сына жестокого Бога.  Ученый богослов профессор Кроссан пришел к логическому выводу, реконструируя исторического Иисуса, детально рассмотрев два вопроса: «Иисус использует или не использует насилие? Церковь, исповедуя евангельского Христа, использует или не использует насилие? И пришел к выводу, что с христианской точки зрения Бог открывается во Христе, а Христос открывается в Иисусе. И если норма христианской Библии есть библейский Христос, то норма библейского Христа есть исторический Иисус! По крайней мере, я так понял, и мои убеждения остаются непоколебимыми, поэтому и остаюсь убежденным христианином.
Со школьных времен мы помним пророческие слова, произнесенные Великим князем Александром Невским: «Все взявшие меч, мечем, погибнут (Евангелие от Марфея 26, 52),  кто мечем убивает, тому самому надлежит быть убитым мечем (Откровение 13.10). 
И это пророчество действительно привело к грустному выводу, что слишком часто у людей насилие из идеологической формы общественно-политического  устройства общества  перетекает в риторическую форму жесткого межнационального общения, от которого достаточен  небольшой провокационный шажок, приводящий к  физическому рукоприкладству с катастрофическими  последствиями.
Профессор Кроссан рекомендует для большей наглядности разложить понятие «насилие» на части: «идеологическое насилие», «риторическое насилие», «физическое насилие», чтобы более наглядно  представлять и объяснять события, происходящие в мире и в религии, чтобы мы поняли обращения пророков к нам, через века:
а) «идеологическое насилие», это когда государство своей политикой объявляет, что какие-то люди – не вполне люди, а недочеловеки;
б) «риторическое насилие», исходя из выше указанных предпосылок государство прибегает к грубым прозвищам, хамским карикатурам и унизительным стереотипам, пытаясь изобличить политических «предателей» или религиозных «еретиков», как внутри страны, так и за ее пределами;
в) «физическое насилие, исходя из этих предпосылок, государство использует незаконное нападение, а если опирается на власть, то осуществляет и официальные легальные -  фактически разбойные действия. За примером далеко ходить не надо, это нацистские Германия, Италия и Япония образца 1933 – 1945 годов, как показательный пример стравливания народов между собою в мировую бойню.
И здесь к христианской религии претензия только в одном, почему духовной силы уже много веков оказывается недостаточно, чтобы не допускать  мракобесия не только в отдельных странах, но и в планетарном масштабе?

Фактически профессор Кроссан в своей книге много нового не сказал, хотя откровенность библейских представлений о Боге впечатляет и заставляет задуматься. Это его личный взгляд на новое прочтение Библии, книга написана динамично,  напористо, с неким даже вызовом традиционным богословам. Его лекции не могут не нравиться студентам, и нужно отметить, что хотя  мы об этом почти еженедельно слышим в разных аналитических программах по телевидению, но Кроссану в своем исследовательском труде удалось систематизировать просчёты богословов, мешающие  лучшему восприятию христианской религии, что конечно, будет способствовать устранению «узких мест», если этим кто-то займется!  Очень бы хотелось, чтобы наше государство наконец-то «очнулось» от невежественного самоустранения и приняло решение по восстановлению  изучения Богословия во всех образовательных  учреждениях страны, и хуже от этого не стало бы никому.

Дорогие внучата, в Библии  много написано как происходила эскалация всякого насилия в период римской цивилизации, и как адаптировалось движение Иисуса под естественный ход этой цивилизации, и как утверждение уступало место отрицанию, а радикальность Бога – обыденности. Мы уже с вами почти разобрались на бытовом уровне, что все Евангелии приписывают Иисусу риторическое насилие, а Апокалипсис приписывает ему физическое насилие. А описания Второго пришествия Иисуса насыщены метафорами жуткого насилия и разрушения, искажая образ Иисуса до неузнаваемости. В разное время и разными богословами писались их видения и послания, которые  утверждали, отрицая эти искажения. Эти искажения ученые богословы должны распознать и опровергнуть. И ответ в этом направлении подсказывает сама христианская Библия: если библейский  Христос есть норма и критерий христианской Библии, то исторический Иисус есть норма и критерий библейского Христоса! 
На всем протяжении прочтения Библии, а это более тысячи страниц философского трактата, видим, как меняются столетия, места и ситуации, а время медленно, но верно нивелирует божественную радикальность, возвращая естественный ход вещей.

Мы видим, что и почему случилась с Иоанном Крестителем и Иисусом из Назарета. И мы понимаем, что нужно чтить традиции, чтобы оставаться христианами, и особенно, как читать Павлову традицию.  А для этого, ученый Джон Кроссан считает, что современным богословам нужно детально разобраться  и «подготовить почву для снятия с апостола Павла обвинения в том, что он якобы предал Иисуса и иудаизм, выдумал христианство. Ввел странные новые понятия и теории, не любил евреев и брак, а любил рабовладение и патриархальность.   Все или почти все из этих обвинений обуславливаются непониманием категорий римской имперской теологии и того, что Павел возвещал Иисусово учение о Царстве Божьем и как вызов своим собратьям-иудеям и как вызов Цезарю», за это и поплатился своею головой. Не секрет, что не только в древние времена обожествлялись имена правителей государства и создавался культ с божественным ореолом.

          Послание апостола Павла  к римлянам стало его завещанием и заветом. Павел писал: «Неужели не знаете, что мы, крестившиеся во Христе Иисуса, в смерть Его крестились? И так мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни…». Живым христианам сообщается, что через крещение они уже умерли и воскресли с Христом! Получилось так: Рим официально и публично казнил Иисуса, но Бог воскресил его. Тем самым Иисус был мертвым для Рима, но жив для Бога.
          В крещении ученики Иисуса умерли для основных ценностей Римской империи и возродились для ценностей Царства Божьего. Павла волновали не разногласия вне христианского сообщества, а ситуация в самом христианском сообществе. Он писал: «Все вы, во Христа крестившиеся, Во Христа облеклись. Нет уже иудея, ни язычника, ни раба, ни свободного, ни мужского пола, ни женского, ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело…». Я напомню, что греческий философ 4 века до н.э. Аристотель считал, что рабство естественно:  «ибо одни люди по природе своей свободны, другие – рабы». Другой философ 1 века до н.э. Флавий считал, что рабство противоестественно: «ибо обладание слугами противоречит природе, создающей всех свободными. Неравенство – источник всех бедствий…».
           Апостол Павел, сидя прикованным в тюрьме написал пространное письмо, крещальная установка которого: «нет ни раба, ни свободного…». Это означает, что христиане не могут владеть христианами, и откуда бы люди не пришли в христианскую общину, они отныне равны во Христе. Никто из них не выше другого. Возможно, в том числе и за эти крамольные мысли  великого мыслителя и  лишили жизни. Новозаветный канон состоит из 27 книг и около половины связаны с именем апостола Павла.
        В своем труде Джон Кроссан предупредил читателей, что изучая любые тексты, древние или современные, библейские или небиблейские, нужно знать «матрицу». Иными словами все сказанное и написанное следует познавать с учетом того, когда, где это сказано и написано, то есть в конкретное время и в конкретном пространстве, с учетом общинных традиций и индивидуальных концепций.

          Для христианской Библии матрица охватывает тысячелетия от шумеров до римлян (время), и от Месопотамской низменности до Средиземного моря (место).
Дорогие внучата, здесь важно то, что матрица Иисуса и Павла  – римская теология, в иудее и еврейской диаспоре, где мы читаем и слышим, что Иисус есть Бог, Сын Божий, Господин,  Избавитель от греха или Спаситель мира.
         А что означали эти понятия в матрице иудаизма при римлянах и у римлян при императоре Августе?  А то, что данные божественные титулы принадлежали не только еврейскому Мессии, но и римскому императору и применять их не к императорскому лицу, означало государственную измену. И лишь поняв, что в то время значило переносить эти титулы с императора на крестьянина  с Палатинского холма на Назаретский холм   -   это был настоящий христианский подвиг, и как можно в наше время заявлять о своей вере или неверии…
         Нужно всею душою понять, что через всю Библию красной линией проходит смысл Божьих помыслов на «ненасильственное сопротивление повседневным насильственным методам» путем дистрибутивного (согласно существующего окружения и обстоятельств) правосудия всем вызовам. Так обстояло дело в первом веке, так отстоит дело и сейчас. Смысл священного трактата – обуздать эскалацию насилия, пока она нас не уничтожила, я так это воспринимаю и так думаю.
И, слава Богу, что сегодня от Правителя страны слышим слова, скорее вопрос с конкретным ответом:
         «А можем ли мы сознательно взять курс на мир через справедливость, осознав банкротство старого курса на мир -  через принуждение,  что мы уже и сделали в Крыму, и пытаемся делать в Сирии и на Украине?».

Дорогие внучата, я повторюсь, но через всю Библию проходит акцент библейской традиции о всеобъемлющим правосудии, о честном и справедливом распределении Божих благ среди Божих людей.  В писаниях так и написано: «Бог есть Бог правосудия (Ис 30:18) и Бог Любви (1Ин 4:8,16), а из этого следует, что христианство несет народам справедливость и любовь.  От себя добавлю,  как мечту всего человечества, и в это не верить - себя не уважать!

В заключение просто не могу не привести слова американского ученого богослова Кроссана, которые я всей душой разделяю, думаю, он не обидится, что я не спрося его вам их воспроизведу в авторском тексте:
         «Я категорически отвергаю идею, что Ветхий Завет возвещает Бога правосудия, как возмездия, а в Новом завете – Бога любви, как милости. Как мы уже знаем, она работает лишь до тех пор, пока не удосужились дочитать христианскую Библию до конца: а именно до кровавой развязки в Апокалипсисе. Но и в чем же тогда состоят взаимоотношения между правосудием и любовью в христианской Библии? Нужно помнить, что мы тело и душа, плоть и дух. Но когда они разделены, мы имеем не два элемента поодиночке, а лишь труп. Аналогичным образом обстоит дело с правосудием и любовью. Правосудие – это тело любви, а любовь – душа правосудия. Разделите их – и не останится ничего, кроме нравственного трупа. Правосудие есть плоть любви, а любовь – дух правосудия. Почему с одной стороны, люди и группы, которые начинают с высочайших идеалов дистрибутивного правосудия, зачастую заканчивают кровавыми убийствами (особенно «несправедливых»)? Почему с другой стороны слово «любовь» настолько выхолощено, что мы говорим о своей любви и к шоколадному батончику и к спортивной команде, и к Богу Всемогущему? Мы разделяем то, что разделить нельзя, если мы хотим, чтобы каждое понятие сохранило силу. Правосудие без любви заканчивается зверством, а любовь без правосудия – банальностью. Любовь дает правосудию одухотворенность, а правосудие любви – плоть. Они должны идти рука об руку, иначе ни одного не останется».

         С почтением снимая шляпу, остается только добавить:  если бы вся Библия была написана так ярко, а не «зашифрованными» текстами, то мы читали  бы это святое писание ежедневно, не отрываясь и с восторгом, как читаем Достоевского, Драйзера, Толстого и других мыслителей, потому что в их произведениях, как и в Библии,  жизненная правда.   И если говорить поэтическими словами Биши Шелли:
                «В прекрасном - правда, а в правде – красота.
                Вот все, что  нужно помнить на земле…».

Дорогие внучата, вы уже достаточно большие и понимаете, что в реальной жизни не все так поэтично.  И не случайно Библия так «зашифрована», и над разгадками этого феномена работали и работают маститые ученые всего мира. А феномен в том, что эта  двухтысячелетняя история христианства глубоко запечатлелась в мировой истории. Все империи канули в лету и превратились в тлен, а православная  религия жива  и развивается.

         И, как вы уже знаете, она начинается с жизни ее основателя – Иисуса. Согласно Евангелием, официально признанными христианскими церквами и именуемыми каноническими, Иисус, христианский Мессия, принадлежит к одной из ветвей «дома Давида», исповедующего иудаизм, из которого христианство и вышло. Первые ученики называли Иисуса греческим словом Христос («помазанник, посланный Богом»).
Правители и владыки древнего мира, которые в дальнейшем создали мощнейшую мировую империю и «Римское Право», хорошо понимали, чтобы подчинять и управлять массами, нужна управляемая религия, чтобы держать народ в страхе, в том числе и перед Всевысшим Богом, поэтому все Владыки империй и государств, без исключения, были «Божими помазанниками» на земле.  Скорей всего и они определяли догматы и вероучение, обряды и богослужение, потому что каждая религия в той или иной степени требует от верующего исполнения ритуалов и правил, которые затрагивают все аспекты повседневной жизни с рождения до смерти, определяют ритм времени, указывают цель жизни.
         Скорей всего тогдашние Правители и сговорились «спровадить» Иисуса и непокорных его учеников  - апостолов, на «небеса», чтобы прикрываясь их Божественным величием продолжать творить, мягко говоря, свои неблаговидные и грешные дела здесь на земле. Поэтому Библия, как учебник по технике безопасности и истекает кровью мучеников от неправедных дел бывших владык империй и государств.  Образно говоря, текстуально Библия, это огромнейший айсберг познаний, где меньшая – это надводная часть, легально работает, как «институт духовной власти»,  в том числе и на действующую политическую власть в государствах. А нижняя, большая часть мирового банка знаний, как «архив», это «духовное наследие от истинного Бога и его апостолов», работает на христианскую веру и будет обязательно полностью востребована, когда на земле восстановится мир и справедливость. Я так думаю.

         Дорогие внучата, конечно  обидно и даже неприятно слышать от вас слова, что русское православие – это стремление к Богу через преодоление чужой, навязанной нам религии.  Вы это прочитали в интернете.  На это я отвечу словами митрополита Смоленского Кирилла, которое мне понравились, и я записал на память в своем «гросбухе». Кирилл в мае 2001 года, выступая, сказал:
         - Религия – это дело сильного человека. Вопреки имеющему хождение представлению о ней как уделе слабых, верующих от беспомощности. Вовсе нет. Ибо для того, чтобы обуздать самодовлеющее человеческое «я» и вытеснить его на перефирию, поставив Бога в центр своей жизни, нужно стать воистину «нищим духом», что в евангелевском смысле означает быть человеком большой духовной силы. Поэтому сознательно избранный религиозный образ жизни есть выбор сильных людей. 
         Выбор князем Владимиром в 988 году христианской веры для всей страны, как государственной религии был добровольным, и как показали прожитые столетия – верным!
Вы также спрашиваете, почему Ленин и Сталин категорически отвергли все религиозные движения в стране после революции? Думаю, что это была  фатальная ошибка правительства страны Советов, которые «заигрались» в войнушку, в том числе и с собственным народом, и не учли, что кроме «прикормленных» царской властью лидеров богословия, существовали истинные верующие в православное учение и отстаивающее право человека на достойную жизнь.  Революционные руководители не поняли этих устремлений, и не поддержали многомиллионное движение христианской общины, да и не только христианской, и запретили исполнение религиозных обрядов.  Вся страна до сих пор расплачивается за эти ошибки, а точнее - преступление.  Знаменитый философ Паскаль сказал:
 "Люди делятся на три разряда: одни – те, кто нашли Бога и служат ему, эти люди разумны и счастливы; есть люди, которые не ищут Бога и не служат ему, эти люди неразумны и несчастливы; и есть люди, которые ищут Бога, но пока не нашли его, эти люди разумны, но пока несчастливые".
 
         Библия призывает каждого из нас уразуметь, извините, прямо-таки по-детски подбираю слова: «Храм Божий свят; а этот храм – вы (1Кор.3,17).
У каждого свой путь к Богу, и как говорит наш патриарх Кирилл: «Бог ждет от человека прежде всего его сердце, в котором Он может пребывать, как в храме». 
О чем апостол Павел также сказал: «Разве не знаете, что вы  храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор.3,16).
И даже русская пословица гласит, что не в стенах Бог, а в ребрах, т.е. в сердце человека. Каждый человек – храм Божий, поэтому всегда есть возможность быть с Богом и радоваться жизни.

Дорогие внучата, можете поверить своему уже много поведавшему и упертому деду, который хорошие мысли впитывает, как губка и даже записывает, чтобы передать их вам - своим наследникам.
         Поверьте на слово, Бог разговаривает с человечеством разными голосами: языком любви, который, к сожалению, мало кто слышит, языком испытаний, скорбей и трудностей, который уже начинают слышать многие. Бог взывает к нашему разуму через Свое Слово – Свещенное Писание. Он обращается к нам через внутренний голос совести. Нужно вдумчиво читать Библию и оставаться христианином, без каких-либо сомнений и упреков о «неверно выбранном или навязанном нам пути»…
И вам, как напутствие и доброе пожелание,  посетите места, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, города и дороги, по которым прошли с проповедью святые апостолы, храмы и монастыри, где подвизались великие угодники Божии и хранятся их святые мощи, чудотворные иконы и святые источники. Все это мы называем святынями.
         Почитание святынь – это проявление любви к Богу, Пресвятой Богородице и угодникам Божиим, и упование на их помощь во всех жизненных ситуациях.

         И, конечно, хотя бы раз в жизни повстречайте в Иерусалиме «праздник праздников и торжество торжеств»  -  Светлое Христово Воскресение, коим является Пасха, с посещением  святого места -  Храма Воскресения, где Благодатный огонь исходит прямо от Гроба Господня.  Первое упоминание о получении Благодатного огня сохранилось с 4 века –  с самого основания храма «Гроба Господня» в Великую субботу как знак того, что Иисус Христос «воистину воскрес». Ни на один год с тех пор не прерывалось свидетельство Благодати, данное Храму Воскресения Христова.
         И как свидетельствуют те,  кто там побывал, все присутствующие держат в руках пучки свечей, не менее 33 штук, по числу лет земной жизни Иисуса Христа. И по свидетельству этих очевидцев, у русских всегда в руках огромные пучки свечей, иногда до 100 штук и более, чтобы  подарить своим друзьям на родине свечку от Гроба Господня, обожжённую благодатью Божей.
По всему миру в православные  храмы разлетается  Небесный Благодатный Огонь, который укрепляет христианскую веру и надежду  прихожан на лучшую жизнь,   придает всем нам больше духовных сил и здоровья, для решения еще очень многих проблем в родном Отечестве…
 
И, как говорится, на посошок, приведу слова Патриарха Кирилла из его книги «Слово пастыря»: «…Библия есть книга Божественная, это обращенное к нам Слово Божие. Но к правильному пониманию этого Слова надо себя подготовить. Если мы открываем священные страницы наспех или без усилий, то скорей всего не поймем ничего. Здесь требуется внутренняя подготовка, определенный духовный настрой. Святые отцы учат, что чтению Библии должна предшествовать молитва – концентрация духовных и умственных сил для того, чтобы «остыть» от горячки повседневной жизни, освободится от плена эмоций, страстей, переживаний…».

Дорогие внучата, в этом святом источнике знаний и тысячелетнего опыта христианской жизни,  мы найдем слова: о любви, выборе жениха и невесты, подготовке к обручению, обручению и венчанию,  о препятствиях к браку, о суевериях, связанных с венчанием, о расторжении брака, об обязанностях мужа и жены, о воспитании детей и даже о животных в доме.  В Библии также прописаны слова об обязанности к Отечеству, отношении к инородцам и иноверцам, свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании и многие другие очень важные знания для добропорядочной  жизни христианина в родном Отечестве, и даже о переходе в жизнь вечную.

Учиться и познавать доброе и вечное, никогда не поздно, поэтому Библия, как «святая помощница» должна стать настольной книгой для каждого из нас!
Я так думаю...

И еще, просто от души рекомендую познакомится с трудами коллеги из Прозы Юрия Ларина 3, который выложил на своей страничке цикл романов под объединительным названием "История мироздания", как научно-фантастическое произведение.

Это романизированный пересказ Библии с использованием мистических приемов, где с высокой просветительской силой "расшифровываются" многовековые библейские сказания, и их начинаешь воспринимаешь не как надуманности или сказку, а как почти реальность, и задумываешься о своем поведении и отношении ко многим вещам в этом мире...