Сказки попугая и крошка-ваниль

Валерия Карих
      В тропическом лесу в далекой и солнечной Мексике, южней Поперечной Вулканической Сьеры произрастает много удивительных и вечно зеленых растений: кактусы там похожи на огромных великанов с высоко поднятыми руками, с ветвей могучих буков и дубов свисает серебристо-зеленый мох, то там, то здесь цветут нежно белым и розовым цветом распустившиеся орхидеи. А лианы так плотно и крепко оплетают коричневые и серые древесные стволы, что и не разберешь, что это? – То ли это ствол дерева, то ли лиана, которая устремляется по нему вверх, стремясь, дорасти до неба.

       Высокие пальмы и кипарисы величественно качаются на фоне безбрежного изумрудно- синего океана, как будто мачты древних кораблей. В тропическом лесу растут орхидные ванильные лианы, на которых круглый год созревают стручки, из которых потом изготавливают сладкую и душистую пряность -ваниль.

      А солнца в Мексике - много. Щедрыми руками разбрызгивает оно на землю свои ослепительные и искрящиеся краски, раскрашивая певучих обитателей и насекомых тропического леса в яркие и причудливые цвета. Воздух здесь всегда влажный из-за шумящего вокруг океана и обилия  рек и речушек, ручьев и бьющих из-под зеленых мшистых камней родников, болот в глубине лесов.

       Над головой носятся стаи странствующих дроздов с огненно-рыжей грудкой, а дороги путешественнику перебегают маленькие крапчатые птички с длинным хвостом и хохолком. Это кукушки-подорожники.

      Синий попугай попал в Мексику из Испании и нисколько об этом не жалел.  Хотя, раньше он проживал во дворце испанского короля и был любимцем принцессы.

      Однажды король отправился с дочкой по морю на прогулку и взял с собой попугая. Они долго плыли на пароходе. И в один прекрасный солнечный денек синему попугаю наскучило сидеть одному в душной каюте.  Он улучил момент, когда слуга чистил клетку, и бесстрашно вылетел наружу. Долго летел он над морем. И даже чуть не погиб во время сильного шторма. Но потом все-таки долетел до Мексики и поселился в тропическом лесу:

      –Моя хозяйка была доброй и милой девушкой, но она держала меня взаперти. А ведь я свободная птица и люблю летать. Так о чем мне жалеть?  – говорил он, прохаживаясь по толстой ветке огромного баобаба и встряхивая разноцветным хохолком.

      –А кто не верит, что я летаю не хуже вороны или воробья, может убедиться воочию! – и с этими словами он взмыл вверх, повергнув в изумление слушавших его обезьян и ленивца. Обезьяны проследили за ним взглядом. А попугай поднимался все выше и выше....., и вскоре исчез среди облаков.

      Синий попугай был ужасно болтлив и знал много всяких историй.

       Однажды присев на лиану, он рассказал ей и её детям, ванильным стручкам историю любви испанской принцессы к красивому и храброму гренадеру.

        Послушаем же и мы эту замечательную историю!

       Каждую ночь бравый гренадер приходил под балкон своей возлюбленной и пел для неё баллады и серенады собственного сочинения. А та стояла на балконе, укутавшись в светлую шелковую шаль, слушала и роняла слезы. Ещё бы не плакать! Отец пригрозил, что лишит её наследства. А терять великолепные и нарядные платья и красивые драгоценности испанская принцесса была не готова.

       Вот поэтому-то ничего хорошего из этой любви не могло получиться. К тому же и сам гренадер был простым солдатом. И не мог даже мечтать о том, чтобы жениться на дочери короля.

       – Ах, какая грустная история. Пожалуй, не стоит моим детям и слушать такую, – воскликнула мама – лиана. Она была заботливой мамой и тщательно оберегала детей от сквозняков и излишних волнений.

       –Я не согласен с вами, уважаемая сударыня, – возразил попугай и добавил, – подобные истории расширяют кругозор у детей. Они учат их лучше понимать жизнь.

        –Не слушай маму, попугай! Нам сказка понравилась, – хором закричали ванильные стручки и попросили, –   расскажи ещё сказку, миленький попугай.

        –А хотите послушать мексиканскую легенду о том, как вы появились на земле? – спросил у них попугай.

        –Хотим, хотим! Скорее рассказывай, – развеселились стручки и от нетерпения запрыгали на ветках. Мама- лиана только строго покачала головой, но тоже приготовилась слушать.

        Попугай же важно кивнул головой, приосанился  и начал рассказывать:

        – Давным- давно это было. Юная и прекрасная дочь мексиканского вождя влюбилась в простого воина и убежала с ним в горы, несмотря на запрет своего строгого отца. Вождь страшно рассердился и послал за ними  погоню. На рассвете влюбленных догнали, схватили и тут же обезглавили. А где пролились на землю их капли крови – там и появились крошечные ростки зеленой ванили...

         –Ну, вот! Опять двадцать пять, – возмутилась лиана, – вас послушать, то все истории любви заканчивается одинаково плохо. Мексиканская история – интересней, чем первая, но тоже с ужасным и грустным концом. Нет, нет! Чем меньше мои маленькие дети будут знать о чужих страданиях, тем жизнерадостней они будут смотреть на окружающий мир….. А когда мир вокруг кажется светлым и прекрасным - это ли не счастье? – уверенно заявила она.

        – Опять же не соглашусь с вами, сударыня. Эти две истории любви только на первый взгляд кажутся  похожими. Но это не так. В отличие от предыдущей истории про принцессу, отказавшуюся от своего храброго гренадера, дочь вождя не бросила своего воина. История об их самоотверженной любви, – стара, как мир, она вечная и прекрасная, и никогда не надоест. Мир всегда будет помнить о дочери вождя и простом воине и о вас, королеве пряностей - ванили!  – торжественно заявил попугай.

        –Ах! Ну, что вы такое говорите? Я – мама. А мои дети – стручки, когда вырастут, станут ванильной пряностью, – лиана даже слегка зарделась от смущения. Так ей было приятно услышать комплимент.

        –Я рад,  – сказал попугай и вежливо поклонился.

        Пока они вели беседу, ванильные стручки время зря не теряли и раскачивались от радости на ветках, как на качелях, весело болтая.

        – А что такое любовь? – неожиданно спросила у попугая любопытная крошка-ваниль. Она уродилась самой маленькой среди остальных сестер и братьев, и в семье её так ласково прозывали крошкой. 

        –Ну…., это когда кто-то, как я, например, решает завести семью, свить гнездо и вывести птенцов, – объяснил попугай.

         –А у вас уже есть кто-то на примете? – поинтересовалась крошка-ваниль.

         Попугай подумал и встряхнул хохолком:

         –Есть. На расстоянии трех миль отсюда на берегу реки живет красивая птичка, похожая на меня. С ней я готов уже сегодня свить гнездо и вывести много-много птенцов.

        –Вот здорово! – обрадованно закричали стручки и весело закачались, – а у нас тоже будут свои гнезда и птенцы? – наперебой расспрашивали они у попугая.

         –Даже не сомневайтесь, – с важным видом  ответил попугай и, аккуратно  переступив с лапки на лапку, принялся чистить свои яркие перышки.

         – Да, что же такое вы говорите? Какие гнезда и какие птенцы…… ? Прошу вас, не забивайте моим детям голову всякими глупостями, – рассердилась мама-лиана и добавила, обращаясь к ванильным стручкам, – слушайте внимательно, дети! Только птицы вьют гнезда и выводят птенцов, звери делают норы, люди строят дома, женятся и заводят детей, а нас, лиан опыляют пчелы и маленькие колибри.

         –Мама, а я хочу, как попугай свить гнездо и вывести птенцов, – огорченно расплакалась крошка- ваниль.

         –Будут у тебя, деточка, и гнездо и птенцы, только не плачь! Прошу тебя. От слез ты станешь соленой и некрасивой. И из тебя никогда не получится сладкая пряность, – успокаивала её мама- лиана. Она не могла спокойно слышать, как плачут её дорогие детки.

         –Не хочу быть пряностью….. Хочу гнездо, птенцов и храброго гренадера. Замуж хочу-у-у…., – продолжала всхлипывать крошка-ваниль.

       – Рано тебе об этом ещё  думать. Вот, подрасти и со зрей, а там и поглядим, – вздохнула мама-лиана.

       Прошло время, и крошка-ваниль подросла и созрела. Наступил сбор урожая ванильных стручков.

       –Дорогие мои дети, скоро нам всем придется расстаться, – однажды сказала мама-лиана и грустно вздохнула, – крепитесь! Скоро придут сборщики ванили, сорвут вас с веток и будут греть, сушить и сортировать. Но результат превзойдет все ваши ожидания: вы, мои дорогие, превратитесь в разные сорта и разлетитесь по миру, кто куда. Кто –то из вас станет изысканной длинной ванилью, кто-то – прекрасной длинной, достаточно прекрасной, хорошей, прекрасной короткой, и ещё, – а всего вас будет восемь сортов. Вас  ждет прекрасная и сладкая жизнь. Вы попадете,- кто в королевский дворец, кто - на юг, кто - на север, а кто в кухни богатых или бедных. Но где бы вы не были, помните, что ваниль, то есть вас - ценят во всем мире и называют королевой пряностей. А остальные пряности вам и в подметки не годятся, - заключила мама-лиана и вытерла с глаз набежавшие слезы.

        Как она и предсказывала, в один из дней пришли две хорошенькие девушки мексиканки и стали бережно обрывать с её веток ванильные стручки. Потом они отнесли их к большой хижине и опустили стручки в горячую воду. Ох, и больно же им было. Но стручки не жаловались и стойко терпели, ведь мама-лиана обещала им, что всё закончится хорошо. Так и произошло. Ванильные стручки в течение недели высушивали в теплых и мягких шерстяных одеялах. И ванильные стручки стали коричневыми и приятно запахли. Но и это оказалось ещё не всё! Потом они ещё долго лежали в тени деревьев, спрятавшись от солнца, пока не появился беловатый налет. И вот пришли сортировщики и стали их раскладывать по сортам. А крошке –ванили несказанно повезло, и она попала в разряд прекрасной короткой!

        Как же она гордилась своим предназначением и как замечательно благоухала.
 
       Ванильные стручки приплыли к нам на корабле из солнечной Мексики. На фабрике из них приготовили сладкий сироп и порошок, а несколько палочек ванили оставили, как есть, и отправили в магазин Москвы.
 
      Среди них оказалась и наша крошка- ваниль. Ох, и обрадовалась же она, когда её положили вместе с другими пряностями на витрину магазина!

      –Ах, как всё чудесно! Меня не смололи в порошок, как остальных, а завернули в фольгу. И теперь я похожа на ту самую испанскую принцессу, о которой рассказывал нам сказку попугай. Я как она хочу встретить храброго гренадера и слушать его песни по ночам. Потом мы сыграем с ним веселую шумную свадьбу и пригласим гостей. Что может быть замечательней свадьбы? Интересно, как будет выглядеть мой гренадер? Может быть, как желтый банан справа от меня? Или, как  оранжевое манго в картонной коробке? А может, как тот розовый куст, который цвел рядом с нами в тропическом лесу? – мечтала она, глядя на яркую лампу на потолке магазина.

      "Эта лампа светит, как солнце в Мексике. Как же она далека. Интересно, как поживает моя мама-лиана и мои братья и сестры? Жаль, что нас так разбросало по свету..., "- грустно подумала крошка-ваниль.

      Но долго грустить её не пришлось. В один из дней в магазин пришла хозяйка и купила крошку-ваниль. Ещё она купила муку, молоко, хлеб и принесла покупки  домой. Муку убрала в шкафчик, хлеб положила в хлебницу, молоко – в холодильник. А крошку-ваниль переложила в красивую жестяную коробочку и оставила раскрытой на столе.
 
      И в тот же миг по кухне разнесся приятный и сладкий аромат заморской пряности.

      – Ах, как она чудесно пахнет! Испеку-ка я завтра детям вкусный вишневый пирог. Вот они обрадуются, – улыбнулась хозяйка.
   
       И крошка –ваниль, услышав похвалу, заблагоухала ещё сильней.
 
      –Как хорошо, что сбылась мечта и у меня появился настоящий дом, – воскликнула она, – теперь остается только найти храброго гренадера, выйти замуж и завести детей! Ну, разве могла подумать мама-лиана, что я устроюсь лучше братьев и сестер? Впрочем, стоит ли удивляться? Меня, ведь, высоко ценят короли и королевы и недаром называю королевой пряностей….,  – так она восторгалась собой, пока…. Раз! – и коробка захлопнулась. Хозяйка убрала её в шкаф. Потушила свет и ушла, закрыв за собой дверь.

      И крошка-ваниль осталась в темноте. Вокруг неё в простых бумажных пакетах стояли на полке различные крупы, соль, сахар, мука и пакетики с пряностями.

       –По всему видно, что я – самый ценный продукт на этой кухне, потому что у меня такая красивая коробка.Не королевский дворец, но всё же.... Не то, что у вас, – горделиво заявила ваниль, обращаясь к корице и шафрану, и ещё больше заблагоухала.

       – Не очень-то и зазнавайся, – заметили те, – все мы нужны нашей хозяйке.

       - Да, да! Мы тоже нужны хозяйке! - сказала гречка, высунувшись из пакета.
 
        Тут начались между крупами споры и раздоры, кто нужней всех для хозяйки?  Дверцы шкафа распахнулись, крупы и пряности спрыгнули на стол, продолжая громко спорить.

         –Не спорьте, друзья. Все мы нужны, и даже картошка с луком, – сказал рис, вылезая из пакета.

        –А я все равно нужней всех. Недаром про меня говорят, что я второй хлеб, – не согласилась картошка и, выпрыгнув из ящика, покатилась по полу.

        –А почему же вы тогда проживаете в ужасном и грязном ящике? Вот у меня дом, так дом! – спросила крошка-ваниль.

       – Вы бы поменьше здесь благоухали. А то наши носы не привыкли к вашим заморским ароматам. И не очень-то вы тут и нужны, – съязвила мука. С досады она так запыхтела, что вокруг образовалось белое мучное облако.

       – А мой дом не хуже твоего, – заметила, влезая в разговор,  спагетти- вермишель и высунула свой острый нос из ярко раскрашенной коробки.

       А соль тихонько помалкивала. Она была самой скромной особой, хотя тоже имела вполне приличный домик- солонку, разрисованную синими и желтыми цветами.

       –Стоит ли спорить, друзья! – Воскликнул сахар, – давайте, подождем до завтра и посмотрим, кого в течение дня чаще всех будет брать в руки хозяйка?

       Крупы и пряности ещё пошумели немного, но потом согласились с сахаром.
 
        Наступило утро, и все увидели, что за завтраком хозяйка чаще всех брала в руки хлеб, сыр и чай.

      В обед хозяйка варила борщ, и чаще всех брала картошку, капусту, свеклу, морковь и лук и соль.

      Она приготовила, как и обещала вишневый пирог, и чаще всех брала в руки муку, молоко, яйца, вишню, сахар, добавила корицу и крошку-ваниль.

      А на ужин хозяйка чаще всего брала в руки картошку, хлеб и соль.

      Вечером, когда хозяйка ушла,  дверца шкафа снова распахнулись, и все крупы и пряности спрыгнули на стол.

 Шафран подбоченился и сказал притихшей ванили:
–Вот, видишь, зазнайка. А ты спорила. А вот соль – скромно стояла в сторонке. И в итоге оказалась нужней всех.

      Крошка-ваниль только тихо вздохнула. Да и что она могла возразить?

     Но тут на середину стола вышел индийский чай. Он лихо сдвинул шляпу набекрень, приложил руку к сердцу и сказал, обращаясь к крошке-ванили.

    –А мне так понравился ваш изысканный и сладкий аромат. Вы просто чудо, как хороши. К тому же, мы оба родились в жарких и далеких странах. Согласны ли вы стать моей женой?

      Чай и сам был молодец, хоть куда! - и издавал прекрасный аромат. Ещё бы!  Ведь, он был собран вручную на темно-синих горных склонах в индийской провинции.

     – Позвольте немного подумать, – скромно потупилась крошка –ваниль.

     –Хорошо. А пока вы будете думать, давайте станцуем вальс, – кивнул головой индийский чай.

    –Танцы! Танцы! – захлопала в ладоши гречка.
 
    –А кто будет играть? – спросила мука.

    – Позовем сверчков! Они мои друзья и часто играют для меня на скрипках, – предложила картошка.

    Пришли сверчки. В лапках у них были скрипки, литавры, трубы и барабаны.
То-то началось веселье!

     Вначале был вальс. Шафран плавно вёл корицу по кругу. А чай подхватил за талию прекрасную крошку - ваниль и заскользил  с ней.

     Потом была полька. Гречка с рисом так лихо отплясывали, что рассыпались по столу и на полу.

     Мука выскочила из пакета и подпрыгнула вверх, нарядив ваниль в белое платье и воздушную фату. А вермишель соскочил из шкафчика вниз, приобнял овсянку за талию и тоже стал плясать веселую польку.

     И вдруг что-то зашуршало за плинтусом, и на середину кухни выбежала мышь. Осмотревшись, она щелкнула зубами и грозно сказала:

     – Я сильно проголодалась,… Кто не спрятался, я не виновата!  – и бросилась к пакету с гречкой. Ох, и пустилась же гречка от мыши наутек.

    Какой же начался переполох! Все крупы и приправы попрыгали на пол и разбежались кто куда! Крошка-ваниль за ними следом. Но неловко споткнулась и упала.
   
    К ней подбежала мышь. И только она собралась её схватить, как сзади к мыши подбежал шафран, схватил её за хвост и стал оттаскивать от крошки -ванили. Мышь обернулась к нему и рассерженно клацнула зубами.

    Ох, и плохо пришлось бы шафрану, если бы не красный чилийский перец. Уж, он-то не растерялся: молниеносно выхватил свою острую шпагу из ножен и, размахивая ею над головой, громко закричал:
 
     –Вперед, друзья!

      А когда он настиг мышь, то храбро с ней сражался. Картошка тоже не осталась в стороне и метко выстреливала в мышь картофелинами, будто снарядами. Она тщательно прицеливалась, но почему-то вместо мыши все время попадала в стенку.

      Мука высоко подпрыгивала и стреляла в мышь мучными патронами. От них в кухне вскоре все побелело, как будто началась зимняя метель. Но к сожалению мучные патроны быстро закончились.

      Чай тоже не отставал: он вскочил верхом на слона со своей коробки. Слон грозно затрубил и побежал на помощь красному перцу.

     Испугавшись огромного слона, мышь растерялась и присела на хвост.

     –Ура! Мы победили! – выкрикнул красный чилийский перец и торжественно поднял вверх свою острую шпагу.

     И вдруг крошка- ваниль, та самая чудесная заморская ваниль, подбежала к красному чилийскому перцу, крепко обняла его и заблагоухала сильно- сильно.
 
    –Вы меня спасли. Вы - мой герой! И ни один даже самый храбрый гренадер не сможет устоять перед остротой и огнем вашей быстрой шпаги!

    Потом она обернулась к шафрану и чаю и тоже их поблагодарила.
   
     Крупы и пряности окружили мышь. Чай соскочил со слона и дернул мышь за хвост:

     –Пошла прочь, гадкая мышь. Не мешай нам веселиться.

     И мышь обратилась в бегство. Она забилась в дырку под плинтус и больше никогда оттуда не показывалась.

      А красный чилийский перец приосанился, подкрутил свои усы кверху, снял шляпу и опустился перед крошкой-ванилью на колено. Он прижал руку к сердцу и восхищенно сказал:

     –Вы самая прекрасная королева пряностей. Выходите за меня замуж!

     Ох, и обрадовалась же крошка -ваниль и захлопала в ладоши:

     – Только пускай у нас будет настоящая свадьба: с музыкой, белым платьем и фатой.

     –Как вам угодно, моя милая,  – важно кивнул головой красный чилийский перец.

      Тогда все стали собирать приданое. Мука подарила жениху и невесте мягкую белую перину, на которой сладко спать и пуховое одеяло. Чай преподнес им восхитительный чайный сервиз и золотистый чайник, чтобы зимними вечерами пить чай и не скучать. На окне рос молодой зеленый лук, и он преподнес будущим молодоженам букет цветов.
 
      Уже на следующий день сыграли веселую шумную свадьбу.
 
      Шафран и корица выступали в роли свидетелей и держали сзади край длинной белой фаты невесты.

     На стол поставили много всяких блюд: пудинги, манную кашу с фруктами, сливочный пломбир, ореховое и ванильное парфе, шоколад и бисквитные пирожные.

     Пригласили на свадьбу и хозяйку с мужем и детьми, мальчиком и девочкой. Все уселись за празднично накрытый стол. Индийский чай разлили по чашкам, добавили мед с лимоном, съели по огромному куску вкусного и румяного вишневого пирога с ванилью и веселились до самого вечера.