Черный коллектор судьбы

Валерий Толмачев
Моему ушедшему в мир иной коту Пэпи посвящается
________________________________________________


Его звали Скотч.

Скотч просил помочь…

Но первым нырнул Бурбон.

А я топтался наверху, ждал обеденного перерыва. Солнце пекло, время тянулось.

- Бурбона долго нет, - заметил я вслух, хотя это было и так понятно.

Скотч, коренастый, как борец, посмотрел на меня исподлобья, но потом крикнул вниз, во влажную темноту:

- Дед?!

Оттуда ни звука. И спускаться за ним не хотелось. Но что еще оставалось?

- Пошли, коллега, - сказал Скотч надменно.

- После вас, месье, - ответил я учтиво.

И мы нырнули в черную дыру.

Бурбон сидел на дне в глубине коридора и казался спящим.

- Бери его, - сказал Скотч и показал на вытянутые ноги в новеньких кроссовках, а сам взял старика под мышки.

«Как же мы его поднимем по лестнице?» - подумал я, обхватив холодные лодыжки.

И тут Скотч, который пятился к колодцу, отпустил Бурбона и, взмахнув руками, повалился навзничь.

«Газ», - мелькнула мысль, и одновременно закружилась голова. На Бурбона я смотреть избегал, но у Скотча лицо было растерянно, и губы беззвучно шептали.

«Помочь бы», подумал я, но вместо этого бросился к спасительному кругу света…

Казалось, его рука, аномально вытянувшись, преследовала меня и сейчас вцепится в ногу. Но я судорожным рывком успел выдернуть тело на поверхность.

И костлявая клешня колодца до меня не дотянулась.

***

Привалился к бордюру. Край был острый, резал спину. Проезжали машины, пыль из-под колес обдавала лицо.

«Пронесло!», - мелькнула мысль. – «А как же Скотч?»

Я же прочел по его губам: «Помоги…». И видел зверский, но тоскливый взгляд.

Чего я испугался?! Струсил, ринулся к выходу. На войне за такое могли бы расстрелять…

«Аммиак или метан?»

У люка столпились ноги. Голые женские, мужские в мятых брюках.

Потом они расступились, и показалась голова Скотча в кепке, которого тянули из-под земли. Рот был открыт, словно к челюсти привязали гирю. И один глаз открыт, он смотрел на меня…

***

- С работы? –дружелюбно спросил молодой бармен, наполняя мне кружку.

- Ага, - ответил я, а сам подумал: «Нет у меня работы».

Пиво здесь было хорошее и дешевое, а на кассе и официантками работали юные очаровательные девушки. Что еще нужно слесарю муниципального предприятия «Городская канализация»? Вид портила только компания коренастых парней в кепках, сосавших кальян, но это была неотъемлемая часть пейзажа, повторявшаяся в разных вариациях.

У меня был трехдневный больничный, лежать в маленькой душной квартире было все равно, что хоронить себя заживо, поэтому я пришел сюда и сел в углу. Но так, чтобы был виден телевизор.

Надо было обдумать, как убираться из города, пока Скотча не выписали, но деваться было некуда, оттого и путных мыслей в голове не было.

 Что оставалось делать?

И тут от группы с кальяном отделился один.

Скотч?!

Быстро его выписали!

Он надвигался, заполонив широким телом весь проход.

- Чего ж в больничке не навестил, коллега; апельсинов жалко стало? – спросил Скотч, грубо причалив за мой столик. Вид у него был совсем нормальный, только мрачный.

Я пожал плечами. Что говорить?

А он смотрел, как на допросе, не снимая кепки.

- Сам как бы поступил на моем месте? – спросил я, направляя разговор к неизбежной сути.

- Спас бы.

- Спастись самому или спасать человека: тут срабатывает рефлекс. Я ведь тоже мог погибнуть.

- У тебя был неправильный рефлекс.

- Какой есть.

- Интеллигенция, - сказал он сквозь далекие от идеала зубы. «Гнилая», - мысленно добавил я, глядя на них.

- Думаешь, меня не мучила совесть? – спросил я.

- А мне то что?! - возразил он. – Из-за тебя я чуть на тот свет не попал.

- Не попал же…

- Бог миловал. Может, специально, чтобы с тобой разобраться, чтоб показать, каков ты есть.

«А каков я есть?» - подумал я. Обычный человек, без вредных привычек. Из особых примет - выпускник МГИМО, скатившийся до слесаря канализации. Но и там не удержавшийся…

- Зачем показывать, я и так знаю.

- Чтоб люди знали…

- Есть хуже меня.

- Что ты на других ссылаешься? За себя ответь.

- Зачем ты разжигаешь во мне комплекс вины? Я и так закомплексован. Любое рефлексирующее существо, как говорят, является закомплексованным элементом. И я согласен им быть, раз это неизбежно. Чтобы однажды раскомплексоваться…

- Нет, ты уже не рас..., - Скотч запнулся, - комплексуешься.

Он покачал головой.

- Откуда знаешь? – возразил я. – А я надеюсь и стремлюсь…

- Как ты стремишься? Не получается у тебя. Нет эффекта.

- Тут ты прав, - я предпочел сменить тактику, тем более, что возразить было нечего.

- Бурбона жалко, - вдруг сказал он задумчиво…

***

-… Ему только вчера день рожденья отмечали, вон внук кроссовки подарил, -  продолжил Скотч уже скорбным голосом директорши нашей конторы. – Какие мужики были, соль земли!

Веки красными шторками закрывали мои глаза.

Возле уха заскрипела резина. Подъехало что-то большое. Остановилось, дало задний ход. Казалось, выхлопная труба уткнулась прямо мне в нос.

- Что так долго? – сердито и как будто издалека спросила директорша.

- Пробки, - спокойно отмазался мужской голос.

- Ладно, берите скорее.

Меня схватили, подняли. Зашаркали ноги.

- А остальные? – спросил тот же мужчина.

- Вы же живого с покойниками не повезете, да и место у вас одно…

Железная дверь захлопнулась, отсекая внешние звуки, и меня повезли.

*****