Радиоприёмник

Александр Шевчук2
Вот и закончилась долгая сибирская зима.  Яркое солнце  ласкает теплом, пробуждая природу. Скворцы на деревьях выводили причудливые трели, радуясь пришедшей весне. Сельчане  копошились на своих усадьбах, убирая накопившийся  за   зиму мусор. Михалыч, глядя на соседа, он поправлял покосившийся забор, тоже решил навести порядок в  своей ограде. Дом был старый, но еще цепко стоял на земле. Ограда у дома была большая, как и у всех на селе, без экономии.

      Снег под теплыми лучами солнца растаял, но в затенённых уголках ещё лежал. Михалыч взял лопату и начал раскидывать снег, что бы он быстрей растаял, в ограде и  высохла земля. Михалыч был среднего роста, в годах, уже десять лет как на пенсии, но  бодрился, несмотря на преклонный возраст. По хозяйству справлялся  сам, надеяться было не на кого.

     С женой Татьяной  дружил ещё со школьной скамьи,  жили дружно, в согласии. Две дочери жили в городе, и каждое лето приезжали  с детьми  в родительский дом погостить. Недельку побыв, уезжали, оставив родителей ожидать следующего  их приезда. Михалыч прибирал во дворе, а жена в это время наводила порядок в доме. Лишний хлам  она выносила на кучу мусора, что была в углу ограды.

     Когда жена позвала его в дом, поставив лопату у забора, он пошёл на зов жены. Татьяна из кладовой выносила старый радиоприёмник «Родина».
    - Выбрось  это старьё  в мусор,  он много места занимает в кладовой, некуда пустые банки поставить, все равно он  давно не работает, да и не нужен, - проговорила ворчливо она.

  - Телевизор есть, нам и его хватает,- добавила она.
  - Ну, уж нет, - возмутился Михалыч: это память, хоть  старый он, ретро теперь  называется, понимать надо.

  - Ты сам уже ретро, а  ещё за старьё цепляешься, - возмутилась жена.
  - Пусть стоит, не буду выбрасывать: настаивал Михалыч.
  - Сначала в избе стоял, ретро твое, зря место занимал. Теперь в кладовой уже много лет стоит,  никому не нужен. Выбрось, я тебе сказала! -  уже в сердцах проговорила Татьяна.

    Михалыч  выбрасывать не стал, а  взял радиоприёмник и понес его в свою мастерскую, где был  у него  свой  угол, с инструментом и широким верстаком. В мастерской он был хозяин, и жена там не имела никаких прав. Поставив приёмник на верстак, сам сел рядом на табурет и любовно глядя на приёмник,  задумался.
    Память! Она не предсказуема, прошлое помнит, как вчера, а что было вчера, хоть убей, не помнит. Михалыч, глядя на радиоприёмник, вдруг вспомнил случай и  тихо, про себя, засмеялся.

    Весной, сразу после окончания школы, устроился работать в  местный радиоузел  дежурным по вещанию радиопередач. Трансляция шла по проводам на весь район. Радиоузел располагался в здании почты, в  самом центре села, рядом был парк имени Горького.

      Дежурство на радиоузле заканчивалось в двенадцать часов ночи. Дежурить в праздник, когда молодежь развлекается в парке, было невыносимо. Но что поделаешь, такая  была работа, благо, что дежурство было через день. Не редко заходили друзья в гости переждать дождь или время скоротать до киносеанса.
        В  те времена  телевизоров не было, и новости  узнавали  только из газеты «Правда». Еще, у кого были радиоприемники,  втихаря слушали голос Америки и Китайскую радиостанцию на русском языке. Так просто, из интереса, потому что нельзя. В аппаратной для вещания стояло два радиоприемника «Казахстан», с одного транслировали, а другой стоял в горячем резерве.

    Чтобы время скоротать, тоже слушал Китай, его хорошо слышно, так как он был не так далеко. «Голос Америки» из Европы было плохо слышно, эту радиостанцию  наши глушили. Передачи из Китая шли на русском языке,  они смешно сюсюкали со своим акцентом, но их понять было можно. Надоедало слушать Китай, находил хорошую музыку и сидел в наушниках, слушал её. Так и дежурство быстрей проходило.

    Однажды вечером перед киносеансом, зашел скоротать время одноклассник Анатолий Чернаков. Посидев немного, попросил послушать Китайскую радиостанцию. Я был занят ремонтом телефонного аппарата  и,  показав на резервный приёмник, разрешил послушать.

     Прошло немного времени, зазвонил телефон. Подняв трубку, услышал голос начальника радиоузла:
    -Ты чего транслируешь, паршивец! «Голос Китая» включил на весь район! Выключи немедленно! - Проорал  начальник.                Я, с испугу,  даже выронил телефонную трубку. Мой товарищ сидел  у основного рабочего радиоприёмника и спокойно слушал Китай. Подбежав к нему  я, оттолкнул его, и быстро настроил нужную частоту на приемнике,  трансляция пошла  уже  по расписанию.

   Утром, когда пришел  на работу, получил нагоняй от начальника за антисоветскую  деятельность,  он сказал, что меня вызывают в райисполком.  В райисполкоме  председатель Николай Михайлович Комаров прочитал мне нотацию и пригрозил исключением из комсомола. Напомнив мне, что материал по слушанию иностранных радиостанций направит в органы.

    Неизвестно чем могло   закончиться  это происшествие, но повестка в армию все  проблемы решила.  Михалыч протер тряпочкой радиоприёмник и аккуратно поставил  в угол на старую тумбочку. Выйдя во двор, продолжал раскидывать оставшийся снег.