Крестные ходы в Омске в 1918- 1919 годах...

Сергей Сизов Омск
КРЕСТНЫЕ ХОДЫ В ОМСКЕ В 1918- 1919 ГОДАХ КАК СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ЦЕРКВИ В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ СМУТЫ

Выступление на научной конференции "Православие в Омском Прииртышье: история и современность" (к 300-летию города Омска)

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Проект № 17-81-01006 «"Белая столица России": повседневная жизнь Омска (июнь 1918 ; ноябрь 1919 гг.)»


Вопрос о степени участия Церкви в общественной жизни вызывает определённые споры и трактуется по-разному. С одной стороны, Церковь должна по возможности воздерживаться от прямого вмешательства в политику, чтобы не быть использованной в политической борьбе, чтобы не обострять конфликты между различными социальными группами граждан. С другой стороны, Церковь не может и не должна проявлять равнодушие, когда речь идёт о защите Православной веры, нравственности и Отечества.

История России даёт нам потрясающие примеры того, как святые угодники Божии активно участвовали в защите Православия и спасении Руси от иноземных захватчиков, укреплении её единства. Всем хорошо известно как великий русский святой преподобный Сергий Радонежский поддерживал собирание земель вокруг Москвы, примирял князей, благословил своих иноков Александра Пересвета и Андрея Ослябю на участие в Куликовской битве.

Не менее значим для нас и подвиг святого патриарха Ермогена, который в тяжелейший период Смутного времени в начале XVII веке не поддался угрозам и пыткам поляков, а сплотил русский народ своими воззваниями и способствовал созданию ополчения, изгнавшего из нашего Отечества поляков. В конечном итоге, патриарх отдал свою жизнь за сохранения Русского государства и Православия. Знаем мы, что и монахи, и миряне вместе, плечом к плечу, обороняли Троице-Сергиеву Лавру от польских интервентов. И святыню Православия поляки взять не смогли,

Смута, произошедшая в нашей стране в начале ХХ века, приведшая к страшным событиям революции и Гражданской войны, остро поставила вопрос о том, какую позицию в этой ситуации должно избрать духовенство. Стоит напомнить, что со времён Петра I наша Церковь находилась в весьма зависимом от светской власти положении. Это не могло не сказаться в определённой степени и на падении её авторитета. Распространение либеральных и социалистических идей, безудержное восхваление научных знаний со стороны интеллигенции, уверения, что якобы наука может всё объяснить и в отношении природы, и в отношении общества и человека, привели к заметному ослаблению влияния Православия в народной среде. Нерешённость важнейших социально-экономических социальных проблем, затяжная Первая мировая война и сопутствующие ей трудности ситуацию значительно усугубили.

В трудные дни русские люди всегда использовали крестный ход, чтобы испросить у Бога помощи. В Омске в период революции и Гражданской войны два крестных хода имели большое общественное значение и вошли в историю города и имели, возможно, и общероссийское значение.

Первый крестный ход в Омске, имевший большой общественный резонанс, состоялся 4 (17) февраля 1918 года. Накануне, в январе, был обнародован декрет советской власти об отделении Церкви от государства, который верующими был справедливо расценен как начало открытых гонений на Русскую Православную Церковь от безбожных властей. Патриарх Тихон осудил безбожников и призвал к сопротивлению этим действиям в своём послании от 19 января 1918[1]. По призыву Поместного Собора во многих городах России состоялись крестные ходы. 4 (17) февраля 1918 год крестный ход, в котором участвовали все городские приходы, состоялся и в Омске; его возглавил преосвященный Сильвестр. Шествуя по улицам города, грандиозный крестный ход останавливался у каждого храма, епископ служил молебен, а затем обращался к народу с увещевательным словом, призывая хранить православную веру и защищать храмы, которым при наступающем порядке стало грозить разорение.

Большевики, встревоженные общественной активностью епископа Сильвестра, решили его арестовать. Через день после городского крестного хода в три часа ночи с 5-го на 6 февраля (т.е. с 18 на 19 по новому стилю) к архиерейскому дому подошел вооруженный отряд карателей-матросов, которые стали стучать в двери. Так как ещё задолго до этой ночи преосвященный Сильвестр, ввиду грабежей и насилий, чинимых в городе под видом обысков, распорядился ночью в дом никого не пускать, прислуга дверей не открыла. Пришедшие стали грозить, что будут стрелять и взорвут двери. Тогда по распоряжению эконома архиерейского дома на соборной колокольне ударили в набат. Каратели бежали.

К архиерейскому дому начал сбегаться народ, к которому вышел владыка. В это время стало известно, что какие-то люди грабят дом кафедрального протоиерея Александра Соловьёва и ключаря. Часть народа пошла к их дому. В это время снова появился вооруженный отряд и ворвался в дом епископа. Владыку Сильвестра схватили, приставили к виску револьвер и, не дав возможности надеть теплую одежду, по сибирскому морозу пешком повели в помещение совета депутатов. Главарь отряда набросился на находившихся в архиерейском доме людей и, выстрелив из револьвера, разрывной пулей убил эконома владыки Николая Цикуру.

Дорогой в совет депутатов и в первые часы пребывания там безбожники беспрестанно издевались над преосвященным Сильвестром. Епископа посадили в общую душную и грязную комнату. В это время по всему городу гудели колокола — это на звон соборной колокольни откликнулись другие церкви. У храмов, на улицах и площадях появились толпы народа. Возмущённые люди требовали освободить епископа. По требованию верующих горожан к епископу были допущены несколько депутаций. Депутации, общее народное возмущение оказали влияние на настроение большевиков, и владыку перевели в другую комнату.

На следующий день весь город пришёл в движение; учреждения, магазины, учебные заведения закрылись. В городе шла непрерывная стрельба—это красногвардейцы залпами разгоняли народ. У архиерейского дома была поставлена стража. В четыре часа дня в городе объявили осадное положение, и люди были вынуждены разойтись. Стрельба продолжалась всю ночь. В двенадцать часов ночи в архиерейский дом пришла следственная комиссия и опечатала покои епископа. 7(20) февраля владыка провёл в заключении, а 8-го в двенадцать часов дня был освобождён.

Характерно, что позднее события 5-6 (18-19 февраля) 1918 г. в Омске были названы большевиками «антисоветским выступлением» и «поповским мятежом». Эта оценка повторялась и в советской историографии, и в поздних работах. Утверждалось, что «планировалось арестовать большевистских лидеров, свергнуть советскую власть в Омске. Город был объявлен на осадном положении, имели место вооруженные столкновения сторонников и противников советской власти»[2]. Сегодня повторять такие оценки событий, значит, отступать от принципа объективности. Выражение «поповский мятеж» - это большевистский штамп, который не выражает сущности происходивших событий. Выступления верующих в Омске было ни чем иным как попыткой выразить свою гражданскую позицию, защитить Православную веру от богоборческой власти, остановить насилия и защитить правящего епископа.

Активная позиция омского архиерея получила не только поддержку омских верующих, но и Церкви. Не случайно 22 апреля (5 мая) 1918 года ко дню Святой Пасхи Патриарх Тихон возвёл епископа Сильвестра в сан архиепископа.

После начала Гражданской войны на территориях занятых белой армией, не имеющих связи с Патриархом, состоялось Сибирское церковное совещание из 13 архиереев и 26 членов Поместного Собора, на котором было организовано Временное Церковное Управление во главе с архиепископом Сильвестром[3].В период, когда он занимал этот пост, в Сибири был отменён декрет об отделении Церкви от государства. Церковь получила отобранные у неё земли и собственность, в школах было восстановлено преподавание Закона Божия, в Сибири была возобновлена учебная деятельность в пяти духовных семинариях и в пяти духовных училищах.

29 января 1919 года владыка привёл к присяге адмирала А.В. Колчака как Верховного правителя России. Немало русских людей связывало с адмиралом определённые надежды на восстановления порядка в России. И снова архиепископ Сильвестр решает испросить помощи Божией, организуя грандиозный крестный ход.

В воскресенье 17 (30) марта в Омске состоялся религиозно-патриотический второй грандиозный и общественно значимый крестный ход. Прежде чем говорит о самом ходе, следует сказать об иконе святителя Николая Чудотворца, которую несли во главе этого хода. Эта икона была сделана с крошечного снимка, переданного в Пермь по благословению Патриарха Тихона. Снимок был сделан с надвратной иконы Николы Можайского в киоте Никольской башни Московского Кремля. Передача этого снимка может быть расценена как скрытое признание патриархом Верховного Правителя России[4]. По свидетельству премьер-министра П.В. Вологодского на основании снимка уральские мастера сделали икону Николы Можайского из «уральских камней». И эта икона была преподнесена епископом Борисом Пермским А.В. Колчаку в Перми.

Но вернёмся к крестному ходу в Омске. Газета «Сибирская речь» в номере от 3 апреля 1919 года даёт весьма подробное описание этого исторического крестного хода. «С разрешения Верховного правителя, принадлежащая ему икона Святителя Николая Чудотворца — точный снимок со старинной иконы, находящейся в Москве на Никольских воротах и поруганной большевиками, пребывавшая всю неделю в Успенском кафедральном Соборе, выносится, после литургии, с торжественным крестным ходом на площадь для следования в дом Верховного правителя, через весь город. Солнце заливает своим ярким светом собравшиеся Крестные ходы их всех церквей Омских. Ослепительно блестят золочёные ризы на иконах, кресты, хоругви и облачение духовенства. Мощное пение сливается со звуками исполняемого военным оркестром «Коль славен» и торжественным звоном колоколов.

Крестный ход направляется по Тобольской улице. Впереди всех распорядитель, затем последовательно: фонарщики, кресты, хоругви, иконы, духовенство. Старшие протоиереи о. Покровский и о. Соловьёв несут икону. За ними архиепископ Омский Сильвестр и епископ Казанский в полном облачении с посохами. Народ заполняет всю улицу, на всю её ширину. Целое море голов. Пение не прекращается во все время пути. Крестный ход последовательно проходит мимо всех приходских церквей, с остановкой у каждой из них, а именно у Крестовоздвиженской, Братской, Ильинской, Михайловской, Петропавловской, Казанской Кладбищенской, Знаменской, Никольского казачьего собора.

У всех церквей совершается краткое молитвословие, настоятель местного храма произносит слово. Владыка благословляет на все четыре стороны город и народ.

По всему пути встречает крестный ход народ. Стоят у дверей домов и ворот и даже на крышах.

Сильное впечатление на слышавших произвело слово Архипастыря Сильвестра, сказанное им перед Петропавловской церковью.

Владыка, указывая на икону, вдохновенно говорит: «Не напрасно совершили большевики поругание святой иконы. Бог прославил её ещё больше — поруганную. Видите — меч в руке Святителя. Он цел и невредим. Под грозным водительством Святителя Николая Чудотворца пойдет Русская армия спасать Русскую Землю».

У Кладбищенской церкви произносит горячее слово о. Орлов. Он говорит о родине.

Картинно описывает, чем была Россия раньше и чем стала теперь. Надеется, что при помощи Божией армия вернёт былую славу и мощь нашей родине. Мы должны помочь армии всем, чем можем.

Перед Казачьим Николаевским собором настоятель о. Леонид Покровский произносит высокопатриотическую сильную речь. Указывая на чудесное сохранение иконы, он видит в этом особое предзнаменование. Именно икона Святителя Николая Чудотворца находится у Верховного правителя в Омске, в Сибири. Он верит, что плененная Москва, ранее собиравшая землю Русскую, передала список со своей святыни, как своё благословение на великое дело. Святитель Николай — покровитель Сибирского войска. Сибирские казаки первые примкнули к чехословакам для освобождения Омска. Они первые пойдут и на освобождение Москвы.

От собора крестный ход направляется к дому Верховного правителя. На набережной против дома оркестр играет «Коль Славен». Крестный ход входит в ограду.

На дворе у крыльца Верховный правитель встречает икону. Архиепископ служит торжественный молебен. Провозглашается многолетие. Архиепископ благословляет иконой Верховного правителя и народ и вносит её в дом.

Крестные ходы расходятся. Время подходит к 7-ми часам вечера. Богомольцы, пробывшие с крестным ходом около семи часов, возвращаются бодрые и радостные»[5].

В апреле 1919 года в Омске состоялся организованный ВВЦУ Сибири Православный Собор Сибири, предавший анафеме руководителей большевистской партии и постановивший при богослужении поминать адмирала А. В. Колчака Верховным Правителем России. В направленном духовенству Сибири обращении Собора, касаясь его участия в движении за освобождение Сибири и России от большевиков, говорилось: “Пастыри Церкви имеют нравственное право на борьбу с большевизмом, и никто не должен рассматривать эту борьбу как неподобающую Церкви, как вмешательство Церкви в политические общественные дела государства”[5]. Хочу подчеркнуть, что, принимая решение об анафемствовании большевистской партии, Православный Собор Сибири руководствовался решением и святейшего Патриарха Тихона, который также предал анафеме всех безбожников ещё 19 января 1918 года [6].

Два описанных в статье крестных хода имели определённые отличия. В первом случае, в 1918 году крестный ход носил своеобразный защитный характер в условиях полновластия большевиков. Активные действия против верующих и их архиерея вызвали протест. Во втором случае, в 1919 году, крестный ход проводился в условиях правления в Омске адмирала Колчака и являлся символом поддержки похода белой армии на Москву для освобождения страны от богоборческого большевизма. Объединяет оба крестных хода – стремление верующих поддержать Русскую Православную Церковь и позицию правящего архиерея – архиепископа Сильвестра, будущего священномученика. России предстояло испить горькую чашу антицерковных репрессий.

Не участвуя в политике напрямую, Церковь не должна стоять в стороне от важнейших общественных проблем России. Особенно же тех проблем, которые затрагивают вопросы религиозные вопросы, проблемы духовной жизни, образования, воспитания, нравственности. И сегодня крестные ходы являются формой не только сугубо церковной, но и гражданской активности верующих, выражающих свою позицию по важнейшим вопросам общественной жизни. Представляется необходимым к 300-летию города Омска провести большой крестный ход в защиту исторической памяти и традиционных духовных ценностей. Думаю, что многие омичи такое мероприятие поддержат.
-------------------------
На фото: Успенский кафедральный собор Омска в начале ХХ века.