Планировщики

Смотритель Дебаркадера
…Можно погрузиться в невероятные пучины человеческого сознания. Уверяю вас, это самое увлекательное путешествие, которое можно вообразить.
Без сомнения, не каждому это по нраву. Причина здесь в том, что уровни интересов и ценностей у разных категорий людей различны. Один довольствуется работой и пищей, сном и простым отдыхом, другому необходимо общение, третий же – философ и искатель истины. Важен сам процесс, ибо нашедший истину подобен тому, кто встретил свою собственную смерть.

Он не знает, что с ней делать…

Человеческое сознание – самая загадочная, прекрасная и парадоксальная вещь. Чтобы пояснить это, позволю себе процитировать одного из героев:

«Я похож на человека, у которого есть план? Я знаешь кто? Я пёс, бегущий за машиной. Я бы не знал, что делать, если бы не догнал. Так что я просто делаю, и всё.
У мафии есть план. У полиции есть план. У Гордона есть план. Они  п л а н и р о в щ и к и. Планировщики пытаются контролировать свои тесные мирки. Я не планировщик. Я пытаюсь показать им, насколько жалки их попытки всё контролировать. Поэтому, когда я говорю, что между нами не было ничего личного – я говорю чистую правду. Я взял ваш план и использовал его против вас. Смотри, что я сделал с городом с помощью бензина и пары пуль.
Знаешь, что я заметил? Никто не паникует, когда всё идёт согласно плану. Даже если план чудовищен. Если завтра я заявлю прессе, что один из членов банды будет застрелен,  если грузовик солдат взлетит на воздух, паники не будет. Потому что всё это часть плана.
Но когда я говорю, что какой-то жалкий мэр умрёт, все вдруг теряют голову.
Совсем немного анархии, нарушение установленного порядка, и всё вокруг повергается в хаос.
Я носитель хаоса. И знаешь, что является основой хаоса? Это страх».

С одной стороны, любое сознание работает по одним и тем же законам развития, оно есть порождение общества. Человек подчиняется установленным правилам жизни. Ест из тарелки, одевается, имеет документы, совершает поступки при одних и тех же условиях такие же, как и другие люди.
С другой стороны, две развивающиеся в одном и том же социуме личности могут носить совершенно различный набор качеств характера. Нет на земле двух одинаковых сознаний, хотя в какой-то степени все мы – одинаковы.

Тех же, кто выпадает из общей поведенческой схемы, общество объявляет чудаками, «неадекватами», а особо радикальных изолирует от себя.

Существуют ли науки, изучающие сознание?
Первое, что приходит на ум – психология. Однако следует заметить, что психология пользуется статистическими данными, на основе которых и разрабатываются рекомендации для поведенческих моделей. Но когда психолог сталкивается с выпадением из общего правила, с «неадекватом», обладающим к тому же изрядной долей самодостаточности, он пасует. А с ним и пасует официальная публичная наука.

Таким образом, попытки повлиять на формирование сознания известными не-терапевтическими методами всегда кончались неудачей, ибо механизм возникновения различий в конфигурации личностей неизвестен и поныне. Конечно же, я имею в виду естественные науки. В противовес сказанному хочу привести старую одесскую шутку.
У раввина спросили:
- Какой смысл быть священником?
- Стану ксендзом.
- А потом?
- Стану первосвященником.
- Ну, богом-то всё равно вам не стать.
- Как сказать. Одному еврейскому мальчику это удалось.

Подавляющее большинство полагает, что самостоятельно принимает все решения на жизненном пути. Это не так. Никто из нас ничего не решает. Всё уже решено и предустановлено правилами общества. Самый серьёзный противник свободы выбора - общественное мнение.
Об этом догадывается каждый из нас, но упорно не придает этому факту надлежащее значение.