Мишка

Анатолий Алексеевич Никитин
- Что это такое?
Спросил я умудрённого жизнью седого человека.
- А кто его знает!
Закуривая в задумчивости, ответил он мне.



Кольский п-ов.
В то Советское время родное государство крепко заботилось о безопасности, вдумчиво развивало космос, а также сопутствующие ему направления. Для этого крайне необходимы высокотемпературные металлы и легирующие добавки. Поэтому в те годы в наших краях шли активные буровые работы на редкие металлы.

Буровая, это сплав высоко технологического оборудования, постоянно действующего в экстремальных условиях эксплуатации. Люди в геологии прессуются в пёстрый конгломерат. Кого только нет: русские, украинцы, азербайджанцы, грузины. Широка страна моя родная! Бывало искренне удивляешься, каким это ветром задуло сюда именного этого человека! Хотя если смотреть объективно, в основном приезжали на Север заработать свой длинный рубль. Только не у всех это получалось. Жизнь сложна, просчитать её заранее, выходит далеко не у всех.
Давали о себе знать различия по характеру, образованию, темпераменту. Зато юмор, шутки присутствуют постоянно! С ними легче преодолеть возникающие по ходу дела трудности. Климат здесь действительно суров. Сильно действующая на психику полярная ночь, месяцами искусственный свет. Зимой в горах жуткие ветра. По несколько дней свету белого в двух шагах не видать! Пурга! Лишь несколько цифр.
Однажды начальнику местного КИПа, после одной из таких вьюг принесли вышедший из строя прибор измеряющий силу ветра, с застывшей стрелкой на циферблате: 60 м/сек. Для сведения-это ураган в последней степени! К примеру, деревья валит и вырывает с корнем при 25 м/сек! Зато морозы зимой довольно умеренные, минус сорок большая редкость. Но если мороз за двадцать, да ветер под тридцать, очень впечатляет! Пробирает до костей. Особенно новичков с южных регионов. Но человек так уж устроен, ко всему постепенно привыкает, перестаёт обращать внимание на такие вот мелочи.

Вышка буровая, на самом деле дырявый сарай! Зимой тепла в ней скапливается немного, постоянные сквозняки. Получается, практически всегда ты находишься на улице, хоть и стоит в углу железная печка. Работали мы тогда, по четыре человека двумя парами четыре дня подряд. Смена двенадцать часов, столько же отдыхаешь. Входит сюда: доставка до работы, приготовление еды работающей смене и самому себе тоже. Бурильщик как и положено, управляет самим бурением. Попутно даёт ценные указания.
Пом бур как правило шустрый малый, местами одежда его в пятнах антивибрационной вязкой  и почти несмываемой смазке, делает всю остальную работу. А её там более чем достаточно!
Кроме всего прочего, он же постоянно должен проверять дизельную. Смотреть за её работой и вообще, всё ли в порядке. Дизельная, сердце всей площадки! Очень шумная, тёплая будка на санях. От неё будто живительная кровь по организму растекается по всему лагерю электричество по кабелям. Свет на улице, в вагончике, буровой. И самое главное, энергия для бурового станка! Дизельная всегда должна работать без сбоев! От неё тепло и свет в этом холодном царстве теней. Поэтому кормить ее топливом нужно постоянно! А соляры она жрёт немало! Эту солярку приходится качать ручным насосом на улице, несмотря на сильно мешающие факторы: мороз, пурга, дожди, темнота, ураганный ветер. Это и есть прямая обязанность пом бура!
Очень удобно, что всё здесь монтируется на санях. При необходимости подъехал трактор, зацепил на жёсткую сцепку и потянул за собой салазки с грузом куда требуется. Хоть на тридцать метров, хоть за километры! Правда, бывали конфузы при перевозке, не без того. В горах асфальта нет, одни валуны. Их там миллионы!
Было как-то, лёг наш вагончик набок. Не забуду картину открывшуюся нам с другом сверху через окно. Кто-то перед самой перевозкой испил кружечку чаю и вылил  заварку в ведро. Та половина, где была рация, спальники и вся наша одежда, равномерно была покрыта тонким слоем спитого чая. Долго же мы его выковыривали  потом из самых неожиданных мест!
Конечно, бурильщику тоже немало достаётся, вся ответственность на нём! План, любая авария, выход из строя оборудования, обрыв снаряда, не дай бог травма. Виноват всегда бурильщик! А что с пом бура взять? Но черновая работа, это его.

Моему другу пом буру Сане, вечно улыбающемуся долговязому любимцу женщин попал в напарники молодой специалист недавно пришедший из института. Контактный, умница, весёлый парень! Они всю смену работают с шуточками да прибаутками.
Мой же бурильщик, дед невеликого роста вечно ходит какой-то грустный, сам в себе. Эмоции держит внутри, не выставляя напоказ. Только вот взгляд у него сквозь клубы дыма папиросы марки «Беломор» какой-то хитрющий. Пойми, что конкретно он имеет в виду. То ли хвалит тебя, то ли ругает.
Перевозка буровой-это замечательно!
Весело, можно сказать отлично! На площадке новые люди!
Перевозка бывает когда скважина уже пробурена и надо начинать следующую в указанном на карте месте. Собирается куча разношерстного народу: каротажники исследующие своими приборами скважину, трактористы, частенько геолог, мастер. Ну и мы, так сказать люди местные. Буровая бригада из четырёх человек. С утра у нас сегодня организованная суета, снаряд извлечён из скважины, штанги уложены в сани. В основном всё подготовлено к перевозке, осталось кое-что по мелочам. Трактористы люди бывалые, пришли первыми и ковыряются в моторах своих стальных коней. С нетерпением ждём прибытия остальных.

Я, будто великий полководец стою на красивом валуне как на трамплине! Подо мной обрыв на десятки метров. Видимость отсюда гигантская, на десятки километров!
Прислонив ладонь ко лбу, наблюдаю как внизу медленно пробиваются по горам две яркие машины. Это натужно гудя двигателем ползёт каротажный Зил-131. За ним как на привязи следует вахтовка, желтый «Урал». Через полчаса, минут сорок они уже на месте!
Первым из «Урала» вышел всеми уважаемый мастер Николай. Подвижный, с первого своего шага, привычно как дирижёр он начал управлять всеми вокруг. Замыкающим из кунга появился неизвестный мне ранее довольно пожилой на вид человек в большой мохнатой светлой шапке. Ребята с большим почтением помогли спуститься ему вниз по скользкой, не внушающей особого доверия металлической лесенке.
В руках у него была какая-то тренога, а также небольшой квадратный зелёный чемоданчик. Этот человек чем-то сразу приглянулся мне. Мягкий такой, спокойный. Встречные в знак приветствия, чуть приподнимали свои шапки ушанки, незнакомец благородно отвечал им тем же.

- Николай!
Обратился он к мастеру.
- Ну чего, времени у нас не так много. Дай мне помощника по шустрей, да мы пойдём! Работы невпроворот!
- Хорошо, бери Анатолия, он тут всё знает! Лучшего помощника тебе не найти!
Указав на меня рукой переключился на трактористов. Подойдя ко мне ближе, неизвестный протянул в приветствии руку:
- Александр Иванович, маркшейдер.

На вид, весь седой и белый словно Дед Мороз, даже густые усы его были белыми!
Ими он  приятно и мудро улыбался.
- Анатолий, пом бур.
- Анатолий! Поможешь сегодня в одном очень важном деле?! Надо будет с рейкой чуток поработать!
- Да с удовольствием, не могу я больше в вагончике сидеть! Они там так накурили, хоть топор вешай!
- Это точно, они могут!
В усы усмехнулся он.

Я взял сложенную вдвое рейку, закинул её на плечо и мы неспешно тронулись по склону на юг. Вначале чуть убыстрил, было желание сходу влететь на бугор. Но случайно обернувшись, увидел как две крупные капельки пота одна за другой скатились по седому виску идущего сзади. Осознав что был не прав, резко сбросил ход. Развернулся, попросил доверить нести мне нивелир с треногой. Он с благодарностью в глазах безропотно протянул их мне. К чему слова, моё предложение было своевременным. Похоже со здоровьем у него есть большие проблемы.
Пройдя около километра по живописному снежному склону, мы перевалив бугор вышли на ровное белое поле. Здесь оказался приличный наст, хоть в футбол играй! Одно плохо, за мячом далеко бежать…

Александр Иванович остановился, осмотрелся, снял свою кудрявую шапку и утёрся платочком. Достал карты, посмотрел в тетрадку и начал сверяться с местностью. Немного погодя, вытянув руку на юг изрёк:
- Туда!
Метров через сто вновь остановился, опять сверил место с картой. Не спеша установил треногу, теодолит, Покрутил на нём какие-то колёсики. При этом мурлыча весёлую мелодию. Подозвал ближе и очень подробно объяснил как именно надо действовать с ним на расстоянии. Слушай!
- Если подниму правую руку, иди вперёд пока не опущу. Опустил, стой! Левую руку поднял, вернись назад, пока не опущу! Двигайся по ровной линии, понял?
- Чего тут понимать!

Подхватив рейку, отправился по намеченному пути в сторону восточной горы. При этом приходилось всё время поворачивать голову назад, наблюдая за его правой рукой. В каком именно положении она теперь находится.
Он же, чуть согнувшись пристально смотрел в свой прибор. При этом смешно семафорил мне рукой в белой и пушистой вязаной рукавичке. Словно это был встречающий на перроне родственник. Видя что произошла заминка, втыкаю рейку вертикально в снег и скатываюсь как колобок обратно.

- Александр Иванович можно я туда гляну? Страсть как хочется посмотреть, чего там люди видят?
- Давай, давай!
Он не спеша достал из внутреннего кармана папиросы, спички. Чуть поправил шапку постоянно сползающую на лоб. Быстро прикрыв ладонью от ветра, легко зажег спичкой папиросу. Затем откинув голову глубоко затянулся и медленно выпустил дым. Чувствуется, человек явно получает удовольствие. Мне всегда нравились умные, спокойные люди, сразу видно он из таких. Мудр и спокоен как удав.
Получив разрешение, прикрыв левый глаз мягко выдохнул чтобы ненароком не запотели очки на морозе и припал правым к окуляру нивелира. В нём была видна перевёрнутая цветная часть на рейке. То ли буква Е, то ли буква Ш. В общем, я быстро осознал правильность слов моей мамы.
- Учись сынок, учись.

Мудро улыбнувшись, маркшейдер предложил продолжить начатую работу. Я поинтересовался, долго ли мне эту полосатую доску по горам таскать? На что получил вполне конкретный философский ответ.
- Как сделаем, так сразу и закончим!
Успокоившись, устремился к рейке крупным шагом. С двух сторон у неё были узкие угловатые металлические скобы. Держать за них было довольно легко, но утомительно. Стоишь как пень, никакого тебе творчества в работе, хорошо хоть ветра сильного сегодня нет.
Понял вдруг, будет эффективней передвигаться в нужном направлении задом наперёд. В этом случае убиваешь сразу несколько зайцев. Отличный обзор, вижу склонившуюся над прибором фигуру, его руку. Так-то оно куда удобней! Какой отсюда вид, мечта!

По календарю весна, сегодня день замечательный, солнце словно в Сочи! Какая   вокруг красота! Белое покрывало от самых моих ног сбегало вниз далеко по склону, до самой тёмной полосы где начинался кустарник карликовой берёзки. Ещё ниже, горизонт пронзали острые пики елей. Над ними то тут, то там взлетали поодиночке или в стаях тундровые куропатки. Белые, они хорошо были видны на тёмном фоне. Но самого курлыканья к сожалению не слышно. Слишком далеко. Летают птицы словно в немом кино! В самом низу узкой полосой на десятки километров, меж двух горных массивов простиралось покрытое снегом исключительной красоты древнее озеро. Горные вершины блистали на солнце словно гигантские кристаллы алмаза высотою в сотни метров. Воздух чист, морозен, ясен и свеж.

Получив очередную отмашку шагаю дальше. Скоро почувствовал несоответствие размаха ноги и ширины получаемого шага. Осенила мысль, это происходит оттого, что подъём  становится круче, наст плотней. Отлично что замечательные резиновые сапоги фирмы «Красный треугольник» имеют достаточно крепкие каблуки! На морозе они превращаются в монолит! Других тогда не было. Конечно в них холодновато, даже сказал бы дубовато ногам, но на буровой в валенках не походишь.
Теперь каждый свой шаг старался впечатывать с силой. Данный процесс несколько увлёк, но прочеканив какое-то время, утомил. Я уже отошёл от прибора на довольно внушительное расстояние, был визуально выше Александра Ивановича. Смотрел на него с высокой горы. Отсюда слов почти не разобрать. Крепко держа скобы монотонно передвигал линейку и от тоски начал выдумывать всякое. Чего там, молодой ведь был.
А если я представлю, что держу сейчас в руках не холодную рейку деревянную с железками, а обнимаю девушку за талию! Только очень уж она у меня худая. И как только подумалось так, мысленно увидел воображаемые неведомые мне ранее тёмные одежды. Почему-то они не понравилось. А почему собственно говоря, она должна быть во что-то одета. Долой одежду! Пусть будет как есть, голая!
Так-то оно гораздо лучше! И смотреть приятней! Теперь моя рейка, шириной в десяток сантиметров и ростом пару метров начала приобретать вполне симпатичные мыслеформы. Вот здесь, покатые плечики. По ним струятся длинные, шелковистые волосы. Тут узкая талия, за которую крепко держатся мои руки. А дальше. Дальше значительно лучше! Замечательно! Нижние восхитительные формы придавали всей ситуации приятный и вполне законченный вид. Жизнь стала налаживаться. Я с пользой проводил своё рабочее время уходя всё дальше и поднимаясь всё выше. При этом автоматически подчиняясь руке в белой рукавичке. По команде останавливаясь, словно конь у водопоя. Прошло немало времени, наверху начало довольно чувствительно продувать. Ноги стали подмерзать, они звучали при стуке словно деревяшки.

И тут, неожиданно для меня, ещё минуту назад выглядевший усталым и измождённым Александр Иванович, мигом преобразился. Бросив свою треногу и тетрадь, что-то постоянно выкрикивая, как молодой помчался ко мне. Я же как солдат на посту, не двигаясь с интересом наблюдал за ним и его спуртом сверху. К огромному удивлению, расстояние мною пройденное за это время он преодолел за какие-то минуты. Даже я вряд ли смог бы улучшить его результат. Он бежал ко мне целеустремлённо, при этом полушубок колыхался в такт движениям. На бегу из последних сил мучительно пытаясь удержать на голове свою большую шапку. С какого-то времени, стал отчётливо слышать его голос:
- Стой! Не двигайся! Стой на месте! Не шевелись! Пожалуйста! Очень тебя прошу !

Слова его были слышны, но не понятен в них смысл! К чему вся эта суета? Я не собирался никуда уходить, ведь отмашки же не было! Если надо, мог бы просто поднять левую руку и я спустился бы к нему вниз! Ведь у нас с ним такие правила были! Тут он предпринял последний, как мне тогда казалось стремительный финишный рывок. Удивительно, никогда не видел, чтобы пожилые люди бегали в гору быстрее! Откуда только взялось столько молодецких сил?! Вдруг заметил его застывшее лицо, огромные глаза. Удивительной глубины и выразительности зрачки. Слёту он схватил меня через рейку за грудки и как бы на мне повис. Подобного я никак не мог от него ожидать. Он же сбив дыхание, ничего не мог произнести. Только крепко держал и очень часто дышал! Но вот, сделав несколько десятков глубоких вдохов и выдохов, изрёк.
- Осторожно! Посмотри что у тебя там сзади!!! Под ногами!
Резко повернувшись, я увидел буквально в нескольких сантиметрах от моих каблуков зияющую чёрную яму. Оказывается он в свой окуляр, на довольно солидном расстоянии смог увидеть эту дыру. Ещё один мой шаг, даже полшага и без сомнения я улетел бы в этот таинственный тёмный колодец. И только потом, следом за мною рейка с которой я уже чуть ли не сроднился. Свалилась бы она мне прямо на голову.
Мы тихонько отошли на несколько метров в сторону.

- Что это такое?
Спросил я умудрённого жизнью седого человека.
- А кто его знает!
Закуривая в задумчивости, ответил он мне. Тут же выяснилось, чуть слева по склону есть ещё несколько дыр, но все они меньшего диаметра. Развив бурную деятельность, я подполз к самой большой, превышающей в диаметре метр и опустил туда свою непутёвую голову. Стёкла моих очков в солидной тёмной роговой оправе немедленно запотели, стало вокруг всё белым, ничего не видно! Туман.
Быстренько протёр пальцами стёкла и продолжил с интересом изучать этот странный объект. Вижу, там под снегом начинаются какие-то каменные уступы, очень похожие на рукотворные ступени резко уходящие по склону вниз. Во всяком случае, три из них видел чётко! Будто кто их выдолбил! Ниже начинался полный мрак! Внутри было на удивление тепло. Если сейчас на улице градусов пятнадцать минус, то в этой пещере было плюс десять, двенадцать градусов. От ступеней, куда-то в темноту уходило большое линзовидное полое пространство. Чувствовался значительный объём, зрение стало чуть привыкать к темноте. Мне показалось, кто-то там есть и шевелится! Подумал, надо будет взять в вагончике шахтёрский фонарь, спуститься вниз и всё тщательно исследовать! Интересно же!
Но к моему глубокому неудовольствию, именно в этот самый момент закончилось и моё время. По правой ноге довольно настойчиво постучали. Мой опытный напарник отошёл от совершенного марш-броска и был сильно взбудоражен внеплановым открытием. Больше всего ему не нравились мои резкие телодвижения на краю неясной, неведомо откуда взявшейся на фоне белого снега чёрной дыры! Может это прямой спуск в преисподнюю? А если я вот сейчас, прямо как есть да головой вниз туда сыграю?! Какая глубина, что там на самом деле? Всё покрыто мраком.

Резко подняв голову наружу, был ослеплён ярким светом. Тем не менее, увидел что дыра в которую я смотрел и те что были рядом, все они по краям были покрыты маленькими, похожими на горный хрусталь вытянутыми кристалликами льда. Словно зимой парит из аварийного люка, будто трубу прорвало!
Вот те на! Там под землёй оказывается зимой тепло как в Африке! Хотя вулканы в наших краях уже как тысячи лет не водятся! Не приняв никаких моих доводов к сведению, Александр Иванович жёстко взял меня под руку и повёл под гору к оставленному внизу нивелиру. При этом рейка, бывшая виртуальной дамой, неуклюже тащилась по снежному насту. Жаль, мне так хотелось всё разглядеть!

- Анатолий, пойми!
Объяснял он на ходу.
- Мы с тобой большие молодцы! Сделали такое Великое дело! Даже больше чем я планировал! Знаешь, с тобой хорошо работать! Я очень тобой доволен!
Через паузу.
- Мне кажется там берлога! Видал как из неё парит! Ну её в болото! А вдруг там залёг огромный медведь и храпит себе! Поверь мне, рейкой да треногой, нам с тобой от него не отбиться! Пошли на базу к ребятам, чего-нибудь вместе придумаем!
Быстро собрал свою треногу. При этом мужественно отвёл в сторону мою протянувшуюся руку. Положил инструмент себе на плечо и бодро как молодой пошёл в сторону вагончика. Я же с сожалением покидал это любопытное место. Напоследок оглянувшись, зафиксировал как на фото в памяти «берлогу» и опустив голову побрёл следом. Наши следы были чем-то похожи на арабскую вязь, вниз идти значительно легче!

Пришли к вагончику, здесь нас давно заждались! Еды на столе навалом. По случаю перевозки и отлично проделанной работы, нам подносят по пол стакана беленькой. Народу собралось много, в помещении жарко и дымно от табака. Перебивая, одновременно все галдят. В основном уже раскрасневшиеся не от мороза лица. Мы сообщили, есть важная для всех новость и сразу всё затихло. Молча слушаю, что им скажет Александр Иванович. Он вновь превратился в спокойного, умудрённого старца. Не спеша, доходчиво, в красках с некоторыми подробностями довольно правдиво рассказал как было дело. Закончил монолог словами:
- Вот так-то ребята! Скажи Анатолий, ведь берлога же там была! Представляете, а он в неё с головой заглядывал?!
Я с достоинством.
- Конечно! А что же ещё там может быть?!

Пусть эта версия будет основной, по многим параметрам она вполне рабочая.
Так начинаются легенды корнями своими глубоко уходящие в историю. Пройдут годы и обрастая попутно бородой и подробностями, она запомнится в веках.
Мысленно люди анализировали услышанное, примеряли что да как. Сегодня слава богу со скважиной работают каротажники, неизвестно когда закончат. Завтра же с утра планируется сама перевозка. Необходимо весь скарб, инструменты, буровую передвинуть на новое место. Вагончик, дизельную, штанги, цистерну с соляркой. Всё. Но вот неожиданно выяснилось, наше место кем-то уже занято! И по всему видно, с осени залёг! И что нам теперь прикажешь с этим делать?! Все повернулись в сторону Николая. Он молча размышлял. Повисла тишина. Тут внезапно раздался истошный воинственный клич.
- А. А. А. А!  Я его сейчас завалю!

Это оказывается Мишка, наш небольшого росточка шустрый тракторист, в одиночку решил устранить проблему с лохматым! На ходу схватил свой треух, висящий на гвозде, затем ватник. Последним поднял топор у входа. Выглядело это всё довольно забавно и несколько комично. В дверях остановившись он спросил:
- Где говорите берлога?
- По следам найдёшь!
Хором ответили мы с Александр Ивановичем. Все были уверены, Мишка так шутит. Чуток хлебнул вот его и повело.
Покушали, освободили от посуды стол, разложили бумаги, карты и начали прикидывать имеющиеся варианты действий. Вспоминали аналогичные случаи. Смех в зале, одна похожая история сменяет другую. Люди здесь с большим жизненным и геологическим опытом, чего они только не видели. Прошёл час, я вдруг опомнился и произнёс во всеуслышание:
- А ведь он ребята не возвращается! Ушёл давно, не дай бог его и вправду медведь там загрыз!

Все как по команде вскочили в полной боевой стойке. Начали беспорядочно хватать всё, что в нашем понимании хоть отдалённо напоминало оружие. В первую очередь ножи кухонные, но их на всех не хватило. Прихватили ещё топор, железные ломы.
Вооружённым до зубов, организованным разношёрстным отрядом двинулись на помощь забытому в снегах товарищу. Каждый испытывал какую-то неприятную тревожность.
Впереди как ни странно, бежал я, с какой-то непонятной железякой подвернувшейся под руку, слабо напоминающее боевое оружие. Оно больше было похоже на дубину!
Задние подпирали передних, все активно сопели. Были слышны лишь короткие фразы:
- Да мы его сейчас!!!
В основном народ был не молод, но пока неплохо держал мой темп. Следы как и раньше, уходили вверх к пригорку. И вот, когда до бугра оставалось не более семидесяти, восьмидесяти метров выскочил он!

Все остановились тяжело дыша, некоторые очень тяжело. Почему-то многие были в ожидании какой-то смешной развязки. У всех на губах плавала полуулыбка. Вот он сейчас подойдёт к нам и всё со смехом расскажет! Но не тут-то было!
Мишка не шёл к нам, а стремительно пробежал без остановки мимо!
Будто и нет нас совсем! Пронёсся буквально в сантиметрах словно скорый поезд! Не понятно! Глаза его при этом были широко распахнуты и наполнены ужасом. Топора в руках не было, шапки тоже не наблюдалось.
Это чуть шокировало нас, все бросились за ним следом. Теперь замыкающим оказался я. Прибежав в вагончик и побросав оружие в кучу, словно в средние века, мы дружно ввалились в половину где находился Михаил.
Вклеившись, вдавившись в самый дальний угол и поджав к себе ноги. Не моргая, смотрел он  на нас каким-то затравленным, неприятно опустошённым взглядом. Будто побитая собака.
Смех растаял в секунду, все поняли происходит что-то неладное, молча сели на свои места. Быстро открыли, налили полный граненый стакан, протянули и спросили:
- Ты чего это такой? Говори что видел?

Мишка медленно опорожнил стакан, поставил на стол и почти не закусывая начал свой рассказ.
- Сначала шел по Вашей тропе, за бугром следы повернули налево и выше. Поднялся, подошёл ближе, увидел чёрные дыры. Их там несколько! Выбрал самую большую, около неё были Ваши следы. Взял в правую руку топор, хотел обойти слева. Только сделал шаг и тут же загремел вниз! Пролетел метра два, может больше. Топор куда-то пропал сразу в темноту! Шапка тоже там! Но главное ребята, внизу меня как парализовало!
Тихо рассказывал он.
- Впервые со мной такое. Не могу ни рукой, ни ногой шевельнуть. Ужас! Ничего подобного никогда не испытывал! Сижу и только глазами двигаю. Как ходики. Туда-сюда и слух ещё работает! Сердце в груди вот-вот выскочит, допрыгало до самого горла! А там в темноте слышны отчётливо то ли всхлипы, то ли храпы! Поэтому ребята, мочить медведя мне уже совсем не хотелось. Задница вся будто закоченела от страха, хотя там довольно тепло! Почти как здесь!
Он обвёл пространство вокруг руками, будто хотел обнять. Мы понимали его с полуслова. С нетерпением ждали продолжения.
- Я то потом умываюсь, то трясёт всего от холода. Ступени видел, не вспомню сколько.
Каждый из нас живехонько представил себя на его месте, сидящего час без движений в тёплом аду и с холодной попой.
- Скажи, ты конкретно медведя видел?!
Спросил его самый нетерпеливый из нас.
- Медведя конкретно не видел! Там темно хоть глаз выколи, зато звуки какие-то точно были! Но что это, не понять! Там жутко страшно! Волосы дыбом встают! Как я, ребята, ещё не поседел?

Правой рукой он потрепал свои пока ещё тёмные кудри, был чуток не в себе. Но постепенно выговариваясь, приходил в норму.
- Если ты никого не видел, чего тогда в штаны наложил?!
- А раз ты такой смелый, иди туда сам! Топор брать не надо, на месте лежит! Ишь ты какой герой выискался! Вообще оттуда без порток прибежишь!
В углах послышались невесёлые смешки.
- Хорошо!
Не унимался спрашивающий.
- А как же ты братец тогда оттуда выбрался? Расскажи! Каким таким образом?
- Как влетел, так и выбрался! Где-то через час руки и ноги мои стали двигаться. И я словно Мюнхгаузен, сам себя вытащил из ямы!
- Это как же? Такого не бывает!
- Честное слово! Не помню ребята! Знаю только, что стена была каменная, почти вертикальная. Самостоятельно вылезти оттуда крайне затруднительно! Да я и не скалолаз совсем!
- Но вылез же!
- Похоже я просто выпрыгнул оттуда! Убей меня, не вспомню как выбирался!
Совсем не отпечаталось в мозгу! Честное слово, других вариантов не вижу! Мужики! Когда припрёт, не из такой ямы выскочишь!!!
Помню с момента, когда уже бежал вниз от ямы по склону! Как Вас встретил, совсем не помню...

Дела! Все согласно закивали, что делать будем?! Не докладывать же наверх, что в нескольких метрах от планируемой площадки, медведь спит в берлоге и мы не хотим его тревожить. В самом деле, не ставить же вагончик с людьми и буровую туда, где  есть живой спящий медведь! Как можно будет работать в такой обстановке? А если он  проснётся и вылезет наружу? Кому понравится, если у тебя над головой трактора гудят, дизельная, да буровая шумит. Выберется как пить дать из берлоги и таких чудес наделает не скоро разгребёшь! Вот попали!
Наконец, всё это время подозрительно тихо сидевший мастер, озвучил вслух свою идею.
- Значит так, у нас три рабочих трактора! Ничего не остаётся как идти на него свиньёй! Ты Миша сейчас ещё чуток покуришь и на своём тракторе заедешь на берлогу сверху. Он должен побежать вниз, сможешь? Ещё нальём! Если боишься, поедет другой!
- Николай, я поеду! У меня там должок остался и шапка тоже!
- Хорошо. Василий с Петром будут снизу поджимать. Так сказать возьмёте его в кольцо! Всем всё понятно? Не боитесь? Никто не откажется?
- Всё нормально! Будет наш! Куда ему деваться!
- Вот и хорошо. Чуть посидим и вперёд, за дело! Пошли, надо быстрее решить эту проблему!
Весной день на Севере долог.
А что. Безопасность максимальная из всех возможных вариантов. Трактор, это серьёзная защита, железо вокруг, да и как рычит! На столе появилась бумага и вскоре был разработан детальный оперативный план атаки. Три водителя согласовали синхронность своих действий. Перед таким делом как водится, серьёзно взбодрились.

Наступило время Х.
Вновь вышли на улицу, повторно двинулись на битву. Кто едет на тракторе, кто идёт пешком. Кому не хватило трактора, разобрали по второму разу топоры и ломы. Кстати, наконец-то вспомнили и про ружьё. В нашем случае, оно могло нести лишь психологическую составляющую. Потому как ствол у него был кривой. Имелось немало версий, как именно это случилось. Говорили, хорошо из него из-за угла стрелять.
Прелюдия такова.
Однажды, долго бурили на одном месте скважину. Частые аварии при бурении, потом пришлось ждать какие-то запчасти. Так уж получилось, за это время прикормили двух зайцев. Зайцы ежедневно питались у них на помойке и стали практически домашними. Почти как кошки. Разве что в вагончике с ними не спали!
В какой-то момент, пришлые командировочные ребята хлебнув лишнего, увидев как аппетитно скачут зайцы перед окном, решили пострелять их всех из ружья! Дело тогда чуть до большой драки не дошло. Один из четырёх был не согласен, второй держал нейтральную позицию. Остальные двое были категорически за, но рабочий патрон оказался один.
Главный губитель, затеявший всё это дело, удумал как в сказке одним выстрелом завалить сразу двух зайцев! Долго прицеливался лёжа на снегу, ждал когда они оба совместятся у него на мушке. И вот курок нажат. Грохот!
Свершилось! Дым коромыслом!
И тут все увидели весело улепётывающих в кусты зверюшек, а выстрел был произведён с семи метров. Причём заячий губитель до этого считался вполне добротным охотником. С тех пор на ружье стояло клеймо самого безопасного оружия. Применять его можно было только для звуковой поддержки. Примерно как в нашем случае, хотя патронов сейчас было навалом.
И вот мы снова в пути. Удивительно, но к трактористам никто не подсел. Все заделались почему-то пешеходами. Мудро посчитав в данной ситуации прогулку на свежем воздухе, более здоровой чем езда на тракторе. Всего нас безлошадных было человек шесть. В этот раз я озаботился заранее и пригрел топор с длинной деревянной ручкой.
Когда мы поднялись на равнину, трактористы уже активно матерились и махали между собой руками. По всему было видно, оттачивали последние нюансы перед броском.
По команде Николая, они сели в свои трактора. Два из них чуть разъехавшись в стороны и медленно начали подъём. Пришедший в себя Михаил напоследок газанув, красиво по дуге пошёл вверх. От ямы в снегу он поднялся с полсотни метров с левой стороны и выше метров на тридцать. Развернулся к нам передом и остановился. Вышел на гусеницу, помахал всем рукой. Он был такой забавный!
Отмашка! Все три трактора одновременно зарычали! Два снизу, один сверху пошли к цели!
Мы застыли, наблюдаем, сейчас будет развязка! Не отрываясь смотрим широко открыв рты на масштабную горную тракторно-охотничью операцию. Внезапно один из нас, стоявших в плотной кучке поддержки, вдруг задал вполне резонный вопрос.
- Ребята, а что мы будем делать, если сейчас вдруг медведь выскочит из берлоги и побежит прямо на нас? Мы тоже будем бежать, или попробуем отбиться! А там глядишь и трактора поспеют?!

Не успели мы как следует согласовать нашу диспозицию по этому поводу, как верхний трактор управляемый неутомимым Мишкой первым достиг дыры и вдруг с разгону ухнул весь под снег! Ушёл прямо с крышей!
В том месте, словно от взрыва снаряда взметнулась во все стороны снежная пыль! Когда она осела, трактора на поверхности не было видно. Он туда провалился и наверное сразу заглох, навеки впечатался в плотную многотонную снежную массу!
Шок! Если бы только можно было посмотреть на наши лица!
Медведя мы не выкурили, а одного члена бригады перевозчиков и трактор, похоже угробили! По спине пробежал знакомый холодок. Все переглянулись, лица наши были как простыня.
Отборный мат на разные голоса разнёсся по округе. Два нижних трактора сначала резко встали, затем синхронно, будто по команде начали отползать потихоньку назад. Видимо им не хотелось повторять смертельный манёвр своего шустрого коллеги. Кто знает, что там за дыра! Какой она глубины, если так  легко целый трактор сожрала! Это весьма смахивало на то, как во время боя танки Т-34 не одолев рубеж сходу, отстреливаясь, отступают назад.
Секунды для нас превратились в минуты! Минуты в часы! Время остановилось. Никому не хотелось верить в то, что эта в общем-то смешная история, может сейчас вот закончиться трагедией. Чьей-либо смертью. И за неё без сомнения придётся ответить старшему, присутствующему на этом танковом сражении. Как метроном в ушах застучала кровь. Мы стояли словно оглушённые, ничего не понимая! Вопрос!
- Почему стоим, почему не выкапываем нашего товарища из снега!
Ведь на каждом тракторе должна быть лопата! Значит их по крайней мере две!
Да ещё в вагончике найдётся! Руками будем разгребать! Почему стоим? Ждём отмашки?
Не знаю сколько прошло времени, но событий за это время случилось немало. Кто-то кричал, кто-то призывал, но все прочно стояли там где стояли. Народ был в полном ступоре.

Вдруг, метров через тридцать, сорок ниже провала раздался страшной силы снежный взрыв! Во все стороны с огромной скоростью разлетелись комья спрессованного снега и из плена на белый свет воскрес уже мысленно утраченный нами трактор!
Проехал ещё метров десять и встал. Медленно открылась дверь и оттуда выпрыгнул на наст вполне себе живёхонький Мишка! Такой же как и прежде!

А мы его все, только что, мысленно похоронили!
С души слетел огромный камень придавивший Всех нас. Люди бросились запинаясь навстречу ему. Пробежав одним из первых трактор «именинника», я приблизился и заглянул внутрь в получившийся огромный снежный тоннель. Хотел с ходу туда пробраться!
Увидев это, получивший очередной внеплановый жизненный урок наш сильно уважаемый мастер немедленно, буквально в минуту свернул всю операцию на корню.
Зычно властным голосом не терпящим возражений он призвал всех немедленно покинуть это крайне неприятное место и вернуться как можно быстрее в вагончик. Запретил кому-либо приближаться к этой огромной снежной дыре. Меня к сожалению, это касалось в первую очередь! Уговаривать его было абсолютно бесполезно!
Прибыв на место, Николай по рации вышел на диспетчера и сообщил, что перевозка по ранее определённым координатам невозможна. Необходимо немедленно изменить планы и идти в противоположную сторону. На что к удивлению присутствующих, было получено немедленное согласие.
Все знали какие долгие согласования порой бывают в подобных случаях. Счастливые, мы вновь сели за стол и очень серьёзно отметили новый день рождения нашего тракториста Мишки. Сегодня он уже дважды мог получить гарантированный инфаркт. Кроме этого, имел прекрасную возможность надолго остаться в плотных слоях снега. Но в отличие от Мюнхгаузена, сумел дважды вытянуть себя за волосы на свет из одной и той же малопонятной ямы.

Расселись, слушаем.
- Когда шёл вниз на «берлогу», естественно я не ожидал, что снова туда провалюсь!  Но теперь уже вместе с трактором. Всё произошло мгновенно! Падение вниз и полный мрак! Я молил бога, чтобы моя нога не свалилась с педали газа! В кромешной тьме давил на педаль из всех сил! Она родимая меня и вывезла!
За это дело мы сильно выпили.


Итог следующий:

1. Удачно, что не заглох двигатель. В этом случае трактор был бы вмурован в спрессованную толщу снега. Неясно через какое время мы смогли бы его выкопать, хватило бы у него кислорода?
2. Удачно, что Михаил не задохнулся от ядовитых выхлопов. Удивительно, куда ушли выхлопные газы работающего двигателя?
3. Интересно, где при таких оборотах двигатель трактора брал воздух?!

Вообще осталось много непонятного. По всему выходит, что под снегом есть какая-то большая полость с воздухом. В ней легко может поместиться не только медведь, но и несколько тракторов!
Нам было о чём поговорить, стресс мы сняли и постепенно успокоились. Наутро перевозка всё же состоялась, она продолжалась почти целый день, до самого вечера. Естественно, закончив перевозку мы отметили и это. Трактора ушли сразу. Ближе к утру, закончив свою смену я пошёл пешком в сторону дома. Не дожидаясь вахтовки, которая придёт лишь через двенадцать часов. До автобуса на пром площадке, мой путь лежал километров в десять, двенадцать по горам, по разбитой тракторной колее. Идти неудобно, но по целине совершенно не возможно! А так, медленно но верно шёл!

Закончилось эта неординарная история монументально!

Не доходя до речки с красивым названием Азимут, увидел странное сооружение. Справа по ходу высился огромный камень. На нём как уникальный рукотворный памятник, возвышался хорошо известный мне по вчерашним манёврам трактор Мишки!
Левая дверь была открыта настежь. С огромным трудом, при помощи эквилибристики всё же забрался, хоть это было и не просто сначала на камень. Затем уже проник внутрь трактора, но хозяина не застал. Спрыгнул вниз с немалой высоты и обошёл всё вокруг. Мало ли, может он где-то рядом под кустом пристроился.

Видел я за свою жизнь немало чудес на свете, об этом и повествую.
Этому трактору, невесть как оказавшемуся на валуне, по десятибалльной шкале я поставил бы твёрдую десятку! Забраться на камень на гусеничном ходу не реально! Точность попадания несколько сантиметров! Даже при помощи крана это сделать крайне проблематично!

Тем не менее, вопреки любой логике Мишкин трактор вознёсся здесь и сейчас прямо передо мной! Как фактический, эталонный памятник нашему бесшабашному люду, с лёгкостью и регулярно попадающему в совершенно невообразимые ситуации.

Почему так случается, есть ли у кого на это однозначный ответ?!




P.S. Подобные рассказы:

-Любовный пролёт

-Танковый трос

-Милый пёсик, или тоскливый февраль

-Пальозеро

-Разговор у костра

-Смертельный шурф

-Пенёк, ну и денёк!

-Клаустрофобия

-Молниеносное спасение