Магия французских королей

Александр Галяткин Юлия Фадеева
                Александр Галяткин и Юлия Фадеева

                Из всемирной истории литературы 5
                Магия французских королей

                "Не зря фельдшер Павелье замерзал
                в российских снегах в 1812 году"
                Е.П.

                Детство Карла Великого

Карл Великий рос аутичным, молчаливым ребенком, так как сильно ревновал своего младшего брата Карломана к матери. Однажды он ударил Карломана тяжелой книгой по голове.
- Ты что творишь? Брату же больно! - закричал его отец Пипин Короткий.
- Да ниче-го-о... - ответил Карл и с тех пор уже говорил без остановки.
- А ты знаешь, чья эта книга, которую ты взял без спроса? - не унимался отец.
- Моя! - ответил Карл Великий и прижал книгу к груди.
- Ах ты маленькая бездарная тварь! - не сдержался Пипин Короткий и чуть не зарубил наследника мечом.
На счастье, прибежала Бертрада Лаонско, мать Карла и Карломана. Она вступилась за старшего сына:
- Да ты из-за своей книги родных детей готов убить! - воскликнула Бертрада. - Я все расскажу Папе Римскому!
- Иди, иди, рассказывай! - ответил уязвленный Пипин. - У них-то в Ватикане давно уже волшебных книг нет. Что они мне сделают? Моя книга их всех убьет.
- Не богохульствуй при детях, прошу тебя! - взмолилась Бертрада.
- Ладно, - смилостивился Пипин Короткий. - Идите все сюда, бездари. Я расскажу вам историю волшебной книги нашей великой династии. Книги, исполняющей желания.
Пипин усадил жену с детьми возле трона и начал свой рассказ.

                Книга Пипина Короткого

- У каждой успешной династии франкских королей есть своя волшебная книга, - объяснил Пипин. - У проклятых Меровингов, наших предшественников, ее больше нет. Благодаря мне. Ха-ха-ха-ха. Знаете, что я с ней сделал? Я растерзал ее в клочки, потом помочился на них и втоптал их в дорожную пыль. Вот так. И вы всегда должны поступать так же с чужими волшебными книгами, когда создадите свою. Мы, Карлинги, верим только в те чудеса, которые создаем сами. Ясно? Иначе конец нашей династии.
- Пипи! - обратился к отцу маленький пытливый Карломан, - откуда наша книга?
- Откуда? Ты еще не понял, что Пипин Короткий сам написал ее и нарисовал к ней картинки?
- Можно посмотреть картинки? - попросил малыш.
- Руки мыл?
- Мыл.
- Врешь. Смотри, но не трогай, я сам буду листать.
- Это кто? 
- Твой дедушка Карломан, майордом Австразии. Он жизнь положил, чтобы добыть книгу Меровингов, которую я уничтожил. Тебя назвали в честь него.
- Пипи, чьи похороны на этой картинке? - снова спросил у Пипина младший сын.
- Хоронят проклятых колдунов Меровингов. Видишь, как все люди радуются?
- Можно мне порисовать?
Не дожидаясь ответа, маленький Карломан попытался чиркнуть угольком по волшебной книге.
- По рукам тебе, по рукам! - разошелся отец.
Карломан завыл и забился в угол. Бертрада кинулась его утешать.
- Ха-ха-ха-ха! - злорадно засмеялся старший сын. - А это кто? - спросил он, безраздельно завладев вниманием отца.
- Это будущий король из нашей великой династии  Карлингов. Тот, кто создаст свою волшебную книгу. Видишь, какой он сильный, умный и жестокий?
- Это я, - уверенно заявил Карл.
- Нет, я, - завизжал из угла Карломан и швырнул в старшего брата отцовский кубок, но не добросил его.
- Ну все, мое терпение лопнуло. Завтра же я распоряжусь, чтобы монахи начали учить вас великому искусству иллюминирования священных и магических книг. Запомните, что только один из вас создаст волшебную книгу и станет новым великим Карлингом. Второй же отправится в ад. Это мое последнее слово. И пусть победит тот из вас, в ком есть хоть искра моей гениальности, - объявил Пипин Короткий.

                Книга Карла Великого

С помощью волшебной книги Пипин Короткий заставил Папу помазать на царство обоих своих сыновей. Папа был согласен на все, однако робко предложил:
- Выберите кого-нибудь одного.
- Я еще не решил, кто из них будет великим Карлингом, - ответил Пипин Короткий.
- Но вы посмотрите, как они себя ведут! Они же у вас постоянно дерутся. Вдвоем эти дети совершенно невыносимы и могут разрушить церковь.
- Они - сама кротость, - возразил благочестивый отец. - Я бы в их годы за волшебную книгу мог вырезать всю свою семью, включая дальних родственников. Они же пока лишь воруют друг у друга картинки и сюжеты. Каждый из них пытается создать свою волшебную книгу. Это особенные дети. Так что проводите один обряд на двоих.
Во время церемонии братья, как всегда, подрались, не поделив картинку для книги. Если судить по справедливости, то создал ее Карлован, у которого рано проявились незаурядные способности к иллюминированию. Старшему же лучше удавалось сочинение текстов.
Незадолго до смерти Пипин Короткий призвал к себе своих взрослых уже сыновей, чтобы увидеть результаты их творчества. Каждый принес свою неоконченную книгу, и у смертного королевского одра завязалась очередная драка.
Пипин Короткий разделил между сыновьями свои земли и строго-настрого наказал создать книгу любой ценой. Тяжко вздохнув, он произнес: "На детях гения природа отдыхает", - после чего испустил дух.
После смерти Пипина Короткого оба его сына вступили на престол, но не успокоились. С удвоенной энергией они принялись пакостить друг другу, воровать картинки и сюжеты.
Первым завершил свою книгу старший брат Карл. Поставив последнюю точку, он соединил первые буквы каждой главы в одно слово и произнес его вслух. Украденная у младшего брата картинка на обложке фолианта ожила. Перед Карлом явился изображенный там демон его книги. Он сказал:
- Только не говори, Карлито, что ты не звал меня по имени. Ну что, сколько еще мы будем терпеть визг твоего младшего братика?
- Как он мне надоел! - признался Карл Великий.
- Понимаю. Мне тоже! Так задушить его или отравить? Выбор за тобой. Думаю, ты определился еще в раннем детстве, когда ударил его папиной книгой по голове. Два литературных мага в одной королевской семье - перебор. Тебе не кажется?
- А как ты думаешь, демон, как бы поступил Карлован со мной, если бы первым закончил книгу?
- Как папа Пипин велел поступать с чужими магическими книгами и их авторами, так бы и поступил, - уверенно ответил демон.
- О-о-о, какая жестокость! - воскликнул Карл Великий.
- Между прочим, он уже дописывает последнюю главу. А еще этот бездарь испортил мне нос - нарисовал его совсем не таким, как я представлял, - посетовал демон.
- Чудовище! От него одни беды!
- Так я потом принесу тебе из его тайного схрона неоконченную книгу, ок? - предложил демон. - И мы поглумимся над ней вдоволь!
- Но сделай так, демон, чтобы нас с тобой ни в чем не заподозрили.
Так они и поступили.
Когда умер Карлован, Карл Великий спросил у демона совета:
- А что нам делать с папиной книгой?
- Ее надо просто спрятать в надежном месте, - ответил тот. - Замуруй ее в каком-нибудь склепе - и дело с концом. С появлением нашей с тобой книги она утратила свою силу.
Всю оставшуюся жизнь Карл Великий больше всего на свете заботился о том, чтобы передать своим детям искусство создания волшебной книги. Но у них вовсе не было никаких способностей. Поэтому Карл Великий часто менял жен и наложниц. Первой его женой стала Химильтруда, второй - Дезидерата, третьей - Хильдегарда, четвертой - Фастрада, пятой - Лиутгарда, шестой - Герсвинда... И все рожденные от них дети характером и внешностью напоминали убиенного младшего брата.
Один только Карл Лысый, внук Карла Великого, подавал некоторые надежды, но не оправдал их. 
Потомки Карла Великого бережно хранили волшебную книгу своего великого предка, потому и царствовали еще 100 лет, пока не явился Гуго Капет со своей проклятой волшебной книгой.

                Книга Гуго Капета

Гуго Капет был неграмотным. Но больше всего на свете он  мечтал о собственной волшебной книге, исполняющей желания. А желание у него было одно: стать королем и положить начало своей династии. Поэтому, еще будучи герцогом франков, он заключил союз с Ватиканом и нанял всех известных чернокнижников, чтобы они создали для него вожделенную книгу. И обязательно с картинками.
Когда книга была готова, Гуго приказал убить всех наемных авторов, создателей иллюминаций, а также принести волшебную книгу Карлингов, своих предшественников. Часть страниц из той книги он съел, намазав патокой, часть же скормил свиньям. Он прекрасно понимал, что никому из его потомков больше никогда не создать волшебной книги. Ведь он убил последних чернокнижников вместе с иллюстраторами. Поэтому Гуго навсегда отменил выборы короля, и традиция создания таких книг была утрачена. Представители Дома Капетингов, как и Валуа, и Бурбонов, ровным счетом ничего волшебного не создали. Мало того, при Людовике VI Толстом книга Гуго чуть не сгорела во время пожара. А Филипп II Август Кривой чуть было не пожертвовал ее Ватикану ради искупления своих грехов.
Чтобы оставаться на троне, все французские короли до Людовика XVI тайно хранили книгу, созданную по заказу Гуго Капета. По легенде, незадолго до Великой французской революции Людовик XVI дал ее посмотреть всего на одну ночь одной из своих любимых фавориток, а та таинственным образом исчезла из Версаля вместе с книгой. На эшафоте он бормотал: "Не уберег..." Свидетели решили, что король сокрушался о Франции. Но нет - о потерянном артефакте.

                Книга Павелье

Когда решился вопрос о пожизненных консульских полномочиях Наполеона Бонапарта, он поручил Жозефу Фуше любой ценой найти книгу Гуго Капета. Как только Наполеон заполучил волшебную книгу, Сенат провозгласил его императором. А Фуше получил за это вознаграждение в 2 416 000 франков и на том покончил с поиском магических книг.
Помня о печальной судьбе Людовика XVI, Наполеон возил с собой книгу даже в военные походы. В ноябре 1812 года во время переправы через реку Березину Наполеон потерял больше половины своих солдат и бесценный артефакт.
К раненому конвоиру, охранявшему книгу, позвали фельдшера Павелье. Раненый уже хрипел, но не выпускал из рук богато украшенную большую шкатулку. Два других охранника пытались ее забрать, но не смогли расцепить пальцы. Разорвался снаряд. Очнувшись, фельдшер не нашел поблизости никого живого. Забрав шкатулку, он пополз в сторону леса. Под покровом темноты Павелье пробирался сквозь заросли, пока не обессилел от лютого русского мороза и контузии.
Очнулся он в крестьянской избе, голый и обмазанный чем-то жирным, издающим невыносимое амбре. Рядом на стене висела медвежья шкура, в углу - образ Мадонны, а за столом женщина с ее ликом месила тесто. Павелье остался навсегда со своей спасительницей.
Всех его потомков на русский манер звали Павловы. Как они выжили? Бог весть. В шкатулке оказались вовсе не драгоценности, на которые так рассчитывал Павелье, а старинная книга. Огорчившись, фельдшер не стал ее даже читать. А вот его спасительница выучила французский и прочитала, после чего благоразумно припрятала фолиант, ставший семейной реликвией. Никому из последующих обладателей книги Гуго Капета даже в голову не приходило пожелать королевской власти. Все они с детства мечтали стать фельдшерами. А то, чего искренне желали обладатели волшебной книги, непременно исполнялось.
Во Франции тоже хранится волшебная книга, созданная Пипином Коротким. Но она и сейчас замурована в неизвестном склепе.