Роман и медведи. Часть2

Олег Ярошенко
        В течение ближайших недель после первой встречи с медведем, Роману пришлось выполнять поисковые маршруты в одиночку, что, вообще-то, категорически запрещалось. Тем более, что следы пребывания медведей на склонах сопок, покрытых густыми зарослями кедрового стланика, ему встречались постоянно.

        Поэтому Роман всегда старался побольше шуметь. Он поступал так для того, чтобы отпугивать этих зверей во избежание неожиданной и опасной встречи: посвистывал, покрикивал, пел песни, постукивал геологическим молотком по стволам деревьев, выступам скал или каменным глыбам. В общем – действовал по инструкции.

        Какой-нибудь мнительный читатель может подумать, что, наоборот, такой шум может привлечь хищника. Да, может, – если медведь ранен и, следовательно, обозлен. Но, у Романа – это всегда срабатывало: встреч с медведями в таких маршрутах не случалось.

        Тем не менее, в том же летнем сезоне, он все-таки допустил оплошность, чуть не столкнувшись с медведицей. Присущая ему бдительность была ослаблена потому, что в этот раз их было двое: вместе с ним шел девятнадцатилетний техник-геолог Саша.

        Они поднимались по склону – от горных озер в верховьях одного ручья – с целью перевалить в верховья другого. Светило солнце, шумел в вершинах деревьев свежий ветерок, дувший им навстречу.

        На открывшейся перед ними большой прогалине, окаймленной кустами кедрового стланика и редкими лиственницами, метрах в сорока выше по склону Роман неожиданно увидел огромного медведя очень темной окраски и с седым загривком. Медведь медленно спускался навстречу, что-то вынюхивая или высматривая в кустиках голубики и рододендрона.

        Саша, шедший на шаг впереди, негромко бубнил, о чем-то рассказывая Роману, и медведя не замечал. Никакого оружия, даже завалящего ножа у них с собой не было. Эта беспомощность была хуже всего!

        Но, как оказалось, еще хуже было то, что перед ними был не медведь, а медведица, и высматривала она пару своих медвежат, которых Роман через секунду заметил метрах в восьми перед собою.

        Медвежата, скрытые невысоким кустом от матери, усердно копались в ягеле, скорее всего в поисках грибов или прошлогодней брусники.
 
        Выход из сложившейся ситуации, в общем то, был всего один и Роман, легонько шлепнув Сашу ладонью по плечу, приложил палец к своим губам.

        Саша молча обернулся и, увидев этот знак, с немым вопросом заглянул в глаза Роману, а тот одной рукой указал на приближавшуюся медведицу, а другой – на новое, выбранное им направление движения.

        Они свернули вправо – под прямым углом к прежнему маршруту, и несколько минут бесшумно шли поперек склона, а затем снова, что-то спокойно обсуждая, продолжили подъем к перевалу.

        Вскоре после этого, двое работавших в геологоразведочной партии маркшейдеров – ветеран отечественной войны по прозвищу «Комбат» и молодой специалист, спускаясь по склону, вынырнули из кустов на ту же прогалину и столкнулись с той же медведицей.

        Медвежата были с нею рядом и медведица, защищая их и стараясь напугать путников, раза три с ревом бросалась в их сторону, но резко останавливалась в нескольких метрах и возвращалась к медвежатам.

        Оба маркшейдера были вооружены двустволками. «Комбат» сразу же встал как вкопанный и, выставив готовое к бою ружье, стоял до тех пор, пока медведица не оставила своих попыток обратить его в бегство. Потом она немного успокоилась и, ворча, удалилась со своими детенышами.

        А молодой специалист после первой же ложной атаки медведицы ударился в бега и мчался к поселку геологоразведчиков километра два без остановки.

        Иллюстрация: природа Магаданской области