Как же зовут тебя? Ч. 1

Олег Маляренко
В течение нескольких лет, когда я покинул родной город Днепродзержинск и возвращался туда, всматривался в лица прохожих в надежде встретить кого-либо из друзей или знакомых. Иногда это мне удавалось. Со временем их становилось всё меньше, и я не ждал новых встреч. Нет больше и родни в городе, которую я непременно навещал. Но одна неожиданная встреча у меня состоялась.

В начале 1990-х годов съездил на родину, чтобы привести в порядок могилу матери. В трамвае, громыхающем по центральному проспекту, обратил внимание на пассажира, который мне кого-то напоминал. Моментально в памяти всплыло, что это, скорее всего, мой бывший одноклассник Фима Теплицкий. Минуло почти 35 лет, как я окончил школу, а он, как и положено, значительно изменился. Трамвай приближался к остановке, он прошёл к выходу, а я вслед за ним.

- Фима, это ты?! – воскликнул я.
- Да, я Фима, - ответил он, с интересом рассматривая меня.
- Ты меня узнаёшь?
- Ещё бы, как же можно тебя не узнать, хотя ты хорошо заматерел.
- Ну, и ты тоже не помолодел.

С Фимой я проучился несколько лет, хорошо его знал, а моя сестра дружила с его сестрой. Он учился лучше меня, и у него, в отличие от меня, был отец. Всего у нескольких учеников в классе были отцы, и я им завидовал. И вот, спустя годы я встречаю того парнишку, теперь солидного мужчину.

- Расскажи о себе, Фима, как ты прожил годы после школы, - предложил я.
- Ничего особенного не произошло. После школы окончил институт, работал, женился, сейчас у меня два взрослых сына и трое внуков. А как ты?
- Я тоже окончил институт, заочно, работал конструктором, у меня сын и дочь, и как у тебя трое внуков. Ты сейчас работаешь и кем?
- Директором пуско-наладочной организации. К сожалению, сейчас мне приходится её закрывать. В настоящее время никому нет дела до пусков и наладок. А что у тебя?

Фима говорил, а сам держался скованно.

- Я работаю главным инженером специального конструкторского бюро. У нас тоже дела швах. Из почти двух сотен конструкторов осталось не больше четверти. Закрыть бюро большого ума не надо, а собрать вновь, если потребуется, будет не просто. Больно видеть коллег, торгующих на рынке. Что тебе известно о наших одноклассниках?
- Совсем немного. Некоторые хорошо продвинулись, а большинство прозябает. Кто-то спился, а кто и побывал на зоне. Иных уж нет, как говорил товарищ Пушкин.

Чувствовалось, что хотя Фима неловко пытается вставить шутки, его мысли заняты чем-то другим.

- Скажи, Фима, что ты знаешь о нашей красавице Нине Шарыкиной. В десятом классе я был в неё влюблён.
- И не только ты. Она живёт недалеко от меня, и я с ней иногда встречаюсь. У неё пятеро детей и много внуков.
- Какая она молодец! Мать и бабушка-героиня. При встрече передай ей привет от меня. А что можешь сказать о гордости нашего класса Грише Матюхине?
- Он доктор.
- И какой специальности?
- Доктор наук. Живёт в Москве и работает в институте Курчатова. 
- Я всегда знал, что он далеко пойдёт. Как поживает Рома Бессмертный?
- Его уже нет. Погиб в дорожной аварии. Уснул за рулём, выехал на встречку и столкнулся с самосвалом. Он был моим другом со школы, вместе учились в институте, а потом дружили семьями.
- Жаль Ромку. Отличный был парень.

Во время разговора было заметно, что мысли Фимы бродят где-то в стороне, словно он тяготится нашим общением.

- Фима, если ты куда-то спешишь, то давай закончим беседу, - не выдерживаю я.
- Нет, нет. Я никуда не спешу. Поговорим сколько надо.
- Что ты собираешься делать дальше?
- Мои сыновья с семьями сейчас живут в Израиле, а в скором времени и мы с женой выедем туда. А твои планы на будущее?
- Буду доживать век в нашей стране. Сейчас здесь плохо, но, верю, что это пройдёт, и мы заживём хорошо.

В этот момент неожиданно для меня одноклассник улыбнулся и радостно воскликнул:

- Олег Маляренко! 
- Здравствуй, Фима! – мгновенно отреагировал я. – Наконец ты меня вспомнил! Вот почему у тебя была кислая рожа, пока мы разговаривали! Это вполне допустимо, если забываешь, как зовут кого-либо. Сказал бы мне и не мучился, а я тебе напомнил бы.
- Я не привык искать лёгких путей. Да и тренировать память не помешает. Ведь всё-таки я вспомнил твоё имя!
- За это я тебя хвалю. Фима. У тебя склероза не бывает?
- Бог миловал, Олег!

И мы залились дружным смехом.

На прощание мы крепко обнялись, и пожелали друг другу много хорошего. Это была не просто встреча с бывшим одноклассником, а встреча с давно ушедшей юностью.