Тесь

Владимир Зырянов
               

                Моя мать Нина Юрьевна Зырянова, всю войну проработала учительницей
 начальных  классов.  В сибирскую глухую  деревню  Малая  Тесь, она приехала уже    с нами:со мной и старшей сестрой Верочкой.Та, всего на год была старше меня  Шёл  второй год войны.
 За неимением свободного жилья,   нас втроём поселили  на втором этаже старой  двухэтажной конторы, в одном из пустующих кабинетов. Утром, налив нам по стакану молока и оставив  по кусочку серого хлеба,мама убегала в школу а мы были отданы сами себе. 

Изредка к нам заглядывала пожилая конторская уборщица тётя Нюра. Мама, видимо, попросила её,  присматривать иногда - чего бы, с нами не случилось. Она же, приносила для нас в литровой банке  молоко.

 Вот один маленький кусочек той жизни: Мы с сестрой на кровати. Сидим спиной к стене и  со страхом наблюдаем, как огромная крыса,  хозяйничает у нас  на столе,   доедая остатки нашего хлеба, не  обращая на нас никакого внимания. Потом... пустые кадры. Стоп! Меня, вымокшего полностью, уборщица вытаскивает, как щенка, из неглубокой лужи прямо,возле лестницы на второй этаж. Днём просто была сильная гроза,и  вода скопилась внизу у лестницы, на первом этаже. 
Я - двухлетний  человечек,начинающий открывать для себя, новый мир, спускаясь, свалился  в эту самую лужу.. Барахтаясь, я, почти, тонул, когда  на плач и крики  сестры прибежала уборщица,  и  буквально,выдернула   меня  наверх.

 Наглотавшись из лужи грязной воды, я  потом  долго болел дизентерией, вплоть, до кровавого  поноса.  Лекарств,тогда, никаких не было и мама   поила меня  травяными настоями.

Бедная наша мама, если бы она знала, где мы  с Верой в её  отсутствие  не  шлялись.Частенько, увидев нас одних на улице, -  взрослые  возвращали нас назад. А
мы вдвоём, взявшись за руки, уходили порой почти в самый конец деревни.  Вообще, в деревнях за детьми присматривали всегда старики.
 
А у нас и  родных, то, рядом не было. А, что бы кого-то нанимать,что бы, нянчится с нами, нужны были деньги.. Мамина зарплата  была безобразно мала.
Кстати, всё это, стало меняться, только совсем  недавно.  Такое, создавалось впечатление, что, таким образом бывшие двоечники мстят своим  педагогам.

 Наша жизнь без отца, проходила почти  однообразно.Только, вечером, прийдя с уроков, наша мама кормила нас, то отварной картошкой то ячменой кашей, и конечно перед сном что-нибудь нам пела или рассказывала сказки.
              Так вот, однажды, когда  мы находились все дома и она  что-то готовила поесть, в нашу убогую комнатенку, с шумом  буквально ворвался,незнакомый, бородатый   мужчина.В военном  обмундировании, с чемоданом, который сразу ставит в угол, он начинает  обнимать и целовать нашу маму. Она, расплакавшись,  говорит нам с сестрой, что это наш папка, и  что   он  вернулся с войны. Мы, с Верой,  долго не шли   к нему на руки, так как были ошеломлёны! Да, ещё вдобавок мы пугались  его бороды.Но уже вскоре,он заразительно  смеясь, поочерёдно, поднимая  нас, оглядывал и  целовал. Это было начало лета, сорок шестого года. Первый год без войны.. Мне уже  было почти  три года. Следующая картина которую я тоже, хорошо, запомнил:
      
 Жаркий летний день. Лошадь,  запряжённая в телегу. На ней, наш  небогатый скарб.  На телеге мать с сестрой. Дорога  вдоль поля.  Отец почему-то идет рядом с лошадью, а я впереди всех. Как, бы - первый, оглядываю всё вокруг нас, ожидая чего-то необыкновенного.  Дорога идёт под уклон  и я, верхом на хворостине, подстёгивая себя под зад, несусь вскачь. Потом,  вдруг,  запнувшись,  шлёпаюсь по лягушачьи прямо  животом в пыль.  Отец останавливает лошадь. Потом  идёт и поднимает меня. Я реву, но,  вскоре,быстро успокаиваюсь. Остаток пути, уже. еду на телеге  со всеми. Вокруг нас   тайга. Она поднимается на невысокие холмы и уходит вдаль.
 
 А, слева  в  распадке по противоположному берегу неглубокой,таёжной речки Аспагашки, нас сопровождают  причудливые светлые скалы, которые  состояли из  известняка с включениями горного льна (асбеста). Мы переезжаем в деревню  Аспагаш,  где отцу и маме предложили работу преподавателей.Кстати там то и  жили мамины родители, наши дедушка Юрий и бабушка Анна.

 Это,сдедующая небольшая часть  моего, деревенского послевоенного детства! Еще одна зарубка в моей памяти.

            


                Витражи белых скал,
                Средь тайги как мираж.
                И глухая тоска -
                Это ты  Аспагаш.
                Сразу после войны,
                Нас туда занесло,
                Но, не чувство вины,
                А отца ремесло.
                Боевой офицер
                Вдруг учителем стал,
                Орудийный прицел,
                Он, как азбуку знал.
                Вместе, с ним, ребятня,
                Словно пчёлы вокруг,
                В школе с первого дня,
                Стал для всех военрук.
                Отступила беда,
                Подтянула живот:
                Суп - одна лебеда,
                Хлеб с мякиной жуёт.
                Но у клуба, под вечер,
                Гуляет народ.
                Где, про"синий платочек"
                Шульженко поёт.

                .....................................