Кружка на память

Анна Боднарук
                КРУЖКА  НА ПАМЯТЬ

     Вечерний чай – это не еда, это наслаждение вкусом, ароматом и солнечным закатом. Для меня вечерний чай стал, чуть ли ни ритуалом. Летом чаепитие на балконе, а зимой я сижу на кухне возле окна, кружка с блюдцем на широком подоконнике. Сколько я выпью чаю и сколько времени на это уйдёт, зависит от мыслей и неторопливых раздумий. О чём я буду думать за чаем, этого предугадать не могу. Будет лучше, если ни о чём. Просто чарующий закат, а потом неторопливый переход вечера в ночь. Летом я сразу же ухожу спать, а зимой – поиск «чем бы себя занять?»
     Никогда не стоял вопрос: из какой кружки чай вкуснее? Когда возраст закатился уже за шестьдесят, посуда в доме – явный избыток. Ни сколько я сама её покупала, сколько дарёная разными людьми и по разным случаям. У меня бережное отношение к обуви и к посуде. По этим кружкам можно составлять историю нашей семьи. Что ни кружка, то отдельное воспоминание. Почему-то дарят именно кружки. Хочешь – не хочешь, а поцелуешь вдруг накатившую на тебя память. Иные кружки я приспосабливаю под сахарницу. Очень удобно, что кружка с ушком, нет опасения её уронить. А большую глиняную кружку под соль, из которой солится всё, что варится на плите. Так этой кружке уже столько лет, что без неё, я уже кухни не представляю. Просто я так привыкла, а привычная вещь ценней ценного.
     Сахарница на столе – это начало праздника. И неважно – праздник это по календарю или будний день. Чай – это праздник, а сахар людям моего поколения, когда конфеты «подушечки» были желанной радостью, это компенсация сладостью за наше нищенское детство. Не важно, сколько будет сахару в чайной ложечке, важно то, что у меня этого сахару полная сахарница!..
     Сахарницы я сама покупала, когда «глаз загорится». Привозила, приносила, а потом дарила тому, кому она понравится на моём столе, без всякого сожаления. А вот нынешнюю сахарницу, вернее кружку из толстого стекла с розовыми цветочками, я уже точно не отдам никому. Это подарок моих земляков: Раисы и Фёдора, ровесников ещё моих родителей. Две кружки – подарок мне и моему внуку, Саше. У Саши кружка - с голубенькими цветочками, у меня – с розовыми. Старики подарили нам за принесённую, нами записанную кассету украинских народных песен, именно тех, которые они в молодости пели. Собрать и записать такой сборник не просто. Но это не в счёт, когда я увидела слёзы этих милых стариков, когда звучали песни их лучших лет.
     Каждый раз, когда я брала кружку с сахаром, вспоминала стариков. И как молитву повторяла: «Дай им Бог здоровья!» Так было года четыре. А сегодня я взяла кружку и запнулась на полуслове. «Завтра похороны Фёдора Ивановича…» Что я буду говорить завтра, после завтра, моя мысль ещё не сложилась. Я только точно знаю, что в моём доме осталась память. Взгляну на эту кружку и память вернёт мне его голос… Выходит, каждая дарёная вещь, это не только материальная ценность, это частица подаренной души. И пока в моей памяти будет звучать этот голос, подаривший её человек, будет с нами.

                24.02.2016 год.