ЧП в бригадной столовой. Рассказы старого моряка

Николай Вознесенский
Мы  тогда  базировались  в  Клайпеде  и  у  причала  стояли   мало.  Всё  больше в море  были.   По  приходе  в  базу,  мы  переходили жить  в  казарму, даже,  если  стояли  в  базе  два – три  дня. Ну  и  питались  в  столовой  береговой  базы. В  море  нас  кормили  очень хорошо,  да  и  на  берегу  нам  был  положен  усиленный  рацион. 

Однажды  у  нас  там  случилось «ЧП».

После  длительного  пребывания в море   мы  вернулись  на  базу  для  пополнения запасов  и  для  производства  ППР.  Перебрались  в  казарму.  Я  был  в  этот  день  дежурный  по  команде.  А  заодно  я выполнял обязанности  строевого  старшины,  или,  как в пехоте – старшина  роты.  У  нас  не  было  такой  штатной  должности. Эти обязанности  выполнял  один  из старшин  команд  в порядке  общественной (по приказанию командира) нагрузки.

Пришло  время  обеда,  и  я  послал  дневальных  накрывать  столы.   После  доклада  дневального  о  готовности  к обеду, я построил команду  и  повёл  её  в  столовую.   Усадив  людей  за  столы, я  вышел  по каким-то  делам  и заодно  послал  дневального  доложить  командиру,  что  обед  готов.  Вернулся  я  в столовую,  чтобы самому  пообедать,  гляжу,   все  сидят  чинно  за  столами, а  еда  не  тронута.

- В  чём  дело, ребята?-  Спрашиваю.

– А  ты  попробуй  эту  бурду,-  отвечают хором.

Я  отхлебнул  из  своей  тарелки  и  выплюнул.  Мои  ребята уже  на  взводе.  Начали  раздаваться голоса: «Мы  их  сейчас  этими  бачками  и тарелками  завалим». «Вылить  им  всё  это  на  головы  или  в  глотки».
Чувствую,  пришло  время  применить  власть.  Ведь  если  моя  братва  сорвётся  и  ринется  на  кухню, то  вряд  ли  что  останется  от  всей  поварской  братии  вместе  с поварёшками  и чумичками.  Живьём  сварят  в  котлах. 
Смотрю,  на  кухне  все  затихли, ни  звука, ни  шороха.

– Всё  ребята!  Приказ,  всем  сидеть  на  местах,  пищу  не  трогать  и  никаких  акций  не  предпринимать.

Сам  же  пошёл  на  доклад  к  командиру.  Только  вышел  из  столовой, вижу, идут  наши  офицеры    во  главе  с  командиром.  Я  к  нему.

– Товарищ  командир,  команда  отказывается  принимать  пищу.

– Почему?  В  чём  дело?- Вроде  спокойно  спрашивает  он,  но  в голосе  чувствуется  напряжение.

Это  же  «ЧП».  И  пока  не  ясно, кто  виноват  и  как  это   отразится  на  нём.

– Я  тоже  отказываюсь  есть  эту  бурду,- заявил я.-  Вы  попробуйте  сами,  товарищ  командир.

Он, молча,  вошёл  в  столовую,  подошёл  к  первому  же  столу  и попробовал  пищу.  Так  же  молча,   вышел  и  позвонил  куда-то.    Мы  сидим, ждём,  а  из  раздаточной, посудомоечной, из дверей  камбуза  напряжённо  наблюдают   работники  пищеблока:  заведующий  столовой,  дежурный, рабочие – матросы  с  береговой  базы. 

Минут  через  десять  приехал  начальник  политотдела  бригады,  он  же и начальник  политотдела  гарнизона.   Высокий, худощавый  капитан  первого  ранга.  Как  и комбрига,  моряки  его  уважали.  Он  к ним  тоже  относился с теплотой.  Он  вошёл  в  столовую,  сопровождаемый  двумя  офицерами.  Одного  я  знал  старшего  лейтенанта  из особого отдела, он у  нас  частенько  бывал  на  лодке.  Наш  командир  доложил начальнику  политотдела   ситуацию.  Попробовав  пищу  из  мисок  моряков,  тот приказал:

– Дежурного  и  заведующего  ко  мне.

Из  камбуза  трусцой  выбежали   мичман  и главный  старшина – оба  сверхсрочники.  Коротко, дрожащими  голосами  представились.  Лица у  них  были  бледные,  да   и  руки  слегка  дрожали  у  виска,  когда  они  рапортовали.   
Ровным,  спокойным,  но  властным  голосом  начальник  политотдела   приказал:

– Даю  вам  два  часа.  Через  два  часа  чтобы  обед  был  готов.  Мне  доложить.  Приеду  сам  снимать  пробу. 

Взгляд  у  него  в  этот  момент  был  суровый  и  неприветливый.   Повернувшись  ко  мне,  он  приказал:

– Команду  отвести  в  кубрик.  Никаких  работ  и  занятий. Отдыхать  не  раздеваясь.  Через  два часа – команду  на  обед.

– Есть,-  козырнул  я  и  скомандовал: -  выходи  строиться.

– Дежурного  по  базе  ко  мне,- кому-то  приказал он.               

Дежурный  снимал  пробу  обеда  и  должен  был  знать,  что  это  за  еда,  если  только  ему  давали  ту,  которую  нам  налили.  Уже, когда я  построил  команду  и  повёл в  казарму, к столовой  бежал, придерживая  кортик,  дежурный  по  базе.  Через  два  часа  мы  пообедали.  Нормальная,  приличная  еда.  Конечно,  не  сравнить  с  той, что мы  в море  едим,  но  хорошая.   
С  тех  пор  матросы  береговой  базы  всегда  знали   наверняка,  что  наша  лодка,  сегодня  вечером  или  завтра  утром  возвратится  с  моря.

– Почаще  приходите  в  базу  с  моря,  а  то  нас  бурдой  кормят.  А как узнают, что  вы  приходите,  начинают  готовить  нормальные  обеды, -  говорили  нам  бербазовские  моряки.
Вот  это  и  есть  человеческий  фактор,  влияющий  на  наше  житьё-бытьё.