6. Ученье свет, а не ученье

Анна Соломахина
Светлана.

Наконец-то началась полноценная учёба! Дознаватель то ли уехал дознавать в другое место, то ли просто поутих, в любом случае, народ немного успокоился. Занятия шли без срывов, комендантский час пусть не отменили, но к тем, кто задержался в библиотеке или на дополнительных занятиях (вроде нас) репрессий не применяли. Единственное, что требовало срочного разрешения – это покупка учебных принадлежностей. Зимние каникулы потратились совсем на другое, а тетрадей осталась всего пара штук, да и самопишущее перо не будет лишним. Хорошо, что Ризола (бабушка Тирза), в отличие от Виоланы (его мамы) предпочитала практичные вещи и подаренная ей одежда вполне годилась для занятий. А та пара чудных платьев из драконьей долины пусть полежат до более подходящего их красоте повода!

К сожалению, такой хороший предлог прогуляться, наконец, по Мирному городу обломался о великодушие директора. На мой запрос она с милой улыбкой выдала целую коробку канцелярии, сказав, что деньги лучше поберечь – впереди лето, настоящей родни у меня нет, а зарабатывать я пока не могу. Не рассказывать же о драконьей спонсорской помощи, боюсь, тогда щедрый дал школы окажется неактуальным: кому в темнице нужны тетради? Да, благие намерения, они не для всех благие!

Настроение упало хуже некуда, разве что новый практикум по водной стихии слегка приободрил. Владимир, магистр первой степени, был приверженцем прогрессивной педагогической методики преподавания «Погружение», о чём радостно сообщил на первом же практикуме. Поначалу мы слегка занервничали от немного фанатичного блеска голубых глаз и странного названия. Лично у меня создалось впечатление, что он нас сейчас сбросит в какой-нибудь аквариум, и кто не выплывет, тот там и останется. На самом деле всё оказалось гораздо интереснее! Занятия действительно проходили в бассейне, но, во-первых, с нормальным уровнем воды, безо всяких подвохов, а, во-вторых, преподаватель погрузился вместе с нами, нацепив по такому случаю обтягивающие плавки цвета морской волны. Подвитые усы и эксцентричная бородка, несмотря на водные процедуры, оставались в неизменном виде – вот, что значит мастер! Жилистое, практически лишённое жира тела и аппетитный зад вскоре стали предметом воздыхания половины женского состава нашей группы. Вторая убивалась по Закарию – студенту по обмену из дружественной академии Ершалаима.

Как удачно, что практические занятия начались после того, как меня выписали! До того шла начитка теории, конспектом с которой любезно поделилась Тамара. «Нет, здесь определённо не хватает ксерокса!» - в который раз мелькнула мысль, после того, как на среднем пальце образовалась характерная ямка. Самопишущее перо мне так и не выдали, мол, это не предмет первой необходимости… Спрашивается, кто их просил вообще что-либо давать? Достаточно было выписать пропуск в город!
- Лягте все на спину и максимально расслабьтесь, - скомандовал Владимир, подавая пример. Волосатые ноги мелькнули над водой и погрузились обратно.
Радостные студенты торопливо распластались вслед за преподавателем, в тайне надеясь, что добрую часть занятия смогут пофилонить.

- Медленно отпускайте сначала мышцы ног, - несмотря на то, что уши находились в воде, голос был прекрасно слышен, он журчал, как горный ручей, бегущий средь холодных камней, погружая сознание в лёгкий транс. – Теперь руки, спина. Глубокий вдох и расслабляем шею. Вы полностью погрузились в приятную негу.
Не знаю, как другие, но я обожала игры с задержкой дыхания. Помню, мама даже пугалась, когда переставала слышать плеск за дверью – это я экспериментировала в ванне, сколько секунд продержусь без воздуха.

- Почувствуйте ритм дыхания стихии, как волны гармонизируют вибрацию вашего тела…

О-о, не знаю, откуда в бассейне взялись волны, но они явственно ощущались: тело покачивалось, волосы  в свободном заплыве вторили мягкому ритму.

- Сконцентрируйте ваше сознание на чувствах кожи. Пусть её поры попробуют вобрать в себя немного воздуха.

Кто-то не выдерживает и всплывает на поверхность. Судорожный вдох и захлёбывающийся кашель.

- Не отвлекаться, держим концентрацию, пробуем дышать!

Горло разрывает от нехватки кислорода. Всё, больше не могу! Всплываю вслед за остальными.

- Ну что, все прокашлялись? – спустя некоторое время, поинтересовался магистр.
Нестройный хор хриплых голосов подтвердил, что да, вроде бы.

- Тогда снова ложимся на спину и начинаем расслабляться!

«Вот ведь зверь!»

***

Тирз.

Вот это я попал! Кто бы мог подумать, что этот невменяемый набросится с кулаками и единственным вариантом будет уклонение? Я, конечно, знал, что наш император тот ещё изверг, но чтобы настолько... Хорошо, что Халкон, а вслед за ним и прочие зрители быстро подошли и окончательно переключили внимание на ранение, умерив пыл нападавшего. Я изрядно устал, пара упущенных возможностей свернуть противнику шею настроения не прибавляли. Стратегия, чтоб её!

И вообще, как-то чересчур быстро наш «дражайший» монарх поправился. Какие-то три дня, и полная боевая готовность налицо. А теперь, глядя, как за считанные минуты затягивается серьёзная рана — острый обломок пробил мышцы до кости — стало ясно, в чём причина столь скорой регенерации. Зелёный в команде. Большая редкость, однако! Надо же, у них был лекарь, а мне лишь компрессами помогли, гады. Хотя, длительный срок моего исцеления сыграл лишь руку.

О зелёных драконах ходили чудные легенды: будто бы люди к ним на поклон ходят, храмы в горах в их честь отстраивают и даже национальным символом сделали. Естественно, такое положение дел нашим золотым явно не по душе, но, насколько я знаю, пока не вмешиваются. Может, потому, что лететь до их клана далеко, а, может, просто своих проблем хватает. Кто его знает? Конкретно этот зелёный был мне не знаком. Как-то повезло мельком видеть придворного лекаря, довольно старого, примерного возраста моей бабули, и это был явно не он. Местный отличался молодостью и жёстким прищуром лимонных глаз.

Кстати, о драгоценной! Надо вернуться к тренировке первичных реакций. Сейчас как раз выдался перерыв, я лежу измотанным мочалом, никто не лезет...

Ещё от своих закадычных друзей из клана фиолетовых — в большинстве своём очень спокойных и добродушных созданий — я знал, что в элитном имперском отряде служит один из них. И это означало только одно — грядущая ментальная проверка. Совершенно непонятно, почему её до сих пор не провели. Единственный вариант, что тот в данное время на задании, или в отпуске, если тут таковые в принципе полагаются. По крайней мере, сегодня на площадке никого со специфическим окрасом не появлялось, и вряд ли кто из местных добровольно захотел пропустить занятное зрелище.

Так вот, о реакциях... Основное, на что обращают внимание менталисты — первичные ощущения. До того, как сформируется мысль, идёт ассоциативная эмоция, которую невозможно подделать, и в этом её главная ценность. Но, всегда можно найти лазейку, даже там, где по виду стоит глухая стена! Конечно, я никогда не смогу выработать неприязнь, если кто-то мне очень дорог, но можно сместить акценты. В случае с бабулей я всё это время культивировал грусть: что она ушла из клана, и от этого я её редко вижу, что любимый дед так рано её покинул. В общем, есть, где мысли развернуться. И главное сосредоточиться на том, что она далеко, на периферии, нечто давнее и малоактуальное.

Мысль о ведьмах такой методике не поддавалась. Какое там далеко, когда Светляк в любой момент могла заявиться ко мне в сон, а с той рыженькой и в явь? Пришлось поломать голову, пока не додумался над подменой самого понятия. Теперь под словом "ведьма" я представлял Татьяну, Ядвигу и Угрима, то есть зло, которое я готов жечь напалмом, рвать когтями, одним словом — изничожать! Благодаря такому подходу в моей клятве не прозвучало ни слова лжи. А император даже не подумал, что в ней мог быть иной смысл. Так что первую проверку мой метод прошёл успешно! А любимую и её друзей я теперь ласково кличу "птичками" — хорошо поют, ага. С Пеланией и Еленой сложнее, у них другая специализация, поэтому они конкретно травница и провидица, безо всяких обобщений. Игра слов, да, но ведь помогает!
 
***
 
Светлана.

С каждым погружением мы всё дольше могли находиться под водой. Когда кончался основной воздух, через поры проникало вполне достаточное количество кислорода, главное, не поддаваться панике и не терять концентрацию. Поскольку группа для этого практикума подбиралась из тех, у кого водная стихия факультативная, то и прогресс у нас шёл довольно равномерно. Сначала дыхание, потом очищение энергетики, к концу семестра предполагалось, что мы должны научиться вбирать силу стихии для исцеления и пополнения резерва.

- Закарий, я понимаю, что вы по обмену, но, поскольку в соответствии со способностями вас поставили на этот предмет, будьте добры следовать моим указаниям, а не кокетничать со студенткой Зяблицкой!

Тамара лишь невинно хлопала ресницами, но не удержалась и тряхнула мокрыми локонами. На этой неделе волосы у неё приобрели интригующий цвет спелого баклажана, оттенявшие и без того светлую кожу.

- Ты же по Даниле сохнешь? — удивлённо шепнула я девушке.

- Одно другому не мешает, — на том же звуковом уровне ответила она, — тем более, что он смотрит на меня совсем как старший брат. Спасибо, мне и одного с избытком!

- Отставить шушуканье! — вновь сердитый глас жилистого преподавателя.
Пришлось вновь насильно расслабляться и дышать порами. В конце концов, не проще ли отрастить для этого жабры?

Следующей парой шла музыкальная магия, хотя после такого выматывающего занятия могли бы и лекцию поставить. Понятно, что всех нас тасовали по предметам, исходя из принадлежности к стихиям, степени грамотности и Бог знает ещё чего, но легче от этого понимания не становилось.

- Да на вас лица нет! — воскликнул Александр, увидев наше вымотанное состояние.

- И кто же вас так? — царапающий баритон Данилы напомнил некоторым, что никакой студент по обмену не сравнится с нашим огневиком.

- Владимир утопил! — в два голоса простонали мы.

- Хм, не сталкивался с ним, я же по второй стихии воздушник, — выдал парень.

- А я по первой! — обрадовалась новому совпадению Тамара.

- А вы как? — спросил Головин Данилу и Марину.

- Я с рукопашки.

- А я с зельеварения.

- То есть все устали, — констатировал магистр.

Мы виновато посмотрели на преподавателя.

- Что ж, тогда по средам будем заниматься инструментами, — поразительно, как  практически в любой неприятности он находит что-то положительное, — это энергетически менее затратно, зато помогает развивать слух.

Ещё с прошлого семестра мы знали, что наиболее эффективными в магическом плане являются духовые, так как вместе с дыханием маг выдаёт часть своей силы. При должном умении та резонирует со звуком и может довольно серьёзно воздействовать на окружающий мир.

- А теперь записываем систематизацию. Первое: воздействие на природные процессы.
Оказывается, определённое сочетание нот и общая тональность оказывали довольно существенное влияние на атмосферные явления, рост флоры и общую гармонию местности. Конечно, существовало множество дополнительных факторов, например, наличие должного количества влаги в атмосфере для её притягивания, если пытаешься вызвать дождь. Обязательным условием, как и в случае с вокальным воздействием, была уместность. Ни в коем случае нельзя было петь и играть летние мелодии зимой. Этим можно нарушить природное равновесие. Конечно, весна на изломе зимы вряд ли наступит, а вот река вскрыться вполне может. Потом, под воздействием общего холода, она снова затянется, но урон местной экосистеме уже нанесён.

Я сразу вспомнила, как на одном из занятий мы учили "Стрелу" — мощную, высокую, проголосную песню, относившуюся к весенне-летнему циклу календарной обрядности. И как я, впечатлённая пронзительной мелодикой, решила погорланить её на берегу озера Увильды в феврале месяце... Надо же, а я тогда решила, что почудилось!

- Второе. Управление домашними животными.

Здесь определёнными комбинациями пастухи, а именно они владели таким мастерством, довольно легко управлялись со стадом. Проблемы возникали либо с тугоухими, либо с совсем уж тупыми особями. И, конечно же, резкое повышение тональности без слов и окриков успешно мобилизовало животину.

- Третье и самое непростое — это воздействие на людей. Здесь открывались воистину безграничные возможности: начиная от управлениями эмоциональным фоном, заканчивая волновым влиянием на энергетические потоки. Благодаря некоторым мастерам люди порой излечиваются даже от тяжёлых болезней. Если работать систематически, конечно.

- Вы и сами прекрасно понимаете, насколько сильно воздействует на вас песня, особенно когда вы её сами исполняете, но есть ноты, которые мало кто может взять. В таких случаях инструмент — наш главный помощник. Как-то раз, ещё безусым школьником, я ездил по обмену в музыкальную академию Ирландии — это был очень интересный опыт, — голубые глаза слегка подёрнулись дымкой давних воспоминаний, — особенно меня впечатлила арфотерапия!

Заинтригованные лица студентов были достойным обрамлением неспешного рассказа.

- Это струнный инструмент очень занимательной формы, — он начертил условный эскиз кривоватого крыла, рассечённого такими же неровными струнами, — когда на нём играешь, то обнимаешь двумя руками и прислоняешься грудью.

Наглядная иллюстрация со спинкой стула выглядела довольно забавно. Естественно, из уважения к Учителю, никто даже не хмыкнул.

- А руки в таком положении не сильно затекают? — Данила, как всегда, отличился мужской практичностью.

- Поначалу зверски, — улыбнулся Александр, — но со временем приноравливаешься. Так вот, благодаря тесному контакту с инструментом его вибрация гораздо мощнее растекается по телу, соответственно, усиливается эффект. Я как-то посидел, поперебирал... в какой-то момент подобралась мелодия, совпавшая с вибрацией моего тела! Как думаете, что получилось?

- Резонанс! — радостно воскликнула я.

- Точно! — одобрительно улыбнулась борода, — у меня даже сердце перестало покалывать, хотя раньше частенько этим грешило.

- Подождите, сердце кололо, в юном возрасте? — подозрения маячили из глубин памяти, стесняясь показаться на всеобщее обозрение.

- Да, я из-за этого даже бегать быстро не мог. Лекарь сказал, что беречься надо, тяжестей не поднимать.

- Ого, так вы что, порок сердца, что ли, вылечили? — вот это инструмент! Да ради такого эффекта я готова хоть сейчас начать его осваивать! Не то, чтобы я страдала особыми болезнями, но ведь только-только третий десяток разменяла.

- Вряд ли, но мне тогда стало значительно легче! А потом я смастерил особой формы гусли, чтобы тоже их обнимать, и периодически подлечиваюсь. Мелодии в таком положении особо не поиграешь, но для неспешного перебора вполне удобная вещь.

***

Александр Головин.

С каждым днём я всё больше убеждаюсь в правильности своего согласия на обмен опытом! Что бы ни говорила добрая половина Совета клана о необходимости держать принципы музыкальной магии в тайне, вторая, слава Баяну, согласилась с моими доводами. К счастью, последних оказалось немного больше, и результаты голосования позволили уехать. Единственное, что беспокоило – необходимость расставания с семьёй на очень долгое время. Конечно, при любой возможности я приезжаю, но всё же. Положа руку на сердце, мне здесь понравилось! Думаю, в следующем году можно будет моих оболтусов сюда перевести (общая программа мало чем отличается, разве что пару предметов нагнать придётся), тогда и упрямица жена подтянется. Ну и что, что не любит разъезды, скоморохи, вон, вообще почти все бездомные да бессемейные. Глядишь, и учеников моих приветит, так-то она у меня добрая, хоть и суровая.

Такое чувство, что сама Доля привела ко мне этих одарённых детей. Первая группа так вообще развивается в два раза быстрее, чем любой адепт из нашего клана. А Светлана оказалась настоящим кладезем! Да, некоторые избранные владеют исцеляющей песней, но совершенно другой: та затягивает раны, вливает силы в больного, максимум сращивает кости. А эта… эта песня возвращает душу. Конечно, ушёдшую за Грань она вряд ли сможет воротить, но в пограничном состоянии – да, и, судя по тексту и аномальной мелодике, именно в этом её предназначение. Это ж надо додуматься соединить мажор и минор воедино! Плач по усопшему и безудержная радость жизни. Никогда бы не додумался до такого!

И после первого потрясения следующие неожиданности не заставили себя ждать. Сначала эта ушлая троица умудрилась сделать связку, теперь сила их магии не складывалась, а умножалась. Вторая ступень. Иные достигали её через десятки лет, самые талантливые – через пять, а здесь и года не прошло… Видимо, работа на грани не только резерв прокачивает, но и слияние ускоряет.
 
И тут же выясняется, что Светлана иномирянка, более того, невеста дракона! Не может быть столько совпадений простым стечением обстоятельств, ведь одной из причин нашей замкнутости от прочих магов была как раз таки дружба с высшими. Когда магическое сообщество отвернулось от драконов, мы не стали предавать своих друзей, напротив, укрыли защитным пологом тех немногих, что поселились глубоко в горах Алтая. В этом крылась ещё один резон моего прибытия в Школу – присмотр за ныне почившей Татьяной, прославившейся своей маниакальной тягой к поиску крылатых ящеров. Получилось не очень, зато ребята не подкачали!

Эх, чую, что-то грядёт, и в этом «что-то» будут замешаны мои ученики. С одной стороны почётно, а с другой страшно – дети ведь ещё.