Прозару - приму любую критику

Вадим Яловецкий
http://www.proza.ru/2013/01/04/1374

Здравствуйте, дорогие читатели. Наш портал давно сотрясают точечные бури о нужности рецензий и их многочисленных  последствиях. Решил ещё раз попробовать себя в этом непростом жанре.

Вот тут пишет мне один писатель: «Я с удовольствием приму любую критику или замечания. Человека нужно чаще обижать и реже хвалить. С уважением». Зашёл на страницу автора почитать его прозу, из 113 произведений вычленил три рассказа, остальные – миниатюры. При беглом обзоре в глаза бросается небрежное отношение к запятым и текстовым блокам. Запятая по правилам русского языка пишется без отступа, а вот текст разбивается на абзацы с отступом для удобства чтения (это уже особенность размещения в интерактивном пространстве).

И вот глаз скользит по строчкам рассказа «Научились!!!». Главное в рассказе сюжет. Первый абзац состоит из пространных нравоучений, например: «Учиться,учиться и ещё раз учиться...." Кто сказал? Молодёжь уже не знает. Не молодёжь возможно ещё помнит.Конечно же дедушка (либо уже прадедушка) Ленин».

Упускаю синтаксис и орфографию, завязка есть, жду развития сюжета. Второй абзац всё те же философские сентенции типа «Мы учимся капитализму! А что самое главное при капитализме - торговля,она двигатель прогресса (кто то сказал). И вот чувствую я , что научились уже». Заглядываю в подзаголовок, уж не ошибся ли жанром: нет, не публицистика – рассказ.

Ага, кажется, появилась завязка: «29 декабря 2012 года,8 день после " конца света",вечер. Покупаю ёлку(на самом деле пихту,а чем отличается пихта от ёлки
это уже отдельный рассказ - не буду писать)пушистую.Принёс домой, аромат!(одно из отличий пихты от ёлки)».

Замечательно, ГГ – сам автор, то есть дальнейшее повествование идёт от первого лица. Сюжет незамысловат: хозяин хочет установить «ёлку-пихту», но обнаруживает грубую подделку из палки и привязанных хвойных лап.
Неприятно, но как это описано: «........конец света! В руках палка, палка от ёлки(  ) с четырмя нижними ветками ,остальные просто рухнули на пол. Лицо жены вижу!Своё не вижу но догадываюсь,что на нём изображено. НАУЧИЛИСЬ!!!!Ё.... Если убрать всё,что я написал до цифры 29 и всё что я напишу ниже, то я бы наверное подружился с сестрой таланта. Но чёрт с ней с "сестрой" и с её братом тоже!!!»

За русский обидно. Построение предложений, скудность языка и прочие обороты меня, как читателя не вдохновляют. Интриги нет, дальнейшие события развиваются вокруг создавшейся ситуации, где сочинитель после очередных рассуждений «вслух», возвращает новогоднему символу первоначальный вид. Авторские тезисы просто убивают. Ну например: «Если бы я был американец,я бы застрелился от позора за страну» или «Мысль свою озвучил.В глазах жены увидел мысль и тут же  услышал то,что увидел:"Скотч", а вот ещё: «Зато у нас у чоловiков в отличии от жiнок кое что имеется(я не о том что между....)». Это должно быть смешно?!

Довольный хозяин, восстановив изделие, делится с читателями: «Вот такой путь проделала моя душа от желания убить до желания любить и всего то за два предновогодних часа. На всякий случай.Товарищ (господин) будь бдителен !!! Ты в России!!!»

Да, отвечаю я, живём в России, где ещё водятся подобные литературные ваятели. И вот моё мнение: оценка предметной изобразительности корява и беспорядочна. Композиция не выстроена, авторский пафос, рассуждения и поступки понятны, но поданы неудачно. Ироничный тон, акценты, не всегда к месту. Останавливаться на пунктуации и орфографии не стану – и так всё видно. Добавлю, что художественные приёмы, метафоры, риторика и насыщенность авторской речи оказалась на низком, если не сказать больше, уровне.

Уважаемый Дмитрий, малые литературные формы очень сложны, они требуют от писателя максимальной самоотдачи. «Рассказ должен быть настолько продуман, завершен и оригинален по своей сути, чтобы его можно было сравнить с фарфоровой статуэткой-миниатюрой, а не с вырубленным из дерева, пусть и забавным, но необработанным чурбачком».

Если желание излагать свои мысли на писательских правах Вас не покидает, пересмотрите свои произведения, возможно, после моего сурового разбора, появится охота что-то переделать. Конкретики и сравнительного анализа представлять не буду, был многократно бит местными графоманами, не обессудьте.

*************************
Критика, это когда усилия рецензента растекаются лужицей и сохнут на жарком солнцепёке общественного мнения.