Аспагаш

Владимир Зырянов
 Летом в деревня  просыпаются рано. Мычат по стайкам коровы, ожидая дойки.
Во дворах  кудахтанье и гоготание.  Крякают вечно голодные шустрые утки. Гуси степенны и не торопливы.  Все в ожидании утренней кормёжки.  Коров доят и выгоняют потом  в стадо, которое под щёлканье бича неторопливо движется за околицу.
Уже в пять утра доярки, и скотники торопятся на ферму. С ночного, пригоняют табун отдохнувших лошадей. Бригадир, объезжая избы и стуча кнутовищем в окно, будит народ на луга. В основном,  это молодёжь, которая  гуляет  почти до самого рассвета.
 Чего-то   особенного, в послевоенной деревне  не происходило. Всё, так же, крутили военные и трофейные  кинофильмы. А по субботам и воскресениям, когда не было фильмов, все шли на танцы.  Девушки и холостые парни, в клуб ходили  порознь, своими небольшими  группами. Гармонист,  Вовка Антипенко, в окружении подростков приходил раньше всех. Гармонь его уже на улице возле клуба начинала звать к себе молодёжь. Отдельно скажу - играл на гармони он виртуозно.Приходили и семейные пары.В ту далёкую пору танцевальные вечера в клубе были намного торжественней, нежели в 70-80годах.На диванах вдоль стен сидели люди разного возраста.Они придирчиво оглядывали молодёжь и гордились своими подросшими детьми.

    А  мы, пацаны,летом целыми днями пропадали на улице.  Такое  общение было и     необходимым и естественным для всей нашей "вольницы". В первую очередь, конечно же, между нами,обсуждались  услышанные последние  деревенские  новости.Частенько, мы уходили в лес, за ручей, к скалам,  где, увлечённо, играли в войну. Вот только фашистом быть, никто не хотел. Поэтому их мы всегда  назначали.  Ведь  там  же, побеждали,   всегда «наши».
А вот  игра в «Красные – Белые», как-то устраивала  всех, там  чапаевцами и «белыми», по переменке  перебывали  все.  Мне,всегда  почему-то  нравилось  быть   в нашем отряде разведчиком.

Через много лет, читая Фенимора  Купера, я влюбился в его замечательные произведения. А роман «Следопыт», долгое время  был  моей настольной книгой.
А, ещё, после, каждого очередного просмотра  фильма о войне,  наши детские игры  шли, по фильму, почти  не меняя сценария.  Наши « боевые стычки» не обходились  порой  без кулачков, потому,  что, никто из нас  не хотел попадать в плен.  Но, замирялись мы,  быстро. И особенно долго  не обижались  друг на друга. Мы, просто,  были ещё детьми.
В те годы, у меня в Аспагаше был верный друг и товарищ - Юрка Антипенко.  С ним, мы не расставались. И курить приобщились тоже вместе. Мама моя,помню,рассказывала, как впервые нас с Юркой,  увидела за этим занятие.  Иду, говорит,  вечером доить корову, а из стайки идет дымок. Ну, думаю, паразиты, подожгли что-то. А вы, вдвоём с Юркой, на моём стульчике сидите, и так неторопливо по-взрослому курите   и ещё о  чём-то  рассуждаете.
 Тут я полотенцем вас и давай шлёпать по спинам. Юрка вывернулся, а ты, Вовочка  подскользнулся  и сел  прямо в свежую  коровью лепёшку. А потом вскочил, обиделся  и убежал на ручей, где долго отмывал  свои штанишки.  Я, и сам, про этот случай   помнил  долго.  Было,невероятно стыдно  глядеть матери  в глаза. Отцу про моё курение она, так и  не сказала.  И я был ей  благодарен,  Ну, словом,  упрямства, мне было не занимить.

Вот ещё один курьёзный случай. Мне ещё нет пяти лет, и я, дома на родительском  пододеяльнике рисую буквы углём.  С бумагой тогда  были вечные проблемы. А  пододеяльник он был, весь,  белым. Так, что разгуляться, было где. Короче я так увлёкся, рисованием, что не заметил, как мама, которая прибежала из школы на большую перемену,смотрит на эти мои художества. А, за  то,  что я продолжал невозмутимо рисовать и дальше, пыхтя, от усердия, не смотря на её просьбу: прекратить,  она меня так отхвостала,  по заднице,  что я долго присаживался на табурет только бочком.
А, вот, курить, по настоящему,   меня приобщили,в школе, наши же семиклассники.  Одев, через плечо,  отцовскую военную, полевую сумку,  я  частенько прибегал к матери в школу.  Из-за этой сумки, меня  взрослые ученики прозвали маленьким Лукашкой. Мама усаживала меня на последнюю  парту, где я  тихо сидел  и  впитывал всё,  что  там происходило.Она учила в первую  смену 1й и3й  классы, а во  вторую  смену 2й и4й классы. Видимо, поэтому я и научился  читать, уже в пять лет.

                Одинокая в поле дорога.Потемневшей соломы стога.
                А,вдали за синеющим логом, к горизонту уходит тайга.
                Там живёт до сих пор моё детство - деревушка в десяток дворов.
                Где с войны возвратившись, отец мой, долго был по-солдатски суров.
                Мы росли, а война чёрной меткой поселилась на вдовьих платках.
                Помню я , тётку Анну - соседку. Было трое у ней на руках
                Как мы прожили все эти годы, не забуду про то никогда!
                А,Война - она  женского рода - как разлука, как смерть, как беда.